ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
дело №33-2586 поступило 23 июня 2015 г.
судья Танганова Б.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 15 июля 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Урмаевой Т.А.,
судей коллегии Ихисеевой М.В., Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Коневиной Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Худяева А.П. к Администрации г. Улан-Удэ об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Гармаевой Л.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 апреля 2015 года, которым постановлено:
исковые требования представителя истца Худяева А.П. удовлетворить. Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Худяева А.П. вне очереди жилое помещение в виде отдельной квартиры, в размере установленной нормы предоставления жилого помещения, в черте г. Улан-Удэ и пригодное для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., явившихся лиц, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Худяева А.П. в лице опекуна Худяевой Н.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к Администрации г. Улан-Удэ. В обоснование иска указывала, что истец является инвалидом 1 группы, в связи с имеющейся тяжелой формой хронического заболевания, совместное проживание в одной квартире невозможно. Кроме того, истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях по категории « малоимущие», нуждается в жилье. Просила обязать ответчика предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Администрация Октябрьского района г. Улан-Удэ и Министерство социальной защиты населения РБ.
В судебном заседании законный представитель истца Худяева Н.В., настаивала на удовлетворении иска по доводам указанным в иске.
Представитель администрации г. Улан-Удэ по доверенности Гармаева Л.В., в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания. В письменном отзыве просила отказать в удовлетворении иска, поскольку обязанность по обеспечению жилым помещением лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, отнесено к расходным обязательствам РФ и осуществляется субъектом РФ путем осуществления заявок на соответствующее финансирование, у муниципального образования обязанности по обеспечению истца жильем не имеется.
Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты населения по РБ по доверенности Меркулова С.А. полагала, что требования подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в судебное заседание, будучи извещенным надлежащим образом, не явился.
Суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Районный суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Гармаева Л.В. просит отменить решение районного суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на незаконность, неправильное применение норм материального права. В частности, указывает на то, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма малоимущих граждан относятся к государственным органам. Предоставление таким категориям граждан жилых помещений из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей соответствующего финансирования. Судом не установлено, что такие полномочия переданы органам местного самоуправления, а не субъекту Российской Федерации. Так, в Законе Республики Бурятия от 07.07.2006 г. N 1732-III определено, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное с ними проживание в одной квартире невозможно, состоят на учете для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия. Суд не определил надлежащего ответчика и необоснованно отказал в привлечении к участию в деле Правительства Республики Бурятия.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Улан-Удэ по доверенности Гармаева Л.В. жалобу поддержала в полном объеме, просила удовлетворить жалобу по ее доводам.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения по РБ по доверенности Меркулова С.А. возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что в соответствии с Федеральным законом №131, уставом города полномочия по обеспечению жилым помещением по договору социального найма малоимущих граждан относится к компетенции Администрации.
Опекун истца Худяева Н.В. в суде апелляционной инстанции просила оставить решение районного суда без изменения, полагала, что оснований для отмены или изменения решения районного суда не имеется.
В силу положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Вывод суда об удовлетворении иска соответствует установленным обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, и сделан с правильным применением норм материального права.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире» относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, под которые подпадает и заболевание Худяева А.П.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно ч.2 ст.58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предоставляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно решению Улан-Удэнского городского совета депутатов от 01.12.2005 г. №289-34 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 17 кв.м. общей площади.
В абз.2 ст.5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010 г. №1734-III сказано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. п. 3 и 5 ст. 14 ЖК РФ).
Согласно ст.5 Устава городского округа «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, Худяева отнесена к категории «малоимущих» граждан.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005 г., и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, следует исходить из норм жилищного законодательства.
А в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, т.е. на Администрацию города Улан-Удэ.
Таким образом, районный суд, разрешая вопрос по существу, обоснованно указал, что право Худяева А.П. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на субъекте Российской Федерации - Республике Бурятия, несостоятельны, не согласуются с указанными выше положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Закон Бурятии от 07.07.2006 г. №1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не содержит норм, определяющих обязанность Республики Бурятия по предоставлению жилья инвалидам. В связи с чем, нельзя принять во внимание ссылку на данный закон в обоснование утверждения о предъявлении истцом требований к ненадлежащему ответчику (органу местного самоуправления).
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что на органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации лежит обязанность по направлению заявок на предоставление субвенций из федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов, ветеранов, не подтверждают незаконность судебного решения. Притом, что и сам ответчик не лишен возможности в установленном законом порядке разрешить вопрос о возмещении расходов, связанных с предоставлением жилья истцу.
Иных доводов, по которым решение районного суда подлежит отмене, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, оснований для отмены нет.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи: М.В. Ихисеева
О.Л. Гимадеева