Судья Курцева И.А. Дело № 33-6262
64RS0004-01-2020-000340-47
Дело № 2-2-867/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 октября 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Паршиной С.В.,
судей Аракчеевой С.В., Смородиновой Н.С.,
при секретаре Смогуновой Е.А., помощнике судьи Самсонове О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрушовой Г.В. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Муниципальному казенному учреждению Балаковского муниципального района «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен аварийного по апелляционной жалобе Муниципальному казенному учреждению Балаковского муниципального района «Управление жилищно-коммунального хозяйства» на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 22 июня 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия
установила:
Митрушова Г.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – администрация БМР), муниципальному казенному учреждению Балаковского муниципального района «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МКУ БМР «УЖКХ») о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен аварийного. В обоснование требований указала, что проживает в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от 09 ноября 2009 года № 48. Постановлением администрации БМР от 14 ноября 2019 года № 4294 жилое помещение, расположенное по указанному адресу, которое представляет собой отдельную пристройку к жилому дому №, признано непригодным для проживания и принято решение осуществить переселение жителей данного жилого помещения в течение года с момента опубликования данного постановления. Жилой дом <адрес> аварийным не признан. Ввиду фактического аварийного состояния жилого помещения, в котором истец проживает, 10 декабря 2019 она обратилась с заявлением к главе администрации БМР о внеочередном предоставлении жилья взамен аварийного без установления какого-либо срока, так как в спорном жилом помещении отсутствует отопление и существует опасность взрыва газа. В ответе на обращение истца от 09 января 2020 года указано, что для рассмотрения вопроса о постановке на жилищный учет для последующего рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения истцу и членам ее семьи необходимо собрать перечень документов, указанный в приложении к настоящему письму. Полагая ответ администрации БМР не соответствующим нормам жилищного законодательства, истец обратилась с названным иском в суд.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 22 июня 2020 года исковые требования удовлетворены частично, на администрацию БМР возложена обязанность предоставить нанимателю Митрушовой Г.В. и члену ее семьи Митрушову А.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью 65,4 кв. м, жилой площадью 19,9 кв. м, в пределах муниципального образования <адрес>, в удовлетворении исковых требований к МКУ БМР «УЖКХ» отказано.
МКУ БМР «УЖКХ» не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы выражает несогласие с выводами суда о предоставлении истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения. В обоснование доводов жалобы указано, что Митрушова Г.В. в момент обращения с заявлением о предоставлении помещения являлась общедолевым собственником жилого помещения, обеспеченность ее жильем составляла больше учетной нормы.
В возражениях на апелляционную жалобу Митрушова Г.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии истец Митрушова Г.В., представители администрации БМР, МКУ БМР «УЖКХ», третье лицо Митрушов А.В. не явились, извещены о заседании судебной коллегии надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что имеются основания для изменения решения суда в части размера общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <адрес> состоит в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Балаково (реестровый номер №).
Указанное жилое помещение предоставлено Митрушовой Г.В. на основании обменного ордера № 666 от 20 ноября 1986 года, выданного на основании постановления администрации города Балаково от 09 октября 1980 года № 11 на семью составом 4 человека – истец, ее супруг ФИО8, сын ФИО15., дочь ФИО9
09 ноября 2009 года между нанимателем Митрушовой Г.В. и наймодателем муниципальным учреждением муниципального образования город Балаково «Управление жилищно-коммунального хозяйства» в отношении указанного жилого помещения заключен договор социального найма жилого помещения № 48, в состав семьи нанимателя включены: сын ФИО15 и супруг ФИО8
Дочь истца ФИО9 отказалась от включения ее в договор социального найма.
ФИО8 был исключен из состава членов семьи нанимателя по договору социального найма в связи со смертью 11 октября 2017 года.
Согласно техническому заключению, подготовленному ООО «Энергопромроект» в 2019 году, в результате обследования строительных конструкций жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 65,4 кв. м, жилой площадью 19,9 кв. м, срок эксплуатации данного жилого помещения составляет 80 лет. Согласно приложению 5 РДС РК 1.04-07-2002 «Правила оценки физического износа зданий и сооружений», расчетный срок службы жилого деревянного здания составляет 50 лет. Предельный физический износ здания составляет 70%. Такие здания подлежат сносу. Капитальный ремонт здания жилого дома за все время эксплуатации не проводился. В процессе проведения обследования строительных конструкций жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Наружные и внутренние стены жилого помещения, заполнение проемов, чердачное перекрытие, полы, стропильная кровля находятся в аварийном состоянии. Деревянные перекрытия и полы поражены гнилью, имеют прогибы. Из-за отсутствия отмостки происходит замачивание грунтов основания фундаментов. Деформации наружных и внутренних стен и деревянного перекрытия свидетельствуют об осадке фундаментов. У наружных стен теплозащитные свойства снижены, не соответствуют нормам. Физический износ жилого помещения составляет 75%. Состояние несущих конструкций жилого дома характеризуется потерей несущей способности и снижением эксплуатационных характеристик. Выполнение реконструкции жилого помещения экономически нецелесообразно, так как необходима полная замена несущих конструкций здания (фундаментов, стен, перекрытий, стропильной кровли). В связи с вышеизложенным, опасностью обрушения несущих и ограждающих конструкций, в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» данное жилое помещение признано аварийным, исчерпавшим свой эксплуатационный срок, не подлежащим реконструкции и непригодным капитальному ремонту.
В соответствии с техническим заключением № 103 от 11 ноября 2019 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации БМР от 26 января 2017 года № 216, основанием для признания отдельно стоящего помещения – <адрес> непригодным для проживания является: ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации помещения отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Постановлением администрации БМР от 14 ноября 2019 года № 4294 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, в связи с чем принято решение осуществить переселение жителей данного жилого помещения в течение года с момента опубликования постановления.
10 декабря 2019 года Митрушова Г.В. обратилась в администрацию БМР с заявлением о внеочередном предоставлении жилья взамен аварийного без установления какого-либо срока, так как в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует отопление и существует опасность взрыва газа.
Из ответа администрации БМР от 09 января 2020 № 01-33/47 следует, что предоставлению жилого помещения по договору социального найма предшествует рассмотрение вопроса о постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
До настоящего времени органом местного самоуправления иное благоустроенное жилое помещение истцу и члену его семьи по договору социального найма не предоставлено.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, обязав администрацию БМР предоставить Митрушовой Г.В. и члену ее семьи вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах муниципального образования город Балаково Саратовской области. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из непригодности жилого помещения для проживания, наличия угрозы жизни и здоровья проживающим в нем лицам, т.е. объективной нуждаемости истца в другом жилом помещении, длительном неисполнении органом местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения взамен непригодного жилого помещения.
Как следует из Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого Решением Собрания Балаковского муниципального района от 29 сентября 2015 года № 938, Балаковский муниципальный район Саратовской области является муниципальным образованием, наделенным Законом Саратовской области от 23 декабря 2004 года № 78-ЗСО «О муниципальных районах» статусом муниципального района. Администрация Балаковского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области. Администрация Балаковского муниципального района в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования город Балаково, исполняет полномочия администрации муниципального образования город Балаково, являющегося административным центром Балаковского муниципального района (ст. ст. 1, 28 Устава).
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания его непригодным для проживания, возлагается на орган местного самоуправления как на наймодателя жилого помещения, которым является администрация БМР.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела судом первой инстанции доказательств того, что квартира, в которой проживает истец и член ее семьи, пригодна для проживания, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ администрацией БМР не представлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Вместе с тем, определяя размер подлежащего предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, в связи с чем судебная коллегия не может согласиться с определенным судом размером общей площади жилого помещения.
Определяя площадь подлежащего предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции исходил из общей площади, указанной в техническом паспорте на жилое помещение, изготовленном 11 апреля 2016 года, в котором указано, что общая площадь жилого помещения составляет 65,4 кв. м, в которую, в том числе включена площадь холодных кладовой и коридора в размере 9,5 кв. м.
Как следует из договора социального найма жилого помещения от 09 ноября 2009 года, заключенного между Митрушовой Г.В. и МУМО город Балаково «Управление жилищно-коммунального хозяйства», общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 56,6 кв. м (л.д. 90).
31 октября 2019 года Митрушова Г.В. обратилась в МКУ БМР «УЖКХ» с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору социального найма № 48 от 09 ноября 2009 года об исключении ФИО8 из состава семьи в связи со смертью и изменении площади квартиры на 55,9 кв. м согласно техническому паспорту от 11 апреля 2016 года (л.д. 100).
15 ноября 2019 года между Митрушовой Г.В. и МКУ БМР «УЖКХ» заключено дополнительное соглашение № 1 к договору социального найма жилого помещения от 09 ноября 2009 года, в соответствии с которым общая площадь квартиры изменилась с 56,6 кв. м на 55,9 кв. м (л.д. 94).
Согласно выписке № 129 от 03 марта 2020 года из реестра муниципальной собственности муниципального образования город Балаково (реестровый номер №), выданной МКУ БМР «УЖКХ», общая площадь квартиры <адрес> составляет 55,9 кв. м (л.д. 114).
Из представленных Митрушовой Г.В. по запросу судебной коллегии платежных документов по оплате за наем жилого помещения за <адрес> «А» по <адрес> следует, что оплата в 2019 году производилась из общей площади жилого помещения в размере 56,6 кв. м, в 2020 году – из общей площади в размере 55,9 кв. м.
В силу части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В связи с чем правовых оснований для увеличения площади жилого помещения до 65,4 кв. м за счет неотапливаемых кладовой и коридора у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, определяя площадь предоставления жилого помещения, судебная коллегия исходит из того, что по договору социального найма от 09 ноября 2009 года с учетом дополнительного соглашения к договору от 15 ноября 2019 года истец является нанимателем жилого помещения общей площадью 55,9 кв. м.
При изложенных обстоятельствах и с учетом положений п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия считает состоявшееся решение суда подлежащим изменению в части размера общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 22 июня 2020 года изменить в части размера общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
«Обязать администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области предоставить Митрушовой Г.В. и члену ее семьи ФИО15 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью 55,9 кв. м, в пределах муниципального образования город Балаково Саратовской области.».
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения Балаковского муниципального района «Управление жилищно-коммунального хозяйства» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи