Дело № 2а-1972/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2020 года г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой Г.В.,
при помощнике Голенковой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воскресенску Московской области к Кузнецову Станиславу Алексеевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Воскресенску Московской области обратилось в Воскресенский городской суд Московской области с административным иском, с учетом уточнения, к Кузнецову С.А. о взыскании недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 55,05 рублей, по транспортному налогу за 2015 год в размере 2500,00 рублей, пени в размере 2145,14 рублей, на общую сумму 4645,14 рублей.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что Кузнецов С.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от <дата> №, <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты. Кузнецов С.А. не исполнил обязанность по уплате налога и ему было направлено требование от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, предложено уплатить налог в добровольном порядке. Кузнецовым С.А. сумма налога добровольно уплачена не была.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Воскресенску Московской области Павлович Ю.Н. в судебном заседании просила удовлетворить административные исковые требования в полном объеме, пояснила, что на момент формирования требования вошла задолженность по пеням.
Административный ответчик Кузнецов С.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требованиях и пояснил, что пени пересчитаны не были, прошло более 5 лет, не согласен с суммой по транспортному налогу, с пенями в размере 55,05 рублей согласен. Платил согласно налоговым документам.
Административный ответчик представил письменный отзыв /л.д.41/, заявил о применении срока исковой давности, поскольку пропущен налоговым органом срок для предъявления иска.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего:
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 45 названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1); неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных данным Кодексом (пункт 6).
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что положения статей 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков, поскольку такое законодательное регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с настоящим кодексом. При этом, объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ).
Налоговая ставка установлена в статье 361 Налогового кодекса РФ, а порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу - в статье 362 Налогового кодекса РФ.
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Кузнецову С.А. в спорный период принадлежало на праве собственности следующее имущество: автомобиль <данные изъяты> г.р.з. № квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> /л.д.31-37/.
Административному ответчику Кузнецову С.А. административным истцом были направлены налоговые уведомления от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты, налоговые требования от <дата> №, от <дата> №, от <дата> № / л.д.8,10,12,14,23,26,28/, что подтверждается реестрами об отправке и сообщениями из налогового органа/л.д.9,11,13,24,27,29/.
Сумма пени подтверждается расшифровкой задолженности налогоплательщика /л.д.5-6/.
Мировым судьей 28.04.2020 года вынесен судебный приказ по заявлению ИФНС по г. Воскресенску Московской области о взыскании недоимки по налогам и пени с Кузнецова С.А., который определением от 13 мая 2020 года отменен, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения /л.д. 7/.
Таким образом, налоговый орган в установленном ст. 52 НК РФ порядке исполнил обязанность по направлению налогового уведомления физическому лицу. Согласно данной норме в случае, если уведомление направляется по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 ноября 2016 года N 2513-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщика.
Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Доводы административного ответчика о пропуске срока подачи административного искового заявления, суд отклоняет, поскольку определением исполняющего обязанности мирового судьи № 18 судебного участка Воскресенского судебного района Московской области от 13 мая 2020 года судебный приказ отменен. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 06 августа 2020 года, в течение шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа.
Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пеней ИФНС по г. Воскресенску исполнена, правильность расчета сумм налоговой недоимки, пени подтверждена, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие его полномочия на обращение в суд с указанными требованиями, а административным ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения налоговой обязанности за 2015 год, не опровергнута правильность расчета сумм налогов и пеней, при таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.111 п.1 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ к уплате по делу подлежит государственная пошлина в сумме 400 рублей, которую, исходя из положений ст.111 КАС РФ, суд находит необходимым взыскать с Кузнецова С.А. в доход бюджета городского округа Воскресенск Московской области.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воскресенску Московской области к Кузнецову Станиславу Алексеевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц - удовлетворить.
Взыскать с Кузнецова Станислава Алексеевича в пользу ИФНС России по г. Воскресенску Московской области недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов пеня в размере 55,05 рублей, транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 2500,00 рублей, пени в размере 2145,14 рублей, на общую сумму в размере 4 645,14 рублей /четыре тысячи шестьсот сорок пять рублей четырнадцать копеек/.
Взыскать с Кузнецова Станислава Алексеевича в доход бюджета городского округа Воскресенск Московской области государственную пошлину в размере 400 /четыреста/ рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено 20 ноября 2020 года.
Судья Соболева Г.В.