Дело 2-1534/2020
Санкт-Петербург 24.09.2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Батогова А.В.,
при секретаре Булыгиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокуратуры Петербургского метрополитена о признании информационных материалов запрещенными к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Петербургского метрополитена обратилась в суд с заявлением о признании информационных материалов запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Петербургского метрополитена проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних. В ходе проверки 27.08.2020 проведен осмотр интернет-сайта: https://100xyev.net/tag/priest, на котором размещены в свободном доступе материалы порнографического характера, а именно-видеозапись, на которой видно как почти обнаженные женщины, на которых одет покров – головной убор католической монахини (атрибут христианства), совершают действия сексуального характера с женщинами и мужчинами, в том числе священнослужителями с католическими крестами с демонстрацией обнаженных женских и мужских половых органов, о чем свидетельствует копирование изображения, отображенного на экране монитора при помощи клавиши «Print Screen». Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста или иных ограничений в доступе. Прокуратура Петербургского метрополитена просит признать информацию, распространяемую на интернет-сайте по сетевым адресам: https://100xyev.net/tag/priest информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения данного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явилось, извещен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке по ст. 150 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Проведенной прокуратурой Петербургского метрополитена проверкой 27.08.2020 проведен осмотр Интернет-сайта: https://100xyev.net/tag/priest, на котором размещены в свободном доступе материалы порнографического характера, а именно-видеозапись, на которой видно как почти обнаженные женщины, на которых одет покров – головной убор католической монахини (атрибут христианства), совершают действия сексуального характера с женщинами и мужчинами, в том числе священнослужителями с католическими крестами с демонстрацией обнаженных женских и мужских половых органов, о чем свидетельствует копирование изображения, отображенного на экране монитора при помощи клавиши «Print Screen». Размещение на данном интернет-сайте данных материалов следует расценивать как информацию порнографического характера, а действия владельцев интернет-сайта – как распространение порнографических материалов, поскольку она не имеет научного, медицинского или учебного предназначения, а осуществляется для удовлетворения сексуальных потребностей посетителей.
Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста или иных ограничений в доступе, в связи с чем данная информация может нести вред здоровью и психическому развитию детей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещается общедоступная информация, обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности не допускать использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 17 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией, государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
В развитие указанной нормы ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
В соответствии с требованиями п. 7 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится в том числе информация порнографического характера.
Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, а ровно неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «интернет») информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ.
Распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних является преступлением, ответственность за которое установлена ст. 242 УК РФ.
Положения ч. 1 ст. 9, ч.ч.1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе запрещая распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из ст. 15.1 Федерального закона № 149, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее - Реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Указанный материал может рассматриваться как содержащий информацию, оскорбляющую религиозные чувства верующих.
Статьей 5.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчу или уничтожение.
Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих является преступлением, ответственность за которое установлена ст.148 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 77 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры).
Совокупность всех вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что в свободном демократическом обществе не может считаться свободой мысли, слова, мнения и информации распространение информационных материалов противоправного характера, способных оскорбить религиозные чувства верующих.
Таким образом, соблюдение прав граждан (авторов и владельцев информационных материалов) на свободу слова и распространения в сети Интернет информации не может являться основанием для нарушения интересов неопределенного круга лиц, которым распространением противоправных информационных материалов наносится вред. В случае создания подобной ситуации авторы информационных материалов противопоставляли бы свои интересы интересам общества.
Согласно п. п. 12, 13, 23 Указа Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646) наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются, в том числе: противодействие использованию информационных технологий для распространения ксенофобии, нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Незаконное распространение в сети «Интернет» информации порнографического характера влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии с ч. 1 с. 39 КАС РФ.
Заявление о признании информационных материалов запрещенными к распространению на территории Российской Федерации также подано с целью установления их правового состояния, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение таких материалов, но и для предотвращения их использования в будущем иными лицами.
Ст. 265.1 КАС РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с требованием о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Проведенной проверкой установлено, что техническая площадка рассматриваемого Интернет-ресурса расположена на территории Кипра, что препятствует определению административного ответчика. В ходе проведенной проверки установить юридическое (физическое) лицо, которому принадлежит Интернет-страница, не представилось возможным, что подтверждено актом осмотра сайта по электронному адресу: https://100xyev.net/tag/priest.
На основании изложенного, суд полагает возможным удовлетворить иск.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокуратуры Петербургского метрополитена о признании информационных материалов запрещенными к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте по сетевому адресу: https://100xyev.net/tag/priest информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца.
Председательствующий Батогов А.В.
Решение изготовлено и оглашено в полном объёме 24.09.2020