Решение по делу № 2а-844/2021 от 26.04.2021

Дело № 2а-844/2021,

24RS0018-01-2021-001276-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июня 2021 года г. Зеленогорск

Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Жуков К.М., рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании со ФИО1 пени по недоимки страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 4 квартал 2016 года в размере 99,33 руб., с ДД.ММ.ГГГГ 355,20 руб.; пени по недоимки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с ДД.ММ.ГГГГ 1477,09 руб., мотивированы требования тем, что ответчик как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов. Дата прекращения предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ФИО1 обязанность по уплате страховых взносов в добровольном порядке не исполнила, поэтому инспекцией начислена пеня, которая так же не оплачена до настоящего времени.

Представитель административного истца просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик ФИО1 письменных возражений на административный иск не представила в суд, возражений против упрощенного (письменного) порядка судебного разбирательства также не направила. Судебное извещение с разъяснением прав и порядка упрощенного (письменного) порядка судебного разбирательства ФИО1 не получено, возвращено по истечении срока хранения на почте.

Изучив материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страховая» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент образования задолженности до 1 января 2017 года), плательщиками страховых взносов являлись страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относились, в том числе, индивидуальные предприниматели.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производилась не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (часть 8 статьи 16).

Порядок уплаты страховых взносов с 01 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункт 2 статьи 48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Конституционный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 года № 422-О отметил, что Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).

Согласно Письму ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 «О направлении обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год» исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Федеральный закон от 24.07.2009 года № 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В силу частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 436-ФЗ) признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Федерального закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Федерального закона № 436-ФЗ и статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.

Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС19-10771 по делу № А74-6054/2018 и в Письме ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № СА-4-7/1129@ «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2019 года по вопросам налогообложения».

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно пп. 1, 2 п. 3.42 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны: уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы и вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Согласно ст. 28 Закона N 167-ФЗ (на период нахождение ФИО1 в статусе индивидуального предпринимателя) индивидуальные предпринимателя уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 7 500 руб. в месяц.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период оплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федераций порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного оправляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного с периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими и этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный доверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год; если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 23 400 руб. за расчетный период 2017 года.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (страховых взносов). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей на это время, ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В силу части 4 статьи 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 поставлена на учёт в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, снята с учёта в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Прекратив предпринимательскую деятельность, ФИО1 страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды до ДД.ММ.ГГГГ, а также страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование с ДД.ММ.ГГГГ не уплатила. В связи с этим ответчику выставлено требование.

Так, МИФНС России по Красноярскому краю направила налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты недоимки по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 15665 руб. и пени 1810,76 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в размере 7495,20 руб. и пени 43,53 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 17101,89 руб. и пени 1098,55 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3072 руб. и пени 355,20 руб.. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование ответчиком в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорска мировым судьей судебного участка № 31 в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края вынесен судебный приказ по делу № 2А-825/30/2020 о взыскании со ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени в сумме 3264,51 рубля.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края на основании поступивших возражений должника судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменён.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Зеленогорский городской суд Красноярского края с настоящим иском.

Поскольку ФИО1 прекратила предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ, то вся недоимка по страховым взносам и пени образовалась за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательства невозможности списания налоговым органом недоимки по пени по страховым взносам за 2016 год, превышения размера задолженности по соответствующим страховым взносам и пеням, числящихся за административным ответчиком, размера, определяемого в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, суду также не представлены.

В силу положений вышеназванных законов налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРИП. Таким образом, ответчик являлся страхователем в системе обязательного социального страхования, как плательщик страховых взносов и несет обязанность по их уплате, однако, прекратив свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не уплатила своевременно страховые взносы.

Доказательств уплаты страховых взносов ФИО1 в судебное заседание не представлено.

Ввиду неуплаты административным ответчиком ФИО1 страховых взносов за 2017 год, за ней числится недоимка по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию в размере 15 665 рублей и страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию в фиксированном размере за 2017 год в размере 3072,75 рублей.

В связи с нарушением установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательные пенсионное страхование были начислены пени в размере 1477,09 рублей и страховых взносов на обязательные медицинское страхование были начислены пени в размере 355,20 рублей.

Суд, проверив расчет страховых взносов и пени, признает их правильными и обоснованными, соответствующим закону, материалам дела и установленным обстоятельствам.

Учитывая, что ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по полной уплате задолженности по страховым взносам и пени, доказательств, подтверждающих освобождение от обязанности производить уплату страховых взносов и пени, либо наличия задолженности в ином размере ответчиком суду не представлено.

Административное исковое заявление подано в срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ.

Оценив представленные по административному делу письменные доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд находит административные исковые требования МИФНС в части взыскания пени по уплате страховых взносов за 2017 год по обязательному пенсионному страхованию 1477,09 рублей и пени по уплате страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию 355,20 рублей.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В связи с частичным удовлетворением требований административного истца со ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска освобожден административный истец, в соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 291-294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю частично удовлетворить.

Взыскать со ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес> <адрес> пени по уплате страховых взносов за 2017 год по обязательному пенсионному страхованию 1477,09 рублей и пени по уплате страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию 355,20 рублей, а всего 1832 (одна тысяча восемьсот тридцать два) рубля 29 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать со ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течении пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья К.М. Жуков

2а-844/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 7 по Красноярскому краю
Ответчики
Смирнова Елена Александровна
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Жуков К.М.
Дело на сайте суда
zelen.krk.sudrf.ru
26.04.2021Регистрация административного искового заявления
26.04.2021Передача материалов судье
27.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
11.06.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее