Решение по делу № 2-243/2020 от 30.07.2020

Гр. дело № 2-243/2020г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2020 г.     г.Белозерск Вологодской области

Белозерский районный суд Вологодской области в составе:

судьи             Михеева Н.С.,

при секретаре     Войновой А.И.,

рассмотрел гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белозерского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального района, администрации Глушковского сельского поселения Белозерского района, МУ «Горзаказчик» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды, проведенной прокуратурой Белозерского района Вологодской области в июле 2020 г. выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном на юго-западном направлении от городского кладбища.

Прокурор Белозерского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Белозерского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать указанную несанкционированную свалку. В обоснование указано, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (мебель, пластиковые, стеклянные бутылки, картонные коробки, пластиковая и металлическая упаковка от продуктов питания, строительный материал, ветки деревьев) выявлено на территории Глушковского сельского поселения Белозерского района в кадастровом квартале . Площадь захламления составляет более кв.м. Мер по её ликвидации администрация района не принимает.

Определением суда от 17 августа 2020 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Глушковского сельского поселения Белозерского района и МУ «Горзаказчик».

В судебном заседании прокурор Капитонова А.Г. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Белозерского муниципального района Карлина А.М. исковые требования не признала. Суду пояснила, что несанкционированное складирование отходов выявлено на территории Глушковского сельского поселения. Организация сбора и вывоза мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения. В связи с этим ответственным за ликвидацию выявленной свалки является администрация Глушковского сельского поселения.

Представитель ответчика администрации Глушковского сельского поселения Белозерского района в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие. В судебном заседании от 2 сентября 2020 г. представитель администрации Глушковского сельского поселения Лоншакова Т.А. исковые требования прокурора не признала. Суду пояснила, что выявленная свалка образовалась не по вине жителей сельского поселения, а, вероятнее всего создана жителями города Белозерска. Предполагает, что свалка находится на городских землях, за пределами территории Глушковского сельского поселения.

Представитель ответчика МУ «Горзаказчик» в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие. В судебном заседании от 2 сентября 2020 г. представитель МУ «Горзаказчик» Кононова О.Л. исковые требования прокурора не признала. Суду пояснила, что имел место единичный случай вывоза МУ «Горзаказчик» веток из города в указанное место складирования мусора, который произошел по вине тракториста учреждения. Однако, данные ветки были вывезены оттуда силами их учреждения сразу после того как поступило заявление в прокуратуру. Иных случаев вывоза их учреждением мусора в указанное место, не имелось.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца – территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Специалист М., являющаяся специалистом по земельным вопросам Управления Росреестра по Вологодской области в Белозерском районе, в порядке консультации пояснила, что согласно представленным ей на обозрение документам, выявленная свалка располагается на территории муниципального образования «Глушковское сельское поселение».

Суд, заслушав пояснения сторон, консультацию специалиста, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора по следующим основаниям.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 ст.3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. №607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного Закона).

В рассматриваемом случае, каких-либо доказательств, позволявших бы определить собственника отходов, расположенных на несанкционированной свалке, выявленной в ходе прокурорской проверки, суду не представлено.

Отходы в виде веток, складированные на данной территории МУ «Горзаказчик» были вывезены оттуда силами этого же учреждения, что подтверждается представленными суду материалами проверки. Иных собственников отходов не установлено.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Так как несанкционированная свалка выявлена на территории муниципального образования Глушковское сельское поселение, что подтверждается схемами, представленными прокурором и пояснениями специалиста, суд полагает, что ответственной за ликвидацию данной свалки является администрация Глушковского сельского поселения.

В удовлетворении исковых требований к остальным ответчика следует отказать.

При определении срока исполнения судебного решения суд исходит из необходимости изыскания администрации сельского поселения дополнительных финансов для проведения работ, а также невозможность проведения работ по очистке территории в зимний период времени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Белозерского района удовлетворить.

Возложить на администрацию Глушковского сельского поселения Белозерского района Вологодской области обязанность в срок до 1 июня 2021 г. ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на территории Глушковского сельского поселения Белозерского района по юго-западному направлению от городского кладбища в кадастровом квартале (координаты ).

В удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области, МУ «Горзаказчик» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательно виде.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 15 сентября 2020 г.

Судья Н.С. Михеев

Копия верна. Судья     Н.С. Михеев

2-243/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Белозерского района Вологодской области
Ответчики
администрация Глушковского сельского поселения
МУП "Горзаказчик"
Администрация Белозерского муниципального района
Другие
ТОУ Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах
Суд
Белозерский районный суд Вологодской области
Судья
Михеев Н.С.
Дело на сайте суда
belozersky.vld.sudrf.ru
30.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
10.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее