Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г. Богородицк Тульская область
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Илюшкиной О.А.,
при секретаре Бекк В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-692/2020 по иску Звягина Н.М. к администрации МО Товарковское Богородицкого района Тульской области, Комитету имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район, Дубровскому А.Ф. Овсянниковой Г.А., Дубровскому А.А. о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Звягин Н.М. обратился в суд к администрации МО Товарковское Богородицкого района Тульской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в он вместе со своей женой ФИО2 проживает в доме по адресу: <адрес> где зарегистрирован.
Данный дом истцом был приобретен у ФИО1. Между ним и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен в письменной форме договор купли - продажи жилого дома со всеми надворными постройками расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> га, в <адрес>. Данный договор был заверен в Администрации <адрес> сельского округа в день заключения договора.
Согласно договору, им - Звягиным Н.М., продавцу ФИО1 были переданы денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, о чем имеется запись в вышеуказанном договоре купли-продажи.
С момента заключения договора и до настоящего времени, каких-либо претензий со стороны ФИО1, его родственников, а так же других заинтересованных лиц не было, и нет.
С момента приобретения вышеуказанного дома и до настоящего времени он - Звягин Н.М., как своим собственным открыто и добросовестно владеет вышеуказанным домом, то есть оплачивает налоги, коммунальные платежи (за свет, за газ, за воду), поддерживает дом в жилом состоянии, возделывает и облагораживает земельный участок у дома.
ДД.ММ.ГГГГ он и его жена ФИО2 были зарегистрированы в <адрес>.
Решением Богородицкого районного суда Тульской области от 30 октября договор купли - продажи, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, между Звягиным Н.М. и ФИО1 о продаже Звягину Н. М. указанного жилого дома с надворными постройками признан действительным. За Звягиным Н.М. признано право собственности на дом № № с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, при доме значится земельный участок, который принадлежит ФИО1 Этим земельным участком площадью <данные изъяты> кв. м. с момента покупки дома и до настоящего времени пользуется истец.
На основании изложенного истец просит суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный при домовладении по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены комитет имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район, наследники ФИО1 – Дубровская А.Ф., Овсянникова Г.А., Дубровский А.А.
Истец Звягин Н.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представители ответчиков администрации МО Товарковское Богородицкого района, комитета имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район, Дубровская А.Ф., Овсянникова Г.А., Дубровский А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений на иск не представили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд рассмотрел спор в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продал Звягину Н.М. за <данные изъяты> рублей жилой дом со всеми при нем надворными постройками, земельным участком размером <данные изъяты> га по адресу: <адрес>. Согласно расписке в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 получены деньги в размере <данные изъяты> руб., в присутствии свидетелей. Подписи сторон в договоре заверена главой администрации <адрес> сельского округа в день заключения сделки.
Данный договор заключен в простой письменной форме, подписан сторонами, условие по оплате Звягиным Н.М. выполнено.
Согласно повторному свидетельству о смерти №, выданному территориальным отделом ЗАГС <адрес> управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., жилому дому, принадлежащему на праве частной собственности ФИО1, присвоен следующий адрес: <адрес>.
Согласно копии паспорта истца и домовой книги регистрации граждан по месту жительства по адресу: <адрес>, в жилом доме Звягин Н.М. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Богородицкого районного суда Тульской области от 30 октября 2019 года признан действительным договор купли-продажи, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, между Звягиным Н.М. и ФИО1 о продаже Звягину Н.М. жилого <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метра, жилой площадью <данные изъяты> кв. метра, с надворными постройками: сараем под литерой <данные изъяты>», сараем под литерой «<данные изъяты>», сараем под литерой «<данные изъяты> сараем под литерой «<данные изъяты>», погребом под литерой «<данные изъяты>», уборной под литерой «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, действительным. За Звягиным Н.М. признано право собственности на жилой дом № общей площадью <данные изъяты> кв. метра, жилой площадью <данные изъяты> кв. метра, с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании вступившего в законную силу судебного акта в Единый государственный реестр недвижимости была внесена запись регистрации ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности Звягина Н.М. на данный объект недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН за ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении дела судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при заключении договора купли-продажи указанного жилого дома и между ФИО1 и Звягиным Н.М. условия относительно совершения сделки по отчуждению данного недвижимого имущества были соблюдены. Передача недвижимого имущества покупателю Звягину Н.М. произведена.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда, которое в силу ст. 61 ГПК Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
По данным ЕГРН сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м адрес: относительно жилого дома по адресу: <адрес> отсутствуют.
При этом, в составе технического паспорта на жилой дом <адрес> составленного Богородицким отделением ГУ ТО «Областное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, содержится ситуационный план земельного участка. На ситуационном плане отображены расположенные на участке объекты недвижимости, а именно жилой дом с надворными постройками в едином контуре забора с калиткой, за пределами которого находится также погреб, выгребная яма, сарай, входящие в состав домовладения. Относительно территории домовладения имеется указание на расположение сзади дома огорода.
В представленной администрацией МО <адрес> надлежащей заверенной копии записи от ДД.ММ.ГГГГ № из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения о правах ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, сл. <адрес>, согласно которой в личном пользовании хозяйства ФИО1 (главы семьи) находилась земля всего площадью на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> га, в ДД.ММ.ГГГГг. - <данные изъяты> га, в том числе под постройками, кустарниками, лесами, оврагами, балками и общественными дорогами на ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> га.
Посевная площадь всего на ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> кв. м, на ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> кв. м, в т.ч. под картофель на ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> кв. м, на ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> кв. м, под овощи на ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> кв. м, на ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> кв. м.
Таким образом, в личном пользовании хозяйства ФИО3 находилась земля на ДД.ММ.ГГГГ гг. всего площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты> кв. м.)
Указанные обстоятельства подтверждены выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной администрацией МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой гр. ФИО1, проживавшему по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, о чем в похозяйственной книге № от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ администрация МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сделана запись.
С учетом изложенного и разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» суд приходит к выводу, что и на момент сделки домовладение и земельный участок при нем принадлежали одному лицу - ФИО1 на праве собственности; земельный участок при домовладении по адресу: <адрес>, имеет площадь по документам <данные изъяты> кв. м., в том числе под домом, постройками, под садом, под огородом, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства.
Из текста договора купли-продажи, заключенного между Дубровским А.Ф. и Звягиным Н.М. следует, что предметом договором являлся кроме жилого дома с надворными постройками и земельный участок по адресу: <адрес>.
Тем не менее, государственная регистрация указанного договора купли-продажи в том числе и в части продажи земельного участка не была произведена и не может быть совершена в настоящее время в Управлении Росреестра по Тульской области ввиду смерти прежнего владельца.
Согласно закрепленному в подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Данный принцип конкретизирован в статьях 273, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии со ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание строение или сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования.
В силу п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев, прямо указанных в данной норме.
В случае принадлежности объектов недвижимости и земельного участка, на котором они расположены, одному лицу, в обороте объекты недвижимости и участок выступают совместно. Сделка, воля сторон по которой направлена на отчуждение здания или сооружения без соответствующего земельного участка, или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости принадлежат одному лицу, является ничтожной (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
По смыслу приведенных норм и разъяснений, в случае принадлежности объектов недвижимости и земельного участка, на котором они расположены, одному лицу, в обороте объекты недвижимости и участок выступают совместно.
В соответствии с п. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, строения и сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 552 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 555 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором продажи недвижимости, установленная в нем цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее.
Анализ вышеприведенных норм земельного и гражданского законодательства позволяет суду сделать вывод о неразрывности судьбы земельного участка с прочно связанными с ним объектами. При отчуждении строения они следуют его судьбе, переходя к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме.
Поскольку принадлежащие одному собственнику объекты недвижимости и земельный участок, на котором они расположены, не могут выступать в обороте раздельно, не имеется оснований для государственной регистрации перехода к покупателю права собственности на объекты недвижимости без государственной регистрации перехода к нему права собственности на земельный участок.
Таким образом, поскольку принадлежащие одному лицу объекты недвижимости и земельный участок, на котором они расположены, в обороте участвуют только совместно, а в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки следуют судьбе прочно связанных с ними объектов, цель совершения сделки купли-продажи жилого дома и спорного земельного участка, на котором данный объект расположен, не могут не совпадать.
Спорный земельный участок не находится в фактическом владении других лиц, в частности наследников ФИО1, его фактическим владельцем является истец как собственник жилого дома на протяжении длительного времени (с ДД.ММ.ГГГГ года). Правопритязания на земельный участок при домовладении отсутствуют. Дубровский А.Ф., Овсянникова Г.А., Дубровский А.А. не возражали против удовлетворения иска относительно признания права на земельный участок за истцом.
Поскольку отчуждение объекта недвижимости (жилого дома), ранее проданного истцу, и спорного земельного участка произведено в пользу истца одновременно, раздельное отчуждение их было невозможно, учитывая положения действующего законодательства, размер спорного земельного участка, вид его разрешенного использования, его назначение и расположение на нем жилого дома, построек, а также сада и огорода, независимо от того, был ли зарегистрирован договор купли-продажи с части продажи земельного участка при домовладении в установленном порядке, было ли это оговорено в договоре купли-продажи дома, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м необходим для личного подсобного хозяйства, использования и эксплуатации принадлежащего Звягину Н.М. жилого дома с хозяйственными и бытовыми постройками, под садом и огородом (относящимися, как установлено судом, к единой территории домовладения (хозяйства). Иное бы свидетельствовало о ничтожности сделки.
При этом суд не может отнести к числу относимых и допустимых доказательств по делу представленную истцом ксерокопию выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданную администрацией МО Товарковское Богородицкого района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой гр. ФИО1, проживавшему по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, о чем в похозяйственной книге № от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Товарковское Богородицкого района ДД.ММ.ГГГГ сделана запись, потому как данный документ противоречит содержанию подлинной выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной администрацией МО Товарковское Богородицкого района за той же датой (ДД.ММ.ГГГГ) о праве собственности ФИО1 на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. по указанному адресу и содержанию копии записи от ДД.ММ.ГГГГ № из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что земельный участок принадлежал правопредшественнику истца на праве собственности площадью <данные изъяты> кв. м, то суд полагает, что истец приобрел право собственности на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме при покупке дома. В этом случае предоставление такого земельного участка в порядке ст. 39.20 ЗК РФ, исключается.
При таких обстоятельствах, исковые требования Звягина Н.М. основаны на законе, представленных доказательствах, подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░