Дело №а-966/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2018 года гор. Воскресенск
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой Г.В.,
с участием прокурора Кисловой Н.И.,
при секретаре Сивакове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Родина Владимира Васильевича к Территориальной избирательной комиссии Воскресенского района Московской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Родин В.В. обратился в Воскресенский городской суд Московской области с административным иском о признании действий по отказу в голосовании на выборах Президента РФ на другом избирательном участке и включении в число избирателей других лиц, зарегистрированных по адресу: <адрес>, кроме него, незаконными и обязании исключить из числа избирателей в книге избирателей на выборах Президента РФ по адресу: <адрес>, лиц незаконно вписанных по этому адресу.
В обоснование административного иска Родин В.В. указал, что после того, как в УИК по адресу: <адрес>, не было оформлено заявление о его участии в выборах Президента РФ на другом участке и исключении из числа избирателей лиц, указанных в книге избирателей по его адресу, по вопросу регистрации которых административный истец никогда и никуда не обращался, он обратился к ответчику. Однако ответчик не принял мер по устранению нарушения, в связи с чем, Родин В.В. обратился в суд с настоящим заявлением.
Определением суда от 18 марта 2018 года производство по делу в части требований о включении в число избирателей других лиц по адресу: <адрес>, кроме административного истца, незаконными и обязании исключить из числа избирателей в книге избирателей на выборах Президента РФ по адресу: <адрес>, лиц, незаконно вписанных по этому адресу, прекращено.
Административный истец Родин В.В. в судебное заседание не явился, извещался по адресу регистрации, указанном в административном исковом заявлении, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил.
Как предусмотрено частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В силу статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки. Судебная повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки (часть 1).
В случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату (часть 2).
Административный истец Родин В.В. был извещен о подготовке по настоящему административному делу на 16 часов 00 минут 17 марта 2018 года /л.д. 18/, после чего покинул помещение суда.
Согласно рапорту УУП НОП УМВД России по Воскресенскому району майора полиции ФИО4 17 марта 2018 года проводилась работа по вручению судебной повестки гр-ну Родину В.В., проживающему по адресу: <адрес>. При посещении указанного адреса в 20 часов 16 минут в квартире находилась девушка, которая представилась гр. ФИО5 и пояснила, что её отец Родин В.В. по данному адресу не проживает, где он проживает, ей неизвестно. При этом она была извещена о судебной повестки, а именно, о явке гр. Родина В.В. в Воскресенский городской суд в 09 часов 30 минут 18 марта 2018 года, но в получении данной судебной повестки отказалась.
Согласно рапорту УУП НОП УМВД России по Воскресенскому району майора полиции ФИО4 <дата> проводилась работа по вручению судебной повестки гр-ну Родину В.В., проживающему по адресу: <адрес>. При посещении указанного адреса в 08 часов 55 минут, дверь квартиры никто не открыл, уведомить гражданина Родина В.В. не представилось возможным.
Суд, в связи с принятием всех возможных мер по извещению административного истца Родина В.В., и уклонением последнего от явки, рассмотрел дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Воскресенского района Гетманов И.В. возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в решении № от <дата>. Пояснил, что право Родина В.В. избирать, гарантированное ему Конституцией РФ, не нарушено, поскольку он имеет возможность проголосовать на выборах Президента РФ на избирательном участке по месту своей регистрации. У УИК № не имелось оснований для оформления заявления о включении Родина В.В. в список избирателей по месту нахождения, так как Родин В.В. отказался от предоставления паспорта РФ и заполнения заявления установленного образца.
Прокурор Кислова Н.И. в своем заключении просила отказать в удовлетворении административного иска, поскольку 16 марта 2018 года Родин В.В. обратился в УИК № с устным заявлением о включении его в список избирателей по месту жительства. От заполнения заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на основании паспорта гражданина РФ административный истец отказался, тем, самым нарушил порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента РФ, утвержденный Постановлением ЦИК РФ от 01.11.2017 года № 108/900-7.
В судебном заседании был допрошен свидетель ФИО8, который пояснил, что он является председателем УИК №, 16 марта 2018 года около 18 часов Родин В.В. обратился с устным заявлением в УИК № о включении его в список избирателей по месту нахождения. Родину было предложено заполнитель заявление установленного образца и предоставить паспорт, для удостоверения его личности, на что гражданин Родин В.В. отказался, заявил, что желает голосовать в помещении школы №. На вопрос прокурора, свидетель пояснил, что в помещении школы № расположены два избирательных участка: УИК № и УИК №. По данному факту им были даны объяснения в ТИК Воскресенского района.
Выслушав представителя административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные Родиным В.В. административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего:
Согласно ч. 1 ст. 239 КАС РФ, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 статьи 70 настоящего Федерального закона список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования. При выявлении территориальной избирательной комиссией (территориальными избирательными комиссиями) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках указанная комиссия (указанные комиссии) до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит (проводят) работу по устранению ошибок или неточностей в списках.
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" п. 3, 6 Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых законом предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон. Открепительное удостоверение изготавливается по форме согласно приложению 2 или 3 к настоящему Федеральному закону. Текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются организующей выборы, референдум комиссией в сроки, установленные законом. Указанной комиссией определяются также способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении. П.6. Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель, участник референдума находится в этом учреждении на излечении), руководителем органа социальной защиты населения (если избиратель, участник референдума является инвалидом), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель, участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).
Согласно п. 4.1Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" Избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок, в том числе может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче избирательными комиссиями. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в сети "Интернет" в соответствии с порядком.
Как установлено в судебном заседании, Родин В.В. обратился в Территориальную избирательную комиссию Воскресенского района с заявлением о признании незаконным отказа УИК в голосовании на выборах Президента Российской Федерации на другом избирательном участке. От заполнения заявления, установленной формы и предъявления паспорта гражданина РФ административный истец отказался, тем, самым нарушил Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации, утвержденный Постановлением ЦИК РФ от 01.11.2017 года № 108/900-7.
Из п. 1.1 Постановления ЦИК России от 01.11.2017 N 108/900-7 "О Порядке подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации" следует, что Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 4.1 статьи 27 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и определяет порядок и сроки подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения (далее - заявление), способы защиты заявления от подделки, порядок обработки и передачи информации об указанных заявлениях, в том числе с использованием ГАС "Выборы", а также порядок учета избирателей для включения их в список избирателей на избирательных участках по месту нахождения и исключения из списков избирателей на избирательных участках по месту жительства, размещения информации о числе избирателей, подавших заявления, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п 2.14. абз. 1 Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01 ноября 2017 года № 108/900-7 /далее – Порядок/ избиратель, не имеющий возможности принять участие в голосовании по месту жительства и подать заявление в соответствии с пунктами 2.1, 2.5 Порядка, может не ранее чем за четыре дня до дня голосования (вторник) и не позднее 14 часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования (суббота), оформить в УИК избирательного участка, где он включен или имеет право быть включенным в список избирателей (за исключением УИК избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации), заявление (форма заявления приведена в приложении N 4 к Порядку) (далее - специальное заявление), при предъявлении которого в день голосования избиратель включается в список избирателей на указанном в специальном заявлении избирательном участке. 2.4. Заявление подается избирателем в ТИК, УИК или через МФЦ лично на бумажном носителе при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). 2.8. Заявление на бумажном носителе, поданное в ТИК, УИК или через МФЦ, содержит основную часть, которая остается в соответствующей избирательной комиссии или МФЦ, и отрывной талон, который после регистрации заявления передается избирателю. Форма заявления и правила его заполнения приведены в приложениях N 2 и N 3 к Порядку. 2.9. В основной части заявления как на бумажном носителе, так и в машинописном виде указываются: фамилия, имя, отчество избирателя, дата рождения, адрес места жительства (в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации) либо информация о том, что избиратель не имеет регистрации по месту жительства, серия и номер паспорта (в период замены паспорта - номер временного удостоверения личности), дата и время подачи заявления, а также место нахождения избирателя в день голосования, включая наименование субъекта Российской Федерации (наименование иностранного государства) и номер избирательного участка, на территории которого избиратель желает принять участие в голосовании. 2.14. Избиратель, не имеющий возможности принять участие в голосовании по месту жительства и подать заявление в соответствии с пунктами 2.1, 2.5 Порядка, может не ранее чем за четыре дня до дня голосования (вторник) и не позднее 14 часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования (суббота), оформить в УИК избирательного участка, где он включен или имеет право быть включенным в список избирателей (за исключением УИК избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации), заявление (форма заявления приведена в приложении N 4 к Порядку) (далее - специальное заявление), при предъявлении которого в день голосования избиратель включается в список избирателей на указанном в специальном заявлении избирательном участке. УИК в указанные сроки должна быть обеспечена возможность оформления избирателями специальных заявлений в течение не менее четырех часов в день по графику, определенному избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.2 Порядка. В специальном заявлении указываются фамилия, имя, отчество избирателя, дата его рождения, адрес места жительства (в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации), серия и номер паспорта (в период замены паспорта - номер временного удостоверения личности), номер избирательного участка по месту жительства, дата оформления специального заявления, подпись избирателя, фамилия, инициалы и подпись члена УИК с правом решающего голоса, оформляющего специальное заявление, а также информация о месте нахождения избирателя в день голосования, включая наименование субъекта Российской Федерации (наименование иностранного государства), номер избирательного участка, на территории которого избиратель желает принять участие в голосовании, и адрес помещения для голосования. В целях защиты специального заявления от подделки используется специальный знак (марка) (далее - марка).
В соответствии с п. 1.3. Правил заявление заполняется на основании паспорта гражданина Российской Федерации (в период замены паспорта - временного удостоверения личности).
Согласно п.3.1 Приложения N 3 к Порядку подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации – «Правила заполнения заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения» 3.2. Бланк специального заявления заполняется самостоятельно избирателем или по его просьбе членом УИК с правом решающего голоса. 3.3. В специальном заявлении в специально отведенных полях печатными буквами и цифрами указываются сведения об избирателе: место нахождения избирателя в день голосования, включая наименование субъекта Российской Федерации (наименование иностранного государства) и номер избирательного участка, на территории которого избиратель желает принять участие в голосовании; фамилия, имя, отчество; дата рождения (в числовом формате <число> <месяц> <год>); адрес места жительства (в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации), включая наименование субъекта Российской Федерации;серия и номер паспорта (в период замены паспорта - номер временного удостоверения личности); дата оформления специального заявления (в числовом формате <число> <месяц> <год>). 3.4. Избиратель собственноручно проставляет подпись.
Установленный Законом порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации Родиным В.В. соблюден не был.
В силу статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие /бездействие/ являются законными.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что в действиях Территориальной избирательной комиссии Воскресенского района Московской области нарушений законодательства о выборах, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.