дело № 2-2767/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

< дата >        ...

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Оленичевой Е.А.

при секретаре Заеровой А.Н.

с участием представителя заявителя ОАО АНК «Башнефть» - Водякова Д.В., действующего по доверенности от < дата > года,

представителя Государственной инспекции труда в РБ Ишмухаметовой Г.Ф. по доверенности от < дата > года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества АНК «Башнефть» о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда,

УСТАНОВИЛ:

ОАО АНК «Башнефть» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания Государственной инспекции труда в ...... от < дата > выданного в адрес филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть - УНПЗ», указав в обоснование заявления, чтоАкт проверки и Предписание содержат необоснованные выводы и требования о необходимости «определения порядка индексации заработной платы работников филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть - УНПЗ» в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, ст. 134 ТК РФ. В обязанности Общества как работодателя входит обеспечение справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 ТК РФ). В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Из ст.134 ТК РФ следует, что одним из способов увеличения реального содержания заработной платы является индексация, при этом основной причиной индексации, но не величиной, на которую индексируется заработная плата, является рост потребительских цен на товары и услуги. Императивных положений об ограничении работодателей, не финансируемых из бюджета, в выборе мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, законодательством не установлено. Иными мерами, позволяющими обеспечить такое повышение, являются, в том числе, увеличение должностных окладов по результатам работы работников или в связи с изменением структурно- организационных условий. При этом ст. 134 ТК РФ предоставляет право организациям, не финансируемым из соответствующих бюджетов, самостоятельно определять порядок индексации заработной платы в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте.Трудовой кодекс РФ не предусматривает какой-либо иной индексации заработной платы, кроме индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, при этом ТК РФ не устанавливает характер связи индексации с ростом потребительских цен, а также не определяет вид зависимости индексации от роста потребительских цен. Системное и буквальное толкование сочетания слов «в связи с ростом потребительских цен» (ст. 134 ТК РФ) имеет единственное правильное значение - «вследствие роста потребительских цен». Данный подход соответствует позиции Конституционного суда РФ, согласно которой нормативные положения, предоставляющие работодателям, не получающим бюджетного финансирования, право самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. При этом работодатель вправе самостоятельно избирать критерии для проведения индексации (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 № 913-0-0, Определение Ивановского областного суда от < дата > по делу № ..., Определение Ленинградского областного суда от 23.01.2013 по делу № 33-217/2013). Таким образом, в Обществе определён порядок индексации заработной платы, предусмотренный ст. 134 ТК РФ. Акт проверки и Предписание содержат необоснованные и не основанные на законе выводы о том, что порядок индексации заработной платы работникам Филиала локальными нормативными актами Филиала не определен. Поскольку Общество не относится к категории работодателей, получающих бюджетное финансирование, в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ, оно осуществляет индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором и локальными нормативными актами, а именно: в соответствии с п. 2.2. Коллективного договора ОАО АНК «Башнефть» на < дата > г.г. от < дата > (Зарегистрирован в Управлении труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения по ... < дата >) индексация заработной платы осуществляется ежегодно в порядке, установленном локальными нормативными актами ОАО АНК «Башнефть»; согласно п. 5.1 Положения об определении и пересмотре уровня оплаты труда работников филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» П-07-03-03, (утв. Приказом директора филиала от < дата > ...), в редакции Приказа Президента ОАО АНК «Башнефть» ... от < дата >, «индексация заработной платы работников, ее пересмотр (в том числе по итогам ежегодной оценки работников) проводятся по результатам сравнения целевого совокупного годового дохода работников с данными обзоров рынка труда, проводимых консультативными компаниями Hay Group, Ernst & Young и другими, а также статистическими данными о средней заработной плате в Республике Башкортостан, иных субъектах РФ, на территории которых расположены обособленные структурные подразделения ОАО АНК «Башнефть», на основании приказа Президента Общества/Директора Филиала, утверждаемого не позднее последнего месяца календарного года, следующего за годом, за который производится индексация/ пересмотр заработной платы, с учетом финансовой возможности Общества». Таким образом, в локальных нормативных актах Общества уже закреплен порядок индексации заработной платы работников Филиала и основания ее проведения в соответствии с требованиями трудового законодательства и, в частности, ст. 134 ТК РФ. Другими способами повышения реального содержания заработной платы работников, закрепленными в локальных нормативных актах Общества, является комплекс социальных льгот и гарантий, подразумевающих как выплату работникам денежных средств (материальная помощь, дополнительные оплачиваемые отпуска, выплаты стимулирующего характера), так и предоставление материального обеспечения неденежного характера (добровольное медицинское страхование работников за счет средств работодателя, путевки в санатории- профилактории, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря, стоимость которых полностью или частично компенсируется Обществом). В связи с вышеизложенным Предписание об определении в локальном нормативном акте порядка индексации заработной платы работников филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» на основании единственного критерия - роста потребительских цен на товары и услуги, является незаконным. Кроме того, в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 3 Конвенции № 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года «в задачу системы инспекции труда входит: обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений». Из системного анализа указанной выше нормы, во взаимосвязи с абзацем 1 части 1 ст. 356 ТК РФ и абзацем 6 части 1 ст. 357 ТК РФ следует, что при проведении проверок государственный инспектор труда имеет право выдавать обязательные для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Установление иных критериев индексации заработной платы не противоречит трудовому законодательству и сложившейся судебной практике, как следствие, инспектор труда при проведении проверки не был наделен правом выдавать Предписание.

В судебном заседании представитель заявителя ОАО АНК «Башнефть» - Водяков Д.В. заявленные требования поддержал, просил заявление удовлетворить. Суду пояснил, что ежегодно руководством ОАО АНК «Башнефть» проводится мониторинг уровня заработной платы в ОАО АНК «Башнефть» и других организациях аналогичного уровня.

Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции труда в ... ФИО3 в судебном заседании, против удовлетворения заявления возражал, указывая на положения ст.134 ТК РФ и полагая, что индексация заработной платы работников направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников в связи с чем, повышение заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен является обязанностью работодателя. Пункт 2.2. Коллективного договора ОАО АНК «Башнефть» на < дата > г.г. предусмотрена индексация заработной платы в порядке, установленном локальными нормативными актами Общества. Поскольку локальные нормативные акты филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть - УНПЗ» не содержат конкретного порядка индексации заработной платы, то он должен быть предусмотрен в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, как это предусмотрено ст. 134 ТК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Судом установлено, что ОАО АНК «Башнефть» является коммерческой организацией. Проверка проводилась в отношении филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть - УНПЗ».

Поскольку ОАО АНК «Башнефть» не относится к категории работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов, в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ оно обязано производить индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями либо локальными нормативными актами.

В соответствии с п. 2.2. Коллективного договора ОАО АНК «Башнефть» на < дата > г.г. от < дата > (Зарегистрирован в Управлении труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения по ... < дата >) индексация заработной платы осуществляется ежегодно в порядке, установленном локальными нормативными актами ОАО АНК «Башнефть».

Согласно п. 5.1 Положения об определении и пересмотре уровня оплаты труда работников филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» ... (утв. Приказом директора филиала от < дата > ... в редакции Приказа Президента ОАО АНК «Башнефть» ... от < дата > индексация заработной платы работников, ее пересмотр (в том числе по итогам ежегодной оценки работников) проводятся по результатам сравнения целевого совокупного годового дохода работников с данными обзоров рынка труда, проводимых консультативными компаниями Hay Group, Ernst & Young и другими, а также статистическими данными о средней заработной плате в Республике Башкортостан, иных субъектах РФ, на территории которых расположены обособленные структурные подразделения ОАО АНК «Башнефть», на основании приказа Президента Общества/Директора Филиала, утверждаемого не позднее последнего месяца календарного года, следующего за годом, за который производится индексация/ пересмотр заработной платы, с учетом финансовой возможности Общества.

Суд, проанализировав нормы действующего трудового законодательства, положение локального нормативного акта, регулирующего вопросы оплаты труда работников общества считает, что ОАО АНК «Башнефть» и его филиалом «Башнефть - УНПЗ» соблюдены требования действующего законодательства в части индексации заработной платы.

Законодатель предусмотрел обязанность работодателей производить индексацию заработной платы работников, учитывая, что в силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению.

Вместе с тем, индексация не обеспечивает реального повышения содержания заработной платы, в связи с чем, она лишь включается в механизм повышения заработной платы и не является единственным способом его обеспечения.

Как пояснил представитель Заявителя в ОАО АНК «Башнефть» и филиале «Башнефть -УНПЗ» используются различные способы повышения реального содержания заработной платы работников, подразумевающие как выплату работникам денежных средств (материальная помощь, дополнительные оплачиваемые отпуска, выплаты стимулирующего характера), так и предоставление материального обеспечения неденежного характера (добровольное медицинское страхование работников за счет средств работодателя, путевки в санатории-профилактории, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря, стоимость которых полностью или частично компенсируется ОАО АНК «Башнефть»).

Императивных положений об ограничении работодателя в выборе мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, не существует, такое повышение может обеспечиваться иными мерами, в том числе повышением должностных окладов по результатам работы работника, в связи с изменением структурно-организационных условий, а также выплатой премий, которые помимо функции поощрения и стимулирования работников, повышают реальное содержание заработной платы.

Трудовым законодательством не установлены требования к механизму индексации заработной платы в коммерческих организациях, в связи с чем, работодатель вправе самостоятельно избрать критерии для проведения индексации.

При этом суд принимает во внимание разъяснения Конституционного суда РФ, содержащиеся в Определении от 17.06.2010 г. № 913-О-О, которым постановлено, что нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.

Локальными нормативными актами филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть - УНПЗ» установлен порядок индексации заработной платы.

При таких обстоятельствах, Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность ОАО АНК «Башнефть» и его филиала «Башнефть - УНПЗ».

Суд считает, что у Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан отсутствуют основания для возложения на ОАО АНК «Башнефть» в лице филиала «Башнефть - УНПЗ» обязанности индексировать заработную плату работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, выданное в адрес филиала ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть - УНПЗ» предписание Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан №... от < дата > не соответствует требованиям законодательства, противоречит установленным обстоятельствам дела, требованиям ст. 134 ТК РФ, является незаконным и не подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░3... ░░ < ░░░░ > ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» «░░░░░░░░ - ░░░░» ░ ░░░░ ░░ < ░░░░ > ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░» «░░░░░░░░ - ░░░░» ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ....

░░░░░         ░.░.░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2767/2014

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО АНК Башнефть
Другие
ГИТ РБ
Суд
Советский районный суд г. Уфы
Дело на сайте суда
sovetsky.bkr.sudrf.ru
19.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2014Передача материалов судье
19.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2014Предварительное судебное заседание
24.03.2014Судебное заседание
28.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее