2-3799/2021
74RS0028-01-2021-007103-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Лебедевой
секретаре А.Н. Елыковой
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием аудиопротокола гражданское дело по иску Кузнецовой Н.В. к индивидуальному предпринимателю Коноваловой Т.В. об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова Н.В. обратилась в суд с иском к ИП Коноваловой Т.В. об установлении факта трудовых отношений в период с 15 декабря 2020 года по 24 июня 2021 года в качестве разнорабочего, взыскании заработной платы за период с мая 2021 года по июнь 2021 года в сумме 18940 рублей, судебных расходов в размере 28 800 рублей, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
В обоснование иска указала, что в период с 15 декабря 2020 года по 24 июня 2021 года она работал у ИП Коноваловой Т.В. в обязанности входило посадка, высадка, и прополка. Работала осуществлялась в п. Шибанова, Красноармейского района Челябинской области. График работы был 6 дней рабочих с 8 часов до 18 часов, один выходной. Оплата за смену 1000 рублей, за вычетом питания. В среднем размер заработной платы составляет 25 000 рублей. Последним рабочим днем было 24 июня 2021 года, отношения прекратила в связи с невыплатой заработной платы, После расторжения трудовых отношений ей не выплачена заработная плата за период с 16 по 31 мая 210 рублей, с 1 по 15 июня 12500 рублей, с 18 по 24 июня 2021 года - 6230 рублей. Просит удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании истца настаивала на удовлетворении требований, указала, что состояла именно в трудовых отношениях, поскольку подчинялась графику работы, получала два раза в месяц заработную плату, была допущена к работе по поручению индивидуального предпринимателя, подчинялась лицу, назначенному индивидуальным предпринимателем как руководителем, работу осуществляла в интересах Коноваловой Т.В., кроме того доставка до места работы и домой была организована работодателем, также работодателем были организовано питание во время обеденного перерыва.
Ответчик ИП Коновалова Т.В. с иском в части выплаты заработной платы в размере 18 940 рублей согласилась, остальные требования оставила на усмотрение суда, указала, что не знает точно с какого времени истца приступила к работе.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к убеждению, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно статьи 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениям, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с частью 1, 3 статьи 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого им в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя.
В силу частей 1, 2 статьи 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами РФ трудового кодекса РФ", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме. При этом следует иметь виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора, наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
Согласно п. 17, 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2018 года № 15 "О применении судами законодательства регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства которые отнесены к микропредприятиям" к характерным признакам трудовых отношений в соответствии со статьями 15 и 56 ТК РФ относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характера этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации, должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам трудового правоотношения также относятся в частности выполнением работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни, и ежегодный отпуск, оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником дохода, предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем.
При разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения суд в силу статей 55, 59 и 60 ГПК РФ вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством. К таким доказательствам могут быть отнесены письменные доказательства, свидетельские показания, аудио, видеозаписи и другие
В соответствии со ст. 19.1 ТК РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора трудовыми отношениями может осуществляться судом, в случае, если физическое лицо, являющиеся исполнителем по указанному договору обратилось непосредственно в суд.
Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями, толкуется в пользу наличия трудовых отношений.
Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке установленном частями первой-третьей настоящей статьи, были признанны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считается возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей.
Судом установлено, что истица Кузнецова Н.В. состояла в трудовых отношения с ИП Коноваловой Т.В. в период с 15 декабря 2020 года по 24 июня 2021 года в должности разнорабочей.
Сам факт трудовых отношений не оспаривается самим ответчиком ИП Коноваловой Т.В., подтверждается показаниями свидетелей Г.Е.А.. В.И.Ю., П.А.Е.
Свидетель В.И.Ю. суду пояснил, что Кузнецова Н.В. была принята для выполнения сезонных работ, точную дату приема на работу он назвать не может.
Свидетель Г.Е.А. суду пояснила, что она работала с мая по июнь 2021 года у ИП Коноваловой Т.В., когда она пришла работать Кузнецова Н.В. уже работала в данной организации.
Свидетель П.А.Е. подтвердила период работы у данного работодателя с апреля 2021 года июнь 2021 года, так как сама тоже работала у ИП Коноваловой Т.В. в данный период.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что в силу норм трудового права, действует презумпция трудовых отношений, ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, того, что истец не работала в ИП Коноваловой Т.В. в период с 15 декабря 2020 года по 24 июня 2021 года суд считает, что необходимо установить факт трудовых отношений между ИП Коноваловой Т.В. и Кузнецовой Н.В. в период с 15 декабря 2020 года по 24 июня 2021 года.
Истцом заявлены требования о взыскании заработной платы за период ее работы с мая 2021 года по июнь 2021 года у ИП Коноваловой Т.В. в размере 18940 рублей смена: из расчета 1000 рублей смена, за вычетом обедов.
В соответствии со ст. 21, 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Размер заработной платы определяется трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 Трудового кодекса РФ).
Поскольку спора о размере недополученной заработной платы между истцом и ответчиком, нет. Ответчик согласилась с предъявленной ко взысканию суммой заработной платы за май, июнь 2021 года в размере 18 940 рублей, суд считает возможным учитывая признание иска в данной части ответчиком взыскать с Коноваловой Т.В. в пользу Кузнецовой недополученную заработную плату в размере 18940 рублей.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего имущественного ущерба.
Частью 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определение размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
С учетов вышеприведенных норм права, принимая во внимание, что ответчиком нарушены права истца, суд считает возможным взыскать с компенсацию морального вреда в сумме 2500 рублей.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
К заявлению о возмещении расходов истцом приложен договор от 30 июня 2021 года и квитанции на сумму 28 800 рублей.
В соответствии с п. 10, 11 Постановления Пленума Верховного Судом РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Ответчик Коновалова Т.В. просила уменьшить размер судебных расходов, с учетом требований разумности.
Учитывая объем действий, выполненных по договору от 30 июня 2021 года ООО Региональным правовым центром «ДИКТУМ» в интересах истца, а именно составление искового заявления, принцип разумности и справедливости, наличие возражений ответчика, о несоразмерности судебных расходов, суд находит возможным взыскать понесенные истцом судебные расходы на юридические услуги в размере 3 000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку Кузнецова Н.В. при подаче иска была освобождена от уплаты госпошлины, её исковые требования в части были заявлены обосновано, то с ответчика, исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1057 рубля: 300 рублей за требования неимущественного характера, и 757 рубля за требования имущественного характера.
Руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить факт трудовых отношений между Кузнецовой Н.В. и индивидуальным предпринимателем Коноваловой Т.В. в период с 15 декабря 2020 года по 24 июня 2021 года.
Взыскать с ИП Коноваловой Т.В. в пользу Кузнецовой Н.В., заработную плату в сумме 18940 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 2500 рублей, судебные расходы в сумме 3000 рублей, всего 24440 рублей, в остальной части иска отказать,
Взыскать с ИП Коноваловой Т.В. в доход местного бюджета госпошлину в сумме 1057 рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья А.В. Лебедева