Дело № 2-88/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Материкина Н.В.,
при секретаре судебного заседания Горловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка Омской области 28 марта 2017 года гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Борчанская СОШ» к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Борчанская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия и об обязании обеспечить наличие в указанном образовательном учреждении стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указав, что прокуратурой в ноябре 2016 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о военно-патриотическом воспитании несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Борчанская СОШ» отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). В связи с выявленными нарушениями законодательства прокурором района в адрес директора МБОУ «Борчанская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении соответствующих нарушений закона. По результатам рассмотрения указанного представления МБОУ «Борчанская СОШ» выявленные нарушения законодательства не устранены. Просит признать незаконным бездействие МБОУ «Борчанская СОШ», обязать МБОУ «Борчанская СОШ» обеспечить наличие в указанном образовательном учреждении стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера), при недостаточности у МБОУ «Борчанская СОШ» собственных денежных средств обязанность по финансированию исполнения решения суда возложить на комитет по образованию администрации Кормиловского муниципального района Омской области. Взыскать с ответчика в пользу местного бюджета сумму государственной пошлины.
Впоследствии прокурор района уточнил исковые требования в части возложения обязанности по финансированию исполнения решения суда на МБОУ «Борчанская СОШ», а также обязать МБОУ «Борчанская СОШ» обеспечить материально-техническое оснащение МБОУ «Борчанская СОШ» для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы путем заключения договоров безвозмездного пользования материально-техническим оснащением для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, имеющимся в иных образовательных учреждениях Кормиловского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кормиловского района Карачинцева О.Г. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Борчанская СОШ» и представитель третьего лица Комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области Захарова Н.В. действующая на основании доверенностей уточненные исковые требования в части обязать МБОУ «Борчанская СОШ» обеспечить материально-техническое оснащение МБОУ «Борчанская СОШ» для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы путем заключения договоров безвозмездного пользования материально-техническим оснащением для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, имеющимся в иных образовательных учреждениях Кормиловского муниципального района признала, приобщив к материалам дела заявление о частичном признании иска. Последствия частичного признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны. В части уточненных требований обязать МБОУ «Борчанская СОШ» обеспечить наличие в указанном образовательном учреждении стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера) иск не признала, пояснив, что приведенные в Инструкции, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, требования к оснащению учебно-материальной базы носят рекомендательный характер, а ее формирование должно соответствовать требованиям стандарта среднего общего образования. Изучение основ технической и прикладной физической подготовки, в том числе упражнение на специальных снарядах, изучение оружия, занятия в стрелковом тире, преодоление полос препятствий, входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ на профильном уровне в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности, в то время как изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в МБОУ «Борчанская СОШ», осуществляется на базовом уровне.
Представитель третьего лица Администрации Кормиловского муниципального района будучи уведомленным надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил возражение на исковое заявление в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Кормиловского района Омской области в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военно-патриотическое воспитание граждан отнесено к обязательной подготовке гражданина к военной службе. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Прокуратурой Кормиловского района Омской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства о военно-патриотическом воспитании несовершеннолетних, в результате которой установлено, что в образовательном учреждении отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Согласно ст. 11 данного Закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование.
Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.
Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. С гражданами женского пола отдельно от граждан мужского пола проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (п.п. 5, 16 Положения).
Приказом Министра обороны Российской Федерации №, Министерства образования и науки Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (далее - Инструкция).
Согласно п.13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», в числе прочего, утвержден стандарт среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры, основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета ориентирован исходя из потребностей обучающегося, и основан на его подготовке к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
Как следует из пояснений представителя ответчика, а также подтверждается учебным планом образовательного учреждения, изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательном учреждении осуществляется на базовом уровне.
Согласно стандарту основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил РФ, порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы, а также владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; уметь оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Согласно пункту 9.5 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Стандарт) требования к предметным результатам освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать, в том числе: знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.
В соответствии с абзацем 9 пункта 23 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах Стандарта.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления общего образования муниципальными образовательными учреждениями в части расходов на оплату труда работников образовательных организаций, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды сверх норматива финансового обеспечения, установленного субъектом Российской Федерации (абз.14 п.23 указанного Стандарта).
К функциям руководителей образовательных учреждений отнесена организация обучения граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечение материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организация работы в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан и др. (п.11 Инструкции).
Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что создание и оборудование в учебном учреждении стрелкового тира или места для стрельбы не является обязательным требованием федерального стандарта среднего (полного) образования.
Согласно п. 14 названной Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № к Инструкции.
Принимая во внимание, что требования к оснащению учебно-материальной базы носят рекомендательный характер, а ее формирование должно соответствовать требованиям стандарта среднего (полного) общего образования, учитывая также, что изучение основ технической и прикладной физической подготовки, в том числе, упражнение на специальных снарядах, изучения оружия, занятия в стрелковом тире, преодоление полос препятствий входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ на профильном уровне в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности, а изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется в образовательном учреждении на базовом уровне, оснований для оборудования школы стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером), не имеется.
Таким образом, доказательств того, что отсутствие стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) влияет на процесс обучения учащихся школы начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, что в результате этого ответчиком не выполняется или выполняется не в полном объеме учебный процесс, чем нарушаются требования Федерального Стандарта, законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе прокурором не представлено.
Суду не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что отсутствие тира влияет на процесс обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, что в результате этого не выполняется или выполняется не в полном объеме проведение занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
В связи с чем, исковые требования прокурора района о признании незаконным бездействия и об обязании обеспечить наличие в указанном образовательном учреждении стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера) не подлежат удовлетворению.
Исковые требования прокурора района обязать МБОУ «Борчанская СОШ» обеспечить материально-техническое оснащение МБОУ «Борчанская СОШ» для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы путем заключения договоров безвозмездного пользования материально-техническим оснащением для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, имеющимся в иных образовательных учреждениях Кормиловского муниципального района подлежат удовлетворению.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ).
Из содержания ч.4 ст. 198 ГПК РФ следует, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Применительно к изложенной норме Закона, в судебном заседании установлено, что представителем ответчика Захаровой Н.В. вышеуказанные исковые требования признаны в полном объеме, оснований полагать, что данное признание совершено под давлением, у суда не имеется, в связи с чем, данное признание иска может быть принято судом и вынесено решение об удовлетворении исковых требований прокурора в этой части.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.