Дело № 2а-4146/2019
УИД: 22RS0068-01-2019-004136-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2019 года г. Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Кайгородовой О.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к Высоцкому Станиславу Андреевичу о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Высоцкому С.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 5835, 00 руб., пени по транспортному налогу, начисленной с 02.12.2016 по 12.02.2017 в размере 141,98 руб.
В обоснование требований налоговый орган указал, что административному ответчику в 2015 году на праве собственности принадлежали транспортные средства, а именно:
- автомобиль легковой <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность 95 л.с.. Дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ
- автобус <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, мощность 89 л.с. Дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ
- автомобиль легковой <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность 75 л.с. Дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ
- автомобиль легковой <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность 63,5 л.с. Дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ
В связи с чем, ответчик обязан платить транспортный налог.
Налогоплательщиком обязанность по уплате налога в установленные налоговым законодательством сроки не исполнена. Требование об уплате недоимки в добровольном порядке административным ответчиком также не выполнено.
Административное дело на основании ч. 7 ст. 150 и ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно данным налогового органа, Высоцкому С.А. в 2015г. принадлежали транспортные средства:
- автомобиль легковой <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность 95 л.с.. Дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ
- автобус <данные изъяты> государственный регистрационный знак № мощность 89 л.с. Дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ
- автомобиль легковой <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность 75 л.с. Дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ
- автомобиль легковой <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность 63,5 л.с. Дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ
Расчет налога за 2015 год приведен в налоговом уведомлении №№ от 27.08.2016, направленном в адрес Высоцкого С.А. 15.09.2016 почтой. Установлен срок оплаты налогов - до 01.12.2016.
Как следует из материалов дела, в связи с несвоевременной уплатой ответчиком транспортного налога за 2015 год, налоговым органом исчислены пени, что подтверждается требованием № № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, направленном по адресу регистрации налогоплательщика. Согласно названному требованию срок уплаты пени установлен до ДД.ММ.ГГГГ
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Следовательно, шестимесячный срок со дня истечения срока требования об уплате недоимки для обращения налогового органа в суд (с заявлением о выдаче судебного приказа) истек 10.10.2017.
Установлено, что определением мирового судьи от 02.12.2017 МИФНС №15 по Алтайскому краю отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание с Высоцкого С.А. недоимки по транспортному налогу, на основании статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснений Пленума, принимая во внимание, что требованием № 4784 срок уплаты обязательных платежей определен до 10.04.2017, срок для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки начал течь 11.04.2017 и истек 11.10.2017. С настоящим иском административный ответчик обратился в Железнодорожный районный суд г.Барнаула 03.04.2019, то есть с пропуском срока, установленного ст. 48 НК РФ.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В качестве основания для восстановления срока административный истец ссылается на отсутствие возможности контроля за своевременностью уплаты местных налогов физическими лицами. Вместе с тем, конкретные причины, препятствовавшие обращению в суд с заявлением о взыскании задолженности в установленные сроки, которые могли быть учтены судом в качестве уважительных, истцом не указаны.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, возлагается на административного истца.
В ходе рассмотрения дела налоговым органом таких доказательств не представлено, как и не указаны уважительные причины. Определение мирового судьи об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа вынесено 02.12.2017, подача административного иска в суд последовала лишь 03.04.2019, то есть спустя длительное время с момента принятия определения, вследствие чего указанный период не может быть признан разумно необходимым налоговому органу для реализации права на обращение с иском в суд.
Учитывая изложенное, пропущенный срок восстановлению не подлежит.
В связи с пропуском срока на принудительное взыскание недоимки, пени за просрочку уплаты налога также не могут быть взысканы с ответчика.
С учетом установленных обстоятельств, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к Высоцкому Станиславу Андреевичу о взыскании задолженности по налогу и пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.Ю.Кайгородова