Судья Седых М.А. УИД 38RS0027-01-2023-000686-40
Судья-докладчик Алферьевская С.А. № 33-8122/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Алферьевской С.А., Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Богомоевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-603/2023 по исковому заявлению Харитонова Н.П. к ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания по Чунскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, обязании предоставить свидетельство на получение социальной выплаты
по апелляционной жалобе ответчика ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания по Чунскому району»,
по апелляционной жалобе ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
на решение Чунского районного суда Иркутской области от 28 ноября 2023 года и дополнительное решение Чунского районного суда Иркутской области от 6 мая 2024 года,
УСТАНОВИЛА:
Харитонов Н.П. обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что с 29 по 30 июня 2019 года в Чунском районе Иркутской области произошло наводнение, вследствие которого жилой двухквартирный дом по адресу: д<адрес изъят>, был затоплен. Распоряжением администрации Балтуринского муниципального образования от 30.08.2019 жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. Б., его соседи по дому, полагая дом более непригодным для проживания, отказались получать денежные средства на капитальный ремонт и обратились за защитой своих прав в суд. При этом он на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта согласился, денежные средства получил, ремонт произвел, однако несмотря на проведенный капитальный ремонт, фундамент дома от перенасыщения влаги и влияния отрицательных температур стал разрушаться, появились трещины и промывы грунта в основании дома, несущие стены стали отклоняться от вертикали, на внутренних поверхностях стен и конструкций пола появился грибок и плесень, проведенная внутренняя отделка разрушается, полы деформируются по горизонтали, в конструкции потолка появились прогибы.
Заключением № 1 от 16.06.2023 межведомственная комиссия выявила основания для признания помещения непригодным для проживания. Распоряжением от Дата изъята жилое помещение признано непригодным для проживания.
21.06.2023 он обратился в ОГБУ «Управление социальной зашиты и социального обслуживания по Чунскому району» с заявлением о предоставлении социальной выплаты, однако в предоставлении мер социальной поддержки ему отказано по причине отсутствия права на предоставление социальной выплаты и обращения с заявлением о выдаче свидетельства после срока.
Просил признать незаконным решение № 2784 от 07.07.2023 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, в связи с признанием непригодным для проживания жилого помещения по адресу: Иркутская <адрес изъят>; обязать ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания по Чунскому району» предоставить ему свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с признанием непригодным для проживания жилого помещения по адресу: Иркутская <адрес изъят>.
Определением суда от 31 августа 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, КУ «Администрация муниципального района Чунского районного муниципального образования», МКУ «Администрация Балтуринского муниципального образования».
Определением суда от 2 ноября 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Чунского районного суда Иркутской области от 28 ноября 2023 года исковые требования Харитонова Н.П. удовлетворены.
Признано незаконным решение областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания по <адрес изъят>» Номер изъят от Дата изъята об отказе в назначении меры социальной поддержки Харитонову Н.П.
На областное государственное бюджетное учреждение «Управление социальной защиты и социального обслуживания по <адрес изъят>» возложена обязанность принять решение о выдаче Харитонову Н.П. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес изъят> возложена обязанность оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Харитонову Н.П.
Дополнительным решением Чунского районного суда Иркутской области от 6 мая 2024 года в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, обязании предоставить свидетельство на получение социальной выплаты отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГБУ «Управления социальной защиты и социального обслуживания по <адрес изъят>» Григорьева Ж.В., представитель ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес изъят> Борисова М.В. просят решение и дополнительное решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы представителем ответчика ОГБУ «Управления социальной защиты и социального обслуживания по <адрес изъят>» Григорьевой Ж.В. указано, что истец в срок, установленный Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения, которые утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 на территории Иркутской <адрес изъят>, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты не обращался, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче свидетельства.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, жилого помещения аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания не входит в полномочия судебных органов.
При наличии действующего заключения межведомственной комиссии от 16.06.2023 и распоряжения МКУ администрации Балтуринского муниципального образования от 19.06.2023 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская <адрес изъят>, непригодным для проживания, суд не вправе был рассматривать исковые требования истца о признании данного жилого помещения непригодным к проживанию и подлежим сносу.
Признание за гражданином, жилое помещение которого утрачено, права на предоставление социальной выплаты реализуется не в судебном порядке, а в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп. Полномочия по принятию решения о выдаче свидетельства возложены на ОГБУЗ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» и не могут осуществляться судом.
Представитель ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисова М.В. в апелляционных жалобах указывает на пропуск истцом срока для обращения с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты и неверное толкование судом норм действующего законодательства.
Делая вывод о том, что срок подачи заявления истцом не пропущен, суд не учел, что в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 10.03.2023 № 194-пп «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях представления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившийся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения» срок подачи заявления до 10 сентября 2023 года продлен только для граждан, имеющих решение о признании права на предоставление социальной выплаты, однако Харитонов Н.П. указанного решения суда о признании права на предоставлении социальной выплаты не имеет.
Суд необоснованно отклонил доводы стороны ответчиков о необходимости указания в решении источника финансирования обеспечения заявленных требований. Без указания в решении суда источника финансирования исполнить решение суда будет затруднительно, поскольку данная мера поддержки является расходным обязательством Российской Федерации. Финансирование меры социальной поддержки в виде предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется за счет средств федерального бюджета, о чем в решении суда должно быть указано.
В письменных возражениях представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Рыбкина В.Н. выражает согласие с дополнительным решением суда.
Истец, ответчики, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Истец Харитонов Н.П. посредством телефонограммы обратился с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Алферьевской С.А., объяснения представителя ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют права на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ регламентировано, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 916 утверждены Правила предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Иркутской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансовому обеспечению приобретения или строительства жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Иркутской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансовому обеспечению осуществления капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
е) возмещение осуществленных расходов бюджета Иркутской области на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Данное Положение устанавливает условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата).
Согласно пункту 2 Положения социальные выплаты предоставляются на следующие цели:
1) приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации;
2) строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 10 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Харитонов Н.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>
Постановлением Правительства Иркутской области № 558-пп от 17.07.2019 «Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> муниципального образования, <адрес изъят>, включен в границы зоны чрезвычайной ситуации.
Дата изъята Харитонову Н.П. выдано свидетельство № 279-с на сумму 446 400 руб. на капитальный ремонт принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская <адрес изъят>, пострадавшего в результате паводка.
Дата изъята Харитонов Н.П. обратился в межведомственную комиссию о повторной оценке соответствия данного жилого помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят.
Дата изъята межведомственная комиссия, рассмотрев представленные Харитоновым Н.П. документы, пришла к заключению о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: Иркутская <адрес изъят>, д. Тахтамай, <адрес изъят>, непригодным для проживания, в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят.
Распоряжением администрации Балтуринского муниципального образования от Дата изъята Номер изъято.д. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, принадлежащее на праве собственности Харитонову Н.П., признано непригодным для проживания.
На основании заключения межведомственной комиссии № 01 от 16.06.2023, распоряжения администрации Балтуринского муниципального образования от Дата изъята Номер изъято.д. Харитонов Н.П. Дата изъята обратился в ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания по Чунскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного.
ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания по <адрес изъят>» Харитонову Н.П. отказано в выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании подпунктов 1, 4 пункта 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят-пп, в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением и обращением с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 Положения, о чем имеется уведомление № 2784 от 07.07.2023.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Харитонова Н.П. о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки, возложении на ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания по <адрес изъят>» обязанности принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанности оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции исходил из наличия у истца права на предоставление меры социальной поддержки, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, подтвержденного заключением межведомственной комиссией № 01 от 16.06.2023.
При этом суд указал, что срок для обращения с заявлением о выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты Харитоновым Н.П. не пропущен, поскольку с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты Харитонов Н.П. обратился Дата изъята на основании повторного обследования жилого помещения, проведенного межведомственной комиссией Дата изъята , а Постановлением Правительства Иркутской <адрес изъят> от 15.09.2021 № 654-пп в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 10.03.2023 № 194-пп пункт 11 Положения дополнен абзацем 4, в соответствии с которым для граждан, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, срок подачи заявления о выдаче свидетельства продлен до Дата изъята .
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, так как они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 11 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп (в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 10.12.2020 № 1037-пп, от 15.09.2021 № 654-пп, от 02.12.2021 № 927-пп, от 10.03.2023 № 194-пп, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).
В силу абзаца 4 пункта 11 Положения гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, или его (их) представитель в срок до Дата изъята включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина (абзац введен Постановлением Правительства Иркутской <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят-пп; в ред. Постановлений Правительства Иркутской <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят-пп, от Дата изъята Номер изъят-пп, от Дата изъята Номер изъят-пп, от Дата изъята Номер изъят-пп, от Дата изъята Номер изъят-пп).
То есть возможность обращения с заявлением о выдаче свидетельства в срок до Дата изъята включительно установлена лишь для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 Положения, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением.
Вместе с тем, в отношении Харитонова Н.П. такое судебное решение отсутствует, право на получение социальной выплаты в связи с признанием принадлежащего ему жилого помещения по адресу: Иркутская <адрес изъят>, непригодным для проживания, в судебном порядке за Харитоновым Н.П. не признавалось, следовательно, оснований для применения к спорным правоотношениям абзаца 4 пункта 11 Положения, предусматривающего срок обращения за предоставлением социальной выплаты до Дата изъята , у суда первой инстанции не имелось.
В свою очередь, в силу подпункта 4 пункта 18 Положения обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения (то есть после Дата изъята применительно к настоящему спору) является основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства.
Тот факт, что по результатам повторного обследования принадлежащее Харитонову Н.П. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, признано непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии от Дата изъята , не свидетельствует о возникновении у истца права на получение социальной выплаты в безусловном порядке.
Абзацем 4 пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп (в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 02.12.2021 № 927-пп, от 19.05.2022 № 386-пп, от 06.09.2022 № 697-пп, от 30.12.2022 № 1115-пп, от 10.03.2023 № 194-пп) возможность обращения гражданина с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на основании повторного обследования жилого помещения не предусмотрена.
Данная возможность была установлена для граждан абзацем 4 пункта 11 Положения в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 02.12.2021 №927-пп, от 19.05.2022 № 386-пп, от 06.09.2022 № 697-пп, от 30.12.2022 №1115-пп, при этом срок обращения с заявлением о выдаче свидетельства был ограничен - до 10 декабря 2022 года включительно.
Так, в соответствии с абзацем 4 пункта 11 Положения, в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 02.12.2021 № 927-пп, от 19.05.2022 № 386-пп, от 06.09.2022 № 697-пп, от 30.12.2022 № 1115-пп, гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, или его (их) представитель в срок до 10 декабря 2022 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Харитонов Н.П. в межведомственную комиссию с заявлением о проведении повторного обследования жилого помещения обратился только в мае 2023 года, заключение по результатам повторного обследования жилого помещения составлено 16.06.2023, заявление о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого помещение в ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания по Чунскому району» подано истцом 21.06.2023, то есть за пределами сроков, регламентированных абзацем 4 пункта 11 Положения, которые являются пресекательными и восстановлению не подлежат.
Предоставление социальной выплаты носит заявительный характер, законодателем установлен срок для реализации принадлежащего гражданину права, указанный срок законодателем неоднократно продлялся, признан достаточным и разумным для получения гражданином меры социальной поддержки, однако предоставленным правом Харитонов Н.П. своевременно не воспользовался, основания для возможности реализации истцом права по истечению срока, установленного законом, отсутствовали.
Поскольку предусмотренный пунктом 11 Положения срок обращения с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, который является пресекательным, Харитоновым Н.П. пропущен, решения о признании за ним права на получение социальной выплаты судом не принималось, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах решение суда по данному делу подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Харитонова Н.П. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чунского районного суда Иркутской области от 28 ноября 2023 года, дополнительное решение Чунского районного суда Иркутской области от 6 мая 2024 года по данному гражданскому делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Харитонова Н.П. к ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания по Чунскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, обязании предоставить свидетельство на получение социальной выплаты отказать.
Судья-председательствующий М.А. Герман
Судьи С.А. Алферьевская
Т.Д. Алсыкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.09.2024.