Решение по делу № 33а-1390/2018 от 28.03.2018

Дело №33а-1390

Судья Воронцова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 16 апреля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Епифановой С.А.,

судей Курохтина Ю.А., Корнеевой А.Е.,

при секретаре Переплетовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению *** к Военному комиссару Военного комиссариата Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовской области, призывной комиссии Тамбовской области, призывной комиссии г. Тамбова о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу,

по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Тамбовской области Мжачих И.С. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия,

установила:

***. обратился в суд с иском к Военному комиссару Военного комиссариата Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовской области, призывной комиссии Тамбовской области, призывной комиссии г. Тамбова о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу указав следующее.

Он 04.12.1993 года рождения состоит на воинском учете. Согласно справке Тамбовского государственного технического университета от 05.12.2017 г. *** в настоящее время *** является студентом 2 курса группы МХТ21 очной формы обучения факультета «Магистратура» данного университета.

Решением призывной комиссии г. Тамбова от 25.10.2016 г. *** на основании пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 15.07.2018 года.

Решением призывной комиссии Тамбовской области от 04.12.2017 года указанное решение призывной комиссии г. Тамбова отменено. Определено вызвать *** в Военный комиссариат г. Тамбова на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Считает, что решение призывной комиссии Тамбовской области от 04.12.2017 г. нарушает его конституционные права на образование (ст. 46 Конституции РФ).

*** в ходе судебного заседания суда первой инстанции 05.02.2018 года (л.д. 94, 96-97) исковые требования уточнил, просил отменить решение призывной комиссии Тамбовской области от 04.12.2017 г. в части отказа в отсрочке от призыва на военную службу только в отношении него.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 февраля 2018 года административные исковые требования *** удовлетворены.

Не согласившись с данным решением суда, представителем Военного комиссариата Тамбовской области Мжачих И.С. принесена апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения, так как считает, что оно является необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.

Указывает о том, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 октября 1999 года №13-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца первого пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» имеется позиция о сути отсрочки, которая говорит о том, что «решая задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которой отвечает государственным образовательным стандартам, образовательными учреждениями различных организационно-правовых форм, с одной стороны, и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства предусматривая в современных условиях укомплектование Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу, с другой стороны, законодатель вправе установить различный порядок исполнения воинской обязанности для подлежащих призыву граждан, обучающихся в высших учебных заведениях. Тем самым обеспечиваются как реализация всеми гражданами, подлежащими призыву на военную службу (имеющими право на отсрочку и теми, кому данная возможность не предоставлена), конституционного права на образование, так и исполнение ими конституционной обязанности по несению военной службы – хотя и в различном порядке, определенном законом, что не противоречит статьям 43 и 59 Конституции Российской Федерации.

Не нарушаются при этом и конституционные принципы равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Оспариваемое положение имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется, и, следовательно, не противоречит статье 19 (часть 1) Конституции РФ. Оно предполагает равенство возможностей, в том числе в выборе высшего учебного заведения. Различные правовые последствия, связанные с таким свободным выбором и обусловленные наличием или отсутствием у высшего учебного заведения, в котором обучается гражданин, государственной аккредитации, в части, касающейся права на отсрочку от призыва на военную службу, не могут рассматриваться как нарушение гарантий, закрепленных в статье 19 (часть 2) Конституции РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу *** считает, что оспариваемое решение суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела установлены судом правильно, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 поименованного закона).

В соответствии с абз. 2, 7 пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, в частности, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, установленных названной нормой права.

В частности, к таким исключениям относится: если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта - обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

В силу п. 1 ст. 25 того же Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется, по общему правилу, два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ***., 04.12.1993 г.р. при достижении им 04.12.2011 года 18-летнего возраста решением призывной комиссии г. Тамбова от 14.11.2011 г. была предоставлена отсрочка от призыва до 25.06.2012 г. в связи с получением среднего общего образования на основании пп. «а» п. 2 статьи 24 Федерального закона №53-ФЗ (окончание школы).

Решением призывной комиссии г. Тамбова от 09.07.2012 г. *** предоставлена отсрочка от призыва до 01.10.2012 года на основании пп. «г» п. 2 ст. 24 Федерального закона №59-ФЗ для поступления в высшее учебное заведение.

Решением призывной комиссии г. Тамбова от 23.11.2012 г. *** предоставлена отсрочка от призыва до 15.07.2016 г. на основании пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона №53-ФЗ в связи с обучением по программе бакалавриат.

Решением призывной комиссии г. Тамбова от 25.10.2016 г. на основании пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением по программам магистратуры *** предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 15.07.2018 года.

Указанное решение призывной комиссии г. Тамбова решением призывной комиссии Тамбовской области от 04.12.2017 г. отменено поскольку свое право на получение отсрочки от призыва *** уже реализовал. Определено вызвать *** в Военный комиссариат г. Тамбова на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Разрешая требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об ограничении прав *** на получение образования, что свидетельствует о незаконности части решения призывной комиссии Тамбовской области от 04.12.2017 года.

*** 2012 году имел право на отсрочку по пп. «г» п. 2 ст. 24 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, которая была предоставлена административным ответчиком, в соответствии с п. «г», но якобы после предоставления отсрочки согласно пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона, в результате чего административный истец был лишен возможности на получение отсрочки в соответствии с абзацем 9 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе.

При этом закон не допускает предоставление в одну призывную кампанию сразу двух отсрочек по различным основаниям, что было сделано в отношении *** 09.07.2012 года.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что согласно п. 10.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 18910.1, оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Таким образом, дети одной возрастной группы, начавшие обучение в общеобразовательной организации в конкретном учебном году, достигнут возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания учебного заведения (средней школы), так и после таковой.

В зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву по пп. «а» п. 2 ст. 24 указанного Федерального закона до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка предоставляться не будет. Исходя из смысла ст.10 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение по программам бакалавриата, специалиста или магистратуры относится к высшему образованию.

Соответственно лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе, считаются реализовавшими данное право по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и в случае получения высшего образования по программам бакалавриата, будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе).

Таким образом, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, т.е. наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.

Выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21.10.1999 № 13-П правовая позиция заключается в том, что предоставление отсрочки не освобождает от военной службы по призыву, а сама отсрочка включена в порядок реализации конституционной обязанности по несению этой службы для граждан определенных категорий; по окончании периода отсрочки эти лица подлежат призыву; требование об исполнении воинской обязанности распространяется на граждан, обучающихся по очной форме обучения и подлежащих призыву.

Предоставление такой отсрочки доказывает, что она содействует гражданам в получении образования, поскольку позволяет гражданам выполнить образовательные программы в непрерывном обучении.

В соответствии со статей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации)

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что основной формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).

Лица, состоящие на учете, могут быть призваны на военную службу в любой момент в указанный промежуток времени. К дате окончания обучения по программе магистратуры *** не достигнет возраста 27 лет, в связи с чем все необходимые мероприятия, связанные с призывом, могут быть проведены по отношению к нему в полном объеме до достижения им возраста 27 лет.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда и не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Военного комиссариата Тамбовской области Мжачих И.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1390/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Тараканов А.Г.
Ответчики
Призывная комиссия г. Тамбова
Призывная комиссия Тамбовской области
Военный комиссариат Тамбовской области
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Курохтин Юрий Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
30.03.2018[Адм.] Передача дела судье
30.03.2018[Адм.] Судебное заседание
16.04.2018[Адм.] Судебное заседание
23.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее