Решение по делу № 2а-624/2021 от 10.11.2021

Административное дело № 2а-624/2021

УИД: 24RS0050-01-2021-000858-78

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2021 года                                              с. Сухобузимское, Красноярского края

Сухобузимский районный суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Нагорной И.А.,

при секретаре Догадаевой Ю.А.,

с участием представителя административного истца –Администрации Сухобузимского района Красноярского края Дряных А.И., действующей на основании доверенности от 20.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного искового заявления Администрации Сухобузимского района Красноярского края к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу- исполнителю Тербеевой Любови Викторовне об освобождении от взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Сухобузимского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к ГУФССП России по Красноярскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску судебному приставу- исполнителю Тербеевой Любови Викторовне об освобождении от взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительского производства –ИП от 23.09.2021, ссылаясь на то, что Администрация Сухобузимского района Красноярского края не имела объективной возможности исполнить в установленный законом срок решение суда о предоставлении ФИО3 на территории Сухобузимского района Красноярского края по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, жилое помещение с общей площадью по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренной действующим законодательством, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца Администрации Сухобузимского района Красноярского края Дряных А.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ГУФССП России по Красноярскому краю, в судебное заседание явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом

Представитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску в судебное заседание явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебный пристав –исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Тербеева Л.В., в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Суд, заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, считает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно статье 64 настоящего Закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года N 13-П, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности и представляет собой санкцию штрафного характера, налагаемую на должника в силу совершения им виновного правонарушения в процессе исполнительного производства.

Исходя из изложенных в нем разъяснений следует, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

В силу п. 6 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 7 при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2016 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Как установлено в судебном заседании, решением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 30.01.2020 года постановлено: Обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края предоставить ФИО3 на территории Сухобузимского района Красноярского края по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, жилое помещение с общей площадью по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренной действующим законодательством, в срок не позднее 01 сентября 2021 года.

23.09.2021 ГУФССП России по Красноярскому краю Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП на основании исполнительного листа № ФС 033274430 от 08.12.2020, выданного Сухобузимским районным судом Красноярского края, предмет исполнения: предоставить ФИО3, жилое помещение, в отношении должника: Администрация Сухобузимского района Красноярского края, адрес должника:<адрес>.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (копия постановления прилагается).

30.09.2021 Администрацией Сухобузимского района Красноярского края было получено требование судебного пристава - исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, в срок в течение 5 дней, со дня поступления настоящего требования исполнить решение суда, а именно: предоставить ФИО3, на территории Сухобузимского района Красноярского края по договору найма специализированных жилых помещений пригодное для постоянного проживания. Отвечающие санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, жилое помещение с общей площадью по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренной действующим законодательством.

13.03.2020 администрация Сухобузимского района обратилась в Министерство образования Красноярского края, с ходатайством о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на приобретение восемнадцати квартир, в том числе и для ФИО3 в кратчайшие сроки.

29.10.2021 Администрацией Сухобузимского района Красноярского края было получено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения исполнительского сбора в размере 50000 рублей 00 копеек, установленного на основании материалов исполнительного производства от -ИП от 23.09.2021.

От Министерства образования Красноярского края был получен ответ от 07.05.2020 что средства, выделенные в 2020 год, распределены органам местного самоуправления на приобретения жилья детям – сиротам по дате решений судебных органов, поступивших в Министерство ранее решений суда в отношении ФИО3

Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда Администрации Сухобузимского района по приобретению жилых помещении детям –сиротам.

Администрация Сухобузимского района Красноярского края не уклоняется от обязанности предоставить ФИО3 жилое помещение на основании решения суда от 30.01.2020 по гр. делу , обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется Министерством за счет средств краевого бюджета в пределах, выделенных на указанные цели лимитов бюджетных ассигнований.

Несмотря на предусмотренную законом обязанность уполномоченного органа в полном объеме финансировать исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий, потребность в средствах для указанных целей в разы превышает выделенные лимиты бюджетных ассигнований.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: его полномочия на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения; основания для принятия оспариваемого решения; содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем, оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным не имеется.

В то же время заслуживают внимания доводы истца о наличии оснований для его освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г. Красноярска осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка".

Статьей 17 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ за счет субвенций, предоставляемых из краевого бюджета.

При этом процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует значительных временных затрат и соблюдение сроков на каждом этапе закупок.

Так, согласно ч. 3 ст. 63 указанного Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно ч. 9 ст. 83.2 данного Закона, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69 настоящего Федерального закона, ч. 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.

Таким образом, порядок, установленный данным Федеральным законом, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению, являются особенности приобретения жилых помещений на конкурсной основе, требующей определенных временных затрат.

Вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный в исполнительном документе срок не имеется. Должник принял меры для надлежащего и полного исполнения требований исполнительного документа.

Указанные обстоятельства являются основанием для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку свидетельствует об отсутствии у него реальной возможности для исполнения требований исполнительного документа в установленный срок и, соответственно, об отсутствии оснований ответственности за нарушение обязательства.

В таком положении суд приходит к выводу, что требования Администрации Сухобузимского района Красноярского края освободить от уплаты исполнительского сбора следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 219 (ч.ч 3, 8), 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Администрации Сухобузимского района Красноярского края к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу- исполнителю Тербеевой Любови Викторовне об освобождении от взыскании исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Администрацию Сухобузимского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Тербеевой Любови Викторовны от 22.10.2021,в рамках исполнительного производства от 23.09.2021 -ИП.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Сухобузимский районный суд Красноярского края.

Мотивированное решение изготовлено – 07.12.2021

Председательствующий     -подпись-

Копия верна

Судья:                                                                                 И.А. Нагорная

2а-624/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация Сухобузимского района
Ответчики
ГУФССП России по Красноярскому краю
Суд
Сухобузимский районный суд Красноярского края
Судья
Нагорная Ирина Александровна
Дело на сайте суда
suhbuz.krk.sudrf.ru
10.11.2021Регистрация административного искового заявления
11.11.2021Передача материалов судье
12.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2021Судебное заседание
07.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее