Решение по делу № 2а-3292/2020 от 11.02.2020

КОПИЯ

Дело 2а-3292/2020

УИД: 78RS0014-01-2020-001346-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2020 года                                                          город Санкт – Петербург

Московский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Смирновой Е.В.,

при секретаре Анисимковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крупской Натальи Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 28 по Санкт – Петербургу о взыскании суммы излишне уплаченного налога,-

УСТАНОВИЛ:

Крупская Н.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 28 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС России № 28 по Санкт – Петербургу) о взыскании излишне уплаченной суммы пени по транспортного налога в размере 2007,98 рублей указывая, что обнаружила переплату налога, когда получила доступ к состоянию своих расчетов по налогам в личном кабинете налогоплательщика после обновления сайта, обслуживающими его сервисными службами в 2018 году. Налоговый орган добровольно возвратить переплату налога отказался по причине пропуска срока.

В судебном заседании Крупская Н.А. поддержала заявленные требования.

Представитель МИФНС России № 28 по Санкт – Петербургу Меликова А.Г. против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).

В соответствии со статьей 13 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, регулируется нормами главы 28 НК РФ. Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Как следует из п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Пунктом 3 ст. 78 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

В силу п. п. 7, 8 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, пени может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Конституционный Суд РФ в Определении от 21.06.2001 года № 173-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 ст. 78 НК РФ» указал, что оспариваемая заявителем норма п. 8 ст. 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Статьей 205 ГК РФ установлено, что в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

По сведениям налогового органа, не опровергнутым истицей, сумма переплаты 2207,98 рублей образовалась за налоговые периоды 2011-2013 г.г. в связи с неправильным указанием налогоплательщиком наименования платежа, а именно: 16 марта 2013 года произведен платеж в сумме 2200 рублей за налоговый период 2011 года с указанием наименования платежа – пени вместо налога. 21 ноября 2013 года Крупская Н.А. повторно оплатила транспортный налог за 2011 года.

12 октября 2018 года Крупская Н.А. через личный кабинет обратилась в инспекцию с заявлением о возврате уплаченной суммы пени (вх. № 11187-ЛКФЛ от 12 октября 2018 года).

Решением МИФНС России № 28 по Санкт – Петербургу от 08 ноября 2018 года № 1869 Крупской Н.А. отказано в возврате пени в связи с истечением трехлетнего срока со дня их уплаты (л.д. 27).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 14 июля 2005 года N 9-П, определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление временных пределов в налоговом законодательстве направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений; связано это также с тем, что с истечением продолжительного периода времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога.

Повторно оплачивая налог за 2011 год в течение одного года (оба платежа в 2013 году), Крупская Н.А. не могла не знать об ошибочности произведенного 16 марта 2013 года платежа. Следовательно, о наличии переплаты Крупской Н.А. могло стать известно не позднее 21 ноября 2013 года, с настоящим иском Крупская Н.А. обратилась в суд 11 февраля 2020 года, т.е. со значительным пропуском срока; доказательств наличия уважительных причин для восстановления срока суду не представлено; тем самым, налоговый орган правомерно отказал истице в удовлетворении заявлений о возврате излишне уплаченного налога, поскольку истица обратилась с данным заявлением по истечении трехлетнего срока от даты, когда она должна была узнать о наличии переплаты по налогам.

Довод о наличии вины налогового органа, не уведомившего истицу о переплате, не согласуется с вышеприведенными положениями законов и об ином моменте начала течения срока исковой давности не свидетельствует.

Довод о том, что начало течения срока исковой давности необходимо исчислять с того момента, когда произошло обновление данных в "личном кабинете налогоплательщика противоречат нормам ст. 200 ГК РФ о начале течения срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Согласно подпунктам 10 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка предоставляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика. Также налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

С учетом изложенного, препятствий для получения от ответчика информации о состоянии расчетов, либо для проведения с ответчиком сверки расчетов, у истицы не имелось.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Крупской Натальи Александровны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт – петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                             Е.В. Смирнова

2а-3292/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КРУПСКАЯ Наталья Александровна
Ответчики
Межрайонная ИФНС №28 по Санкт-Петербургу
Суд
Московский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Смирнова Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
msk.spb.sudrf.ru
11.02.2020Регистрация административного искового заявления
11.02.2020Передача материалов судье
14.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
16.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее