УИД № 41RS0003-01-2022-000159-86 | Дело № 2-227/2022 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 апреля 2022 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Горячуна Д.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края», в лице Военного комиссариата города Вилючинска о возложении обязанности выдать воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства,
установил:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края», в лице Военного комиссариата города Вилючинска, в котором просил обязать ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать ему и его супруге ФИО3 воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства в <адрес> сельского поселения <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом Командующего Тихоокеанским флотом № от 31 декабря 2002 года военнослужащий войсковой части 28669 капитан 3 ранга ФИО2 уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а с 21 февраля 2003 года исключен из списков личного состава войсковой части 28669. При этом командиром войсковой части 28669 в приказе № от 20.02.2003 дано указание выдать ФИО2 справки Ф-1 и Ф-2 о неиспользованном праве проезда военнослужащего, членов его семьи и провоза домашнего имущества в контейнере к постоянному месту жительства. С 22 февраля 2003 года ФИО2 военным комиссариатом Камчатской области назначена пенсия в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, что подтверждается представленной истцом копией пенсионного удостоверения серии ГФ №. Представленными к исковому заявлению справками и документами о прописке ФИО2 и его супруги ФИО3 подтверждается, что с 23 апреля 2003 года по настоящее время они зарегистрированы в Камчатском крае, городе Вилючинск и за пределы Камчатского края для проживания не выезжали. ФИО2 и ФИО3 состоят в законном браке, что подтверждается представленной копией свидетельства о браке Ш-ЕЖ №. 18 января 2022 года ФИО2 обратился в военный комиссариат города Вилючинск с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов для убытия к избранному месту жительства. При этом указал, что справки Ф-1 и Ф-2 о неиспользовании воинских перевозочных документов им получены в части не были. Военный комиссариат города Вилючинск отказал в выдаче воинских перевозочных документов, сославшись на не предоставление ФИО2 справки о неиспользовании воинских перевозочных документов. Цитата из ответа Военного комиссариата города Вилючинск: «Судя по документам, находящимся в Вашем личном деле, справка на воинском требовании формы 1 о неиспользовании права на проезд и перевозку личного имущества при увольнении Вам выдавалась». Полагал, что подобный вывод Военным комиссариатом города Вилючинск сделан только на основании информации, содержащейся в предпоследнем абзаце Приказа командира в/ч 28669 от 20.02.2003 №, а именно: «Выдать капитану 3 ранга ФИО2 справки Ф-1 и Ф-2 о неиспользованном праве на проезд военнослужащего, членов его семьи и провоз домашнего имущества в контейнере к постоянному месту жительства». Однако приказ «Выдать» не означает, что данный приказ был выполнен. Считал, что делать вывод о том, что справки ФИО2 при увольнении выдавались, неправомерно. Справку Ф-1 в настоящее время представить ФИО2 не представляется возможным, так как в воинской части она хранится 5 лет, после чего производится ее уничтожение с составлением акта. Через три года уничтожению подлежит и указанный акт. При увольнении с военной службы ФИО2 место жительство не избирал, был поставлен на воинский учет в военный комиссариат города Вилючинск по месту увольнения, данное обстоятельство является подтверждением того, что ФИО2 и члены его семьи правом бесплатного проезда и провоза багажа к избранному месту жительства не пользовались, данное право ими не реализовано. Таким образом, право бесплатного проезда и перевозки имущества к избранному месту жительства за счет средств МО РФ, у ФИО2 имеется. С момента увольнения по настоящее время он состоял на воинском учете в военном комиссариате города Вилючинск и проживал в городе Вилючинск, место жительства не менял, выплата пенсии ему осуществлялась непрерывно, не приостанавливалась. Данное обстоятельство подтверждается справкой № РК 18692, выданной ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» по состоянию на 10 декабря 2021 года. Указанная справка выдана для принятия решения о выдаче ФИО2 ВПД для проезда и провоза домашних вещей к постоянному месту жительства. Указанное выше свидетельствует о том, что социальной гарантией по проезду и перевозке личного имущества ФИО2 не пользовался, данное право им реализовано не было, при этом, отсутствие справки Ф-1 не может являться для этого препятствием. Право на проезд и провоз домашних вещей к избранному месту жительства определяется не наличием или отсутствием справки, а положениями Федерального законодательства, регламентирующего данный вопрос. На момент увольнения ФИО2 такое право имел, что отражено в приказе об увольнении. ФИО2 после увольнения с военной службы постоянно состоял и состоит на воинском учете в городе Вилючинске, с воинского учета на снимался, на избранное после увольнения место жительства не переезжал, личное дело в другой регион, в котором ФИО2 мог бы получить оплату или перевозочные документы, не пересылалось. Таким образом, право на провоз домашних вещей и переезд за счет средств МО РФ ФИО2 и члены его семьи не использовали и при таких обстоятельствах использовать не могли, в связи с чем полагал, что такое право сохранено и может быть реализовано ФИО2 и членами его семьи в настоящий момент.
Истец ФИО2 о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчик федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края», в лице Военного комиссариата города Вилючинска о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в рассмотрении дела не направил. Военный комиссар Камчатского края ФИО7 просил в удовлетворении исковых требований отказать, полагал заявленные требования истцом не обоснованы и не подлежат удовлетворению, поскольку согласно приказу командира в/ч 28669 от 20.02.2003 г. № ФИО2 при увольнении были выданы справки на бланке Ф-1 и Ф-2 о неиспользованном праве на проезд военнослужащего, членов его семьи и провоз домашнего имущества в контейнере к постоянному месту жительства. Так как ФИО2 не предъявлены указанные справки, оснований для выдачи воинских перевозочных документов (ВПД) нет. Также просил рассмотреть дело без участия представителя.
Третье лицо ФИО3 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела не явилась.
Третье лицо Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещено, своего представителя для участия в рассмотрении дела не направило. В письменных возражениях на исковое заявление представитель по доверенности ФИО5 просил отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку согласно доводам иска, ФИО2 при увольнении с военной службы в 2003 году справки Ф-1 и Ф-2 о неиспользовании воинских перевозочных документов им получены в части не были. Военным комиссариатом города Вилючинск отказано в выдаче воинских перевозочных документов, в связи с непредставлением справки о неиспользовании воинских перевозочных документов. Вместе с тем согласно приказу командира в/ч 28669 от 20.02.2003 № ФИО2 при увольнении были выданы справки на бланке Ф-1 и Ф-2 о неиспользованном праве на проезд военнослужащих, членов его семьи и провоз домашнего имущества к постоянному месту жительства. ФИО2 в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств о не получении указанных справок, либо невозможности их получения, тогда как указанные справки являются основанием для выдачи воинских перевозочных документов. Просил рассмотреть дело без участия представителя Министерства обороны Российской Федерации.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ – в отсутствие третьего лица ФИО3
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащие имеют право на бесплатный проезд: железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы; на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах с прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн; на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.
Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 9 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей на момент увольнения истца с военной службы).
Аналогичные положения содержит действующая редакция п. 9 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 № 354 (далее - Порядок возмещения расходов), п. 4 которого определено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
Согласно п. 3 Порядка возмещения расходов, Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, предписано возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы; членов семей военнослужащих - граждан - при переезде к избранному месту жительства в связи со смертью (гибелью) военнослужащего.
В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещать фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Пунктом 4 Порядка возмещения расходов определено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
Пунктом 5 Порядка возмещения расходов Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
С 30 марта 2018 года вступил в действие Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 815 "Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2018 N 50390) (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 23 Порядка установлено, что основанием для выдачи воинских перевозочных документов или справок, указанных в пунктах 46 и 68 настоящего Порядка, являются приказы (выписки из приказов) командира воинской части о перевозке воинского эшелона, об отправке (получении) воинского груза, о направлении военнослужащего в служебную командировку, о предоставлении отпуска, об убытии на лечение, об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с переводом на новое место военной службы или в связи с гибелью или смертью, которые содержат требование о выдаче воинских перевозочных документов или справок. Основанием для выдачи воинских перевозочных документов для проезда членов семьи военнослужащего-гражданина в случае, если их поездка не связана с поездкой военнослужащего-гражданина, является приказ (выписка из приказа) командира воинской части о выдаче воинских перевозочных документов для проезда членов семьи военнослужащего-гражданина.
Приказ о выдаче воинских перевозочных документов издается на основании соответствующего распорядительного документа и (или) рапорта военнослужащего, заявления гражданина о выдаче воинских перевозочных документов и документов, подтверждающих их право на проезд и (или) перевозку личного имущества на безвозмездной основе (далее - социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества).
К документам, подтверждающим право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, в зависимости от места ее предоставления и цели поездки и (или) перевозки личного имущества относятся в том числе, справки, указанные в пунктах 46 и 68 настоящего Порядка, документ, подтверждающий место жительства, судебные решения, другие документы, имеющиеся в личных и пенсионных делах военнослужащих и граждан и делах воинских частей, а также иные документы, предъявляемые ими лично или через своих представителей.
В военных комиссариатах муниципальных образований воинские перевозочные документы выдаются в указанных в настоящем Порядке случаях членам семей (близким родственникам) военнослужащих, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, членам семей и родителям погибших (умерших) военнослужащих, членам семей и родителям погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, на основании их заявлений о выдаче воинских перевозочных документов и документов, подтверждающих их право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, без издания приказа военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).
В случае если при подаче гражданином заявления о выдаче воинских перевозочных документов в военном комиссариате отсутствуют документы, подтверждающие его право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, они запрашиваются военным комиссариатом в воинской части по месту прохождения военной службы военнослужащим (погибшим (умершим) военнослужащим), в военном комиссариате по месту призыва гражданина на военную службу, пенсионного (воинского) учета гражданина, уволенного с военной службы, или в архиве.
В соответствии с п. 68 Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также по проезду членов семьи военнослужащего-гражданина (указываются степень родства членов семьи военнослужащего-гражданина, фамилии и инициалы супруги (супруга) и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего-гражданина, фамилии, инициалы и даты рождения детей) не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службы.
Гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих-граждан, проходивших военную службу по контракту, в военном комиссариате по месту жительства членов семей выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества от места жительства, указанного в справке, к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), с учетом изменений возраста детей военнослужащего-гражданина, состава семьи и выбора места жительства, произошедших после увольнения военнослужащего с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью).
Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы: заявление гражданина о выдаче воинских перевозочных документов; документ, удостоверяющий личность гражданина; выписка из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части; справка, указанная в настоящем пункте, и документ, подтверждающий место жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина на момент увольнения военнослужащего с военной службы или гибели (смерти) военнослужащего-гражданина, если эти сведения не указаны в справке; извещение о гибели (смерти) военнослужащего-гражданина или иной документ, подтверждающий факт его гибели (смерти).
В случае выдачи военным комиссариатом воинских перевозочных документов не всем лицам, указанным в предъявленной справке, кроме воинских перевозочных документов выдается аналогичная справка, в которой указываются только те лица, которым соответствующая социальная гарантия не предоставлена, если на день выдачи новой справки они имеют право на такую социальную гарантию.
Пунктом 76 Порядка установлено, что граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, близкие родственники военнослужащих, а также члены семей, родители погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по прибытии к избранному месту жительства, по возвращении из медицинской, санаторно-курортной или оздоровительной организации и в других случаях проезда, предусмотренных настоящим Порядком, а также после перевозки личного имущества в течение пятнадцати рабочих дней сдают в военный комиссариат проездные документы (билеты), оформленные по воинским перевозочным документам, а также неиспользованные воинские перевозочные документы.
Неиспользованные воинские перевозочные документы сдаются также в случае, если поездка или перевозка личного имущества, для осуществления которых они выдавались, не состоялись.
Согласно п. 1 Порядка, в Вооруженных Силах Российской Федерации используются следующие воинские перевозочные документы: требование на перевозку воинских пассажиров (далее - требование N 1) (приложение N 1 к настоящему Порядку), требование-накладная (для расчетов за воинские перевозки с транспортными организациями) (далее - требование N 2) (приложение N 2 к настоящему Порядку), требование для получения билетов на проезд в пригородном (местном) сообщении и автомобильным транспортом (далее - требование N 3) (приложение N 3 к настоящему Порядку), талон багажный на перевозку воинского багажа или грузобагажа (далее - талон багажный) (приложение N 4 к настоящему Порядку).
Требования N 1 выдаются для проезда пассажиров железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом. Требования N 2 выдаются для перевозки воинских эшелонов, воинских грузов, караулов по охране и сопровождению воинских грузов, собственного и арендованного воинскими частями железнодорожного подвижного состава (контейнеров), личного имущества военнослужащих и граждан (п.п. 2, 3 Порядка).
Аналогичные положения содержались в приказе Министра обороны Российской Федерации от 06 июня 2001 № 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2001 N 3061), действующем на момент увольнения и исключения Попова В.Г. из списков личного состава войсковой части, и утратившим силу 30 марта 2018 года в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 № 815.
Так, п. 70 приказа Министра обороны Российской Федерации от 06 июня 2001 № 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" устанавливал, что военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались.
Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года № 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах (в редакции от 26 января 2019 года), в соответствии с которым военные комиссариаты являются территориальным органом Министерства обороны РФ и входят в состав военных округов, являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром. Военные комиссариаты создаются в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведении мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района. Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (п.п. 2, 4, 6, 7, 9 Положения).
К основным задачам военных комиссариатов среди прочих также относится осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации; реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (пп. 39, 40 п. 17 Положения).
Как следует из Положения о военном комиссариате (муниципальном) Камчатского края, утвержденного приказом военного комиссара Камчатского края от 10 июля 2017 года № 253, военный комиссариат (муниципальный) Камчатского края входит в организационно-штатную структуру военного комиссариата Камчатского края и является одним из основных подразделений. Военный комиссариат (муниципальный) Камчатского края не является юридическим лицом. Военный комиссар военного комиссариата (муниципальный) Камчатского края на основании выданной ему доверенности организует и обеспечивает выполнение возложенных на военный комиссариат (муниципальный) Камчатского края задач, представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Управление служебной деятельностью военного комиссариата (муниципального) Камчатского края осуществляется военным комиссаром военного комиссариата (муниципального) Камчатского края (п.п. 2, 6).
Таким образом, территориальные органы Министерства обороны Российской Федерации (военные комиссариаты и их структурные подразделения (военные комиссариаты (муниципальные)) в силу вышеприведенных правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу гражданам, уволенным с военной службы, воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства по установленной форме, и обязаны осуществлять действия, направленные на подготовку документов с целью реализации требований законодательства по обеспечению бесплатного проезда и провоза личного имущества, уволенных с военной службы лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Командующего Тихоокеанским флотом № от 31 декабря 2002 года военнослужащий войсковой части 28669 капитан 3 ранга ФИО2 уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и на основании приказа командира войсковой части 28669 от 20 февраля 2003 года с 21 февраля 2003 года исключен из списков личного состава части и снят со всех видов довольствия, в связи с чем направлен для постановки на учет в ГВК города Вилючинск Камчатской области, выдан денежный аттестат. Выслуга лет в Вооруженных силах РФ ФИО2 в календарном исчислении составляет 15 лет, в льготном – 24 года. При этом командиром войсковой части 28669 дано указание выдать ФИО2 справки Ф-1 и Ф-2 о неиспользованном праве проезда военнослужащего, членов его семьи и провоза домашнего имущества в контейнере к постоянному месту жительства (л.д. 21, 22, 23-24, 61).
С 22 февраля 2003 года ФИО2 военным комиссариатом Камчатской области назначена пенсия в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, что подтверждается представленной истцом копией пенсионного удостоверения серии ГФ № (л.д. 19).
Как следует из копий паспортов, справки ООО «УправКом К» от 7 февраля 2022 года, поквартирной карточки, адресной справки № от 8 февраля 2022 года ФИО2 и его супруга ФИО3 с 23 апреля 2003 года по настоящее время зарегистрированы и проживают по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, мкр. Центральный, <адрес> (л.д. 16, 17, 18, 25, 26, 27).
Согласно справке № РК-18692, выданной ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» ФИО2 уволен с военной службы 21 февраля 2003 года, состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Камчатского края с 22 февраля 2003 года по настоящее время. Выплата пенсий в связи с убытием к другому месту жительства не приостанавливалась, пенсионное дело в другие военкоматы не высылалось. Указанная справка выдана для принятия решения о выдаче ФИО2 ВПД для проезда и провоза домашних вещей к постоянному месту жительства (л.д. 20).
18 января 2022 года ФИО2 обратился в военный комиссариат города Вилючинска с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов для убытия к избранному месту жительства. При этом указал, что справки Ф-1 и Ф-2 о неиспользовании воинских перевозочных документов им получены в части не были.
Военный комиссариат города Вилючинск отказал в выдаче воинских перевозочных документов, сославшись на не предоставление ФИО2 справки о неиспользовании воинских перевозочных документов. Цитата из ответа Военного комиссариата города Вилючинск: «Судя по документам, находящимся в Вашем личном деле, справка на воинском требовании формы 1 о неиспользовании права на проезд и перевозку личного имущества при увольнении Вам выдавалась».
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что при увольнении с военной службы ФИО2 в соответствии с действующим на момент его увольнения законодательством имел право на бесплатный проезд и перевозку личного имущества в контейнерах до 20 тонн с прежнего места жительства к новому избранному месту жительства, однако истцом на момент увольнения таковое избрано не было, в связи с чем, он был зачислен на пенсионный воинский учет в военном комиссариате г. Вилючинска по месту увольнения, где ему была установлена и непрерывно выплачивается до настоящего времени пенсия, при этом данных, указывающих на то, что ранее ФИО2 выдавались соответствующие перевозочные документы, социальная гарантия по проезду и перевозке личного имущества к избранному месту жительства ему была предоставлена, в материалах дела не имеется, напротив, совокупность исследованных по делу доказательств, свидетельствует о том, что данное право истцом до настоящего времени реализовано не было.
При рассмотрении гражданского дела, на основании объяснений истца, не опровергнутых ответчиком, судом также установлено, что фактическая возможность представить в военный комиссариат справки о неиспользовании воинских перевозочных документов формы – 1 и формы – 2 у истца ФИО2 отсутствует, поскольку данные справки истцом при увольнении получены не были, а получить их в настоящее время не имеется возможности, так как в воинской части они хранятся 5 лет, после чего производится уничтожение с составлением акта. Однако военный комиссариат г. Вилючинска отказал ФИО2 в выдаче воинских перевозочных документов формы - 1 и формы - 2, поскольку последним не предоставлена справка о неиспользовании воинских перевозочных документов, что препятствует ФИО2 в реализации его права на бесплатный переезд и перевоз личного имущества к избранному месту жительства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В рамках рассмотрения настоящего дела стороной ответчика суду не было представлено каких-либо опровергающих доказательств того, что истец ФИО2 ранее получал перевозочные документы и реализовал свое право на бесплатный проезд и провоз имущества к постоянному месту жительства за счет МО РФ. Несмотря на указание ФИО2, что при увольнении ему воинские перевозочные документы не выдавались, принимая во внимание фактически отсутствие у ответчика документов, подтверждающих его право на получение социальной гарантии на проезд и перевозку личного имущества, военный комиссариат вопреки установленному в абз. 6 п. 23 Приказа № 815 порядку, самостоятельно такие документы не запрашивал, фактически не оспаривая в своем отказе ФИО2 в выдаче ВПД наличие у него такого права, при этом, доказательств обратного суду не представил.
В свою очередь, само по себе отсутствие у истца ФИО2 справки установленной формы о неиспользовании воинских перевозочных документов, как документа, подтверждающего право гражданина на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, при установленных судом обстоятельствах, не может свидетельствовать об отсутствии у гражданина такого права и невозможности его реализации, что в частности следует и из содержания абзаца 4 п. 23 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года № 815 "Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте".
Принимая во внимание, что справки о неиспользовании ВПД Ф-1 и Ф-2 для проезда и провоза личного имущества у истца отсутствуют и представить их в военный комиссариат для получения воинских перевозочных документов для проезда и перевозки личного имущества от места жительства в г. Вилючинске к избранному новому месту жительства в <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО2 объективно возможности не имеет, при этом, как было установлено судом ранее, такие воинские перевозочные документы истец не получал и право на бесплатный проезд и перевозку личного имущества к избранному (новому) месту жительства им с момента его увольнения с военной службы и до настоящего времени реализовано не было, что при установленных обстоятельствах безусловно нарушает его права, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на получение социальной гарантии по бесплатному проезду и перевозу личного имущества, суд полагает, что требования истца о возложении на федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края», в лице Военного комиссариата города Вилючинска выдать ФИО2 и члену его семьи супруге ФИО3 воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства в <адрес> сельского поселения <адрес>, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая в соответствии со ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроках, в течение которых должна быть исполнена такая обязанность, суд считает необходимым установить срок в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, применительно к п. 33 Приказа Министра обороны РФ от 27.12.2017 N 815, согласно которому срок выдачи воинских перевозочных документов в военном комиссариате не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи гражданином в военный комиссариат заявления о выдаче воинских перевозочных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ | ░░░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░ |
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░ |