Решение по делу № 33-3380/2023 от 04.08.2023

Судья: Локтионова Л.В.                                             №33-3380/2023

                                                       №2-2474/17-2023

                                               46RS0030-01-2023-002295-92

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                 12 сентября 2023 года

         Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе председательствующего судьи Щербаковой Н.В.,

судей Леонтьевой И.В., Лавриковой М.В.,

при секретаре Медведевой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сеймского административного округа г. Курска в интересах Гончарова В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области об обеспечении техническими средствами реабилитации, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области по доверенности Журавлевой Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 5 мая 2023 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курской области обеспечить Гончарова В.Н. (паспорт <данные изъяты>, выдан Отделом милиции УВД города Курска от ДД.ММ.ГГГГ), являющегося инвалидом <данные изъяты> группы, системой (с катетером) для нефростомии в количестве 2 штук с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с периодичностью, установленной индивидуальной программой реабилитации.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курской компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.».

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сеймского административного округа г. Курска, действуя в интересах Гончарова В.Н., обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области, в котором просит обязать ответчика систематически обеспечивать Гончарова В.Н. системой (с катетером) для нефростомии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с периодичностью по 2 шт. 1 раз в три месяца, взыскать компенсацию морального вреда в пользу Гончарова В.Н. в размере <данные изъяты>., ссылаясь на то, что Гончаров В.Н. является инвалидом <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, состоит на учете в отделении Фонда с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида, нуждается в обеспечении средствами реабилитации. До настоящего времени техническим средством - системой (с катетером) для нефростомии в количестве 2 штук в нарушение положений Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не обеспечен.

Судом постановлено обжалуемое решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Сеймского административного округа г. Курска, действующего в интересах Гончарова В.Н., с учетом их уточнения.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области просит решение Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами и изделиями, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ в пределах бюджетных ассигнований. Выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации и заключения с ней контракта, в то время как размещение извещения о проведении закупки ставится в зависимость от наличия бюджетных ассигнований, что препятствуют ответчику обеспечить инвалида средствами реабилитации. Кроме того, действующее законодательство предусматривает несколько способов обеспечения инвалидов средствами реабилитации: предоставление в натуре, выдача электронного сертификата для самостоятельного приобретения средства реабилитации, выплата денежной компенсации за самостоятельное приобретение средства. Гончарову В.Н. неоднократно выплачивалась компенсация на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации, соответственно, ответчик исполняет свои обязательства по обеспечению инвалида средствами реабилитации. Считает, что заявленные требования прокурора обеспечение техническими средствами на будущее время не подлежат удовлетворению, поскольку права инвалида не нарушены, оснований полагать, что Гончаров В.Н. не будет обеспечиваться ТСР за счет бюджетных средств не имеется. Оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда у суда не имелось, поскольку прокурор отказался от этой части исковых требований в связи с добровольным удовлетворением их ответчиком. В настоящее время Гончаров В.Н. обеспечивается рекомендуемыми средствами реабилитации, что подтверждается выданным направлением на получение либо изготовление технических средств реабилитации.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца Гончарова В.Н. и представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области, надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте слушания дела, не предоставивших суду сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлявших. Информация о времени и месте судебного заседания размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Представителю ответчика на электронный адрес направлено судебное извещение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области, заслушав объяснения представителя истца – прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Курской области Польской И.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, рассмотрев дело на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ впределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебной коллегией таких нарушений по данному делу не установлено.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Частью 1 ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ предусмотрено, что одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ).

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее - Правила).

В абзаце 2 п.2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Подпунктом «а» п.3 Правил установлено, что обеспечение инвалида и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абз.1 п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абз.1 п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке а учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно ч.6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

С целью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключает государственный контракт о закупке технических средств реабилитации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу ст.151 ГПК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022г. N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе, в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Из материалов дела следует, что Гончаров В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы с диагнозом <данные изъяты> и состоит на учете в отделении фонда с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации.

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области» Минтруда – Бюро медико-социальной экспертизы - ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области» для Гончарова В.Н. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, ), согласно которой Гончаров В.Н. нуждается в медицинской реабилитации, а также в обеспечении техническими средствами реабилитации.

На основании индивидуальной программы реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ Гончаров В.Н. был обеспечен техническими средствами реабилитации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Гончаров В.Н. получил новую индивидуальную программу реабилитации

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Гончаров В.Н. нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации – системой (с катетером) для нефростомии в количестве 2 штук с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ Гончарову В.Н. была выплачена денежная компенсация за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации в размере <данные изъяты>.

Поскольку судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гончаров В.Н. не был обеспечен техническими средствами реабилитации, судом принято законное и обоснованное решение о возложении на ответчика обязанности обеспечить Гончарова В.Н. техническим средством реабилитации: системой (с катетером) для нефростомии в количестве 2 штук, что предусмотрено его индивидуальной программой реабилитации, с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с периодичностью, установленной индивидуальной программой реабилитации.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку обязанность по предоставлению средств реабилитации инвалиду ответчиком исполнялась ненадлежащим образом, так как нуждаемость в рекомендованных истцу технические средства является ежедневной. При этом Гончаров В.Н. должен быть обеспечен тем количеством средств реабилитации, которое предусмотрено индивидуальной программой реабилитации инвалида не только на день вынесения решения суда, но и на будущее время, поскольку нефростома являются техническими средствами реабилитации ежедневного неоднократного использования.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на будущий период не предусмотрено, являются несостоятельными, поскольку нарушения обеспечения имело место до предъявления иска в суд, технические средства реабилитации не выдавались, а по заявлению Гончарова В.Н. им получена компенсация, в связи с самостоятельным приобретением таких средств. На момент рассмотрения апелляционной жалобы инвалид также надлежащим образом не обеспечивается техническими средствами реабилитации. Учитывая, что нарушенное право должно быть восстановлено, средства реабилитации ежедневно необходимы истцу и его обеспечение ими не может быть поставлено в зависимость от вступления решения суда в законную силу, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность исполнять требования программы реабилитации непосредственно после вынесения решения. Выдача ДД.ММ.ГГГГ Гончарову В.Н. направления на получение технических средств в ООО «<данные изъяты>» не свидетельствует о выполнении ответчиком своих обязанностей и обеспечением инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о недостаточности финансирования расходов, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, необходимостью проведения конкурсных процедур, занимающих длительный период времени, на права ГончароваВ.Н. на получение средств реабилитации, предусмотренных его индивидуальной программой реабилитации, влиять не могут. Недостаточность финансирования на цели обеспечения техническими средствами реабилитации сама по себе не может служить основанием для отказа в обеспечении истца техническим средством реабилитации.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на возможность приобретения истцом средства реабилитации самостоятельно как за собственные средства, с последующим получением компенсации, так и с использованием в качестве платежа электронного сертификата, также не могут служить основанием для отмены решения суда и основанием для отказа Гончарову В.Н. в иске, поскольку Гончаров В.Н. в соответствии с подп. «а» п.3 Правил обеспеченияинвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденных Правительством Российской Федерации от 07.04.2008 №240, имеет право на обеспечение техническим средством реабилитации в натуре, обратился к ответчику с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации, предусмотренным его индивидуальной программой реабилитации, которой такими средствами обеспечен не был.

Невозможность обеспечения истца системой (с катетером) для нефростомии ввиду невозможности проведения электронного аукциона из-за отсутствия заявок на электронные аукционы, основанием для признания решения суда незаконным также не является, поскольку ответчиком не опровергнут факт нуждаемости истца в данном средстве реабилитации и необеспечении им своевременно.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением Гончарова В.Н. техническими средствами реабилитации ему были причинены нравственные страдания, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в размере 10 000 руб.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку сам факт необеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, так как отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Размер компенсации морального вреда определен с учетом требований разумности и справедливости, учитывает длительность ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей.

Утверждение ответчика в жалобе о том, что прокурор, действующий в интересах истца, отказался от требований о компенсации морального вреда в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком, противоречит материалам дела и на доказательствах не основано.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неверными суд апелляционной инстанции не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 5 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области– без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Курска, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий

Судьи

Судья: Локтионова Л.В.                                             .

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

33-3380/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончаров Владимир Николаевич
Прокурор Сеймского административного округа г. Курска
Ответчики
ГУ-Фонд социального страхования Курское отделение
Суд
Курский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
08.08.2023Передача дела судье
12.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023Передано в экспедицию
12.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее