Решение по делу № 33-15684/2014 от 28.10.2014

Судья Горбунова Л. К.

Дело № 33-15684/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О. В., судей Лимоновой Л. Ф., Коренева А. С. при секретаре Верещагиной Э. А. рассмотрела в судебном заседании 04.12.2014

гражданское дело по иску Кравченко <...>, Кравченко <...> к администрации г. Екатеринбурга и администрации <...> района г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа и обязании включить молодую семью в список очередности и признании незаконными действия администрации <...> района г. Екатеринбурга об исключении семьи Кравченко из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий

по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Екатеринбурга в лице представителя Лунеговой Н. В. на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.08.2014,

заслушав доклад судьи Коренева А. С., объяснения представителя ответчика администрации г. Екатеринбурга - Лунеговой Н. В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя истцов - Демчука С. В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Кравченко С. В., Кравченко Е. Б. обратились в суд с названным иском, в обоснование которого указали, что в 2008 году были приняты на учёт как молодая семья, нуждающаяся в жилом помещении. После этого каждый год они подавали заявления для участия в программе обеспечения жильем молодых семей, в связи с чем администрация г. Екатеринбурга каждый год их семью в составе трех человек (с учётом ребенка) включали в списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году на соответствующий год. Вместе с тем, 06.09.2013 на заседании комиссии по предоставлению социальных выплат молодым семьям за счёт бюджетных средств было принято решение не включать их в соответствующий список на 2014 год. Администрация пришла к выводу о незаконности их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в 2008 г. только на том основании, что на <...> 2008 г. Кравченко С. В. принадлежала на праве собственности <...> квартира в <...>, которую он продал в <...> 2008 г. Вместе с тем, квартира находилась в другом регионе, тогда как размер субсидии определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. общей площади по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы.

Просили признать незаконными действия администрации г. Екатеринбурга по невключению семьи Кравченко в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию «Город Екатеринбург»;

признать незаконными действия администрации <...> района г. <...> об исключении семьи Кравченко из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

обязать администрацию <...> района г. <...> включить семью Кравченко в список очередности лиц, нуждающихся в жилье с даты подачи заявления;

обязать администрацию г. Екатеринбурга включить семью Кравченко в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию «Город Екатеринбург» на 2014 год.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга исковые требования удовлетворены в полном объёме.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, отказать в удовлетворении требований. В обоснований доводов жалобы указал на то, что для участия в подпрограмме необходимо признание в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. При подаче документов Кравченко С. В. не мог рассматриваться как нуждающихся в жилом помещении, поскольку скрыл, что у него в собственности находилась однокомнатная квартира общей площадью <...> кв.м в другом регионе, которую Кравченко С. В. продал 11.07.2008. Несмотря на то, что после продажи прошло более пяти лет, судом это не учтено и заявителя восстановлены в очереди с даты подачи заявления.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

02.04.2008 Кравченко Е. Б. и Кравченко С. В. обратились с заявлением в администрацию <...> района о признании молодой семьи в составе трех человек с учётом дочери К. , <...> г., нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

На момент обращения заявители проживали в <...> квартире по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м на условиях договора социального найма. Кроме заявителей в квартире проживали еще три человека. Обеспеченность общей площадью на одного человека составила <...> кв.м. В заявлении Кравченко С. В. указал, что в период с <...> по <...> г. проходил военную службу, регистрации не имел.

29.04.2008 распоряжением № <...> главы администрации <...> района семья Кравченко Е. Б. в составе трех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, Кравченко С. В. с <...> года принадлежала на праве собственности однокомнатная квартира общей площадью <...> кв.м, расположенная в г. <...>, которую Кравченко С. В. продал по договору продажи от 11.07.2008, прекращение права собственности в ЕГРП зарегистрировано 06.08.2008.

29.08.2011 Кравченко С. В. и Кравченко Е. Б. как молодая семья обратились в администрацию <...> района г. Екатеринбурга с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса Свердловской области на 2011-2015 годы семьи в том же составе, что и ранее. Ранее семья Кравченко была включена в состав участников указанной подпрограммы на 2006-2010 годы.

06.09.2013 на заседании комиссии по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств было принято решение не включать семью Кравченко в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию «Город Екатеринбург» в 2014 году.

30.01.2014 распоряжением № <...> глава администрации г. Екатеринбурга отменил распоряжение главы администрации <...> района от 29.04.2008 № <...> в связи с выявлением в представленным документах в орган, осуществляющий принятие на учёт сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учёт.

Основанием для принятия указанных решений послужило то, что на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий она проживала по адресу: <...> общей площадью <...> м2, где проживало шесть человек. Дополнительной проверкой было установлено наличие у Кравченко С. В. другого жилого помещения, о котором Кравченко С. В. не поставил в известность орган местного самоуправления в связи с чем при расчете уровня обеспеченности жилым помещением семья была обеспечена жильем более учётной нормы г. Екатеринбурга, то есть более 10 кв.м на одного человека, а именно – <...> кв.м общей площади на одного человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В рамках указанной Федеральной целевой программы утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы.

Для целей подпрограммы в соответствии с разделом III под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.

Впоследствии при дальнейшем развитии программы государственной поддержки жилищных прав граждан, в том числе молодых семей, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В рамках указанной Федеральной целевой программы утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.

Пункт 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования (далее – Правила предоставления молодым семьям социальных выплат), являющихся Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы содержит аналогичное условие, поскольку предусматривает, что в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитываются суммарная площадь всех жилых помещений, на которые лицо имеет право на условиях договора социального найма, на праве собственности, а также как член семьи собственника жилого помещения (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом ни приведенная норма, ни другие положения жилищного законодательства не содержат указание на то, что подлежат учёту только те жилые помещения, которые расположены в том субъекте Российской Федерации, в котором лицо просит признать его нуждающимся в жилом помещении.

Не свидетельствует об этом и указание в п. 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на то, что расчет размера социальной выплаты производится с учётом норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы, поскольку эта норма определяет расчет размера предоставляемой субсидии, но не уровень обеспеченности жилой площадью.

При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда о том, что имевшаяся у Кравченко С. В. квартира, расположенная в другом субъекте Российской Федерации, не может учитываться в совокупности с иным жильем, которым располагает семья, проживающая в г. Екатеринбурге, а также что отчуждение истцом квартиры не свидетельствует о намерении ухудшить свои жилищные условия в г. Екатеринбурге.

Поскольку субсидия предоставляется на приобретение жилья, соответственно, должны учитываться гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению за пять лет (ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, после установления обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях, допущенных при признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на апрель 2008 года, ответчик не разъяснял молодой семье Кравченко право на участие в подпрограмме с включением в список претендентов с датой принятия на учёт после отпадения условий, которые ранее препятствовали в участии в данной Подпрограмме.

Так, представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции признал, что после истечения пятилетнего срока, прошедшего после прекращения права собственности на проданную квартиру, молодая семья Кравченко стала соответствовать всем критериям, необходимым для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. Поскольку Кравченко С. В. и Кравченко Е. Б. ранее изъявили желание на участие в подпрограмме, соответственно, они не могут быть его полностью лишены.

Прекращение указанного права собственности в ЕГРП зарегистрировано 06.08.2008, соответственно, с 07.08.2013 молодая семья Кравченко имела право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.

Таким образом, являются незаконными действия ответчиков, при которых молодая семья Кравченко полностью исключается из списка лиц, претендующих на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2014 годы, а ей полностью отказано во включении в список участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию «Город Екатеринбург» на 2014 год.

Соответственно, решение суда подлежит изменению в части указания даты, с которой истцы подлежат включению в список очередности лиц, нуждающихся в жилье, с указанием даты - 07.08.2013.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

апелляционную жалобу удовлетворить частично.

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.08.2014 изменить в части, указав на возложение обязанности на администрацию <...> района г. Екатеринбурга включить семью Кравченко в список очередности лиц, нуждающихся в жилье с 07.08.2013.

В остальной части решение оставить без изменения, жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий

О. В. Константинова

Судья

Л. Ф. Лимонова

Судья

А. С. Коренев

33-15684/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Кравченко Е.Б.
Кравченко С.В.
Ответчики
Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Администрация г.Е.
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Коренев Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
04.12.2014Судебное заседание
15.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2014Передано в экспедицию
04.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее