Судья Горбунова Л. К. |
Дело № 33-15684/2014 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О. В., судей Лимоновой Л. Ф., Коренева А. С. при секретаре Верещагиной Э. А. рассмотрела в судебном заседании 04.12.2014
гражданское дело по иску Кравченко <...>, Кравченко <...> к администрации г. Екатеринбурга и администрации <...> района г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа и обязании включить молодую семью в список очередности и признании незаконными действия администрации <...> района г. Екатеринбурга об исключении семьи Кравченко из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий
по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Екатеринбурга в лице представителя Лунеговой Н. В. на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.08.2014,
заслушав доклад судьи Коренева А. С., объяснения представителя ответчика администрации г. Екатеринбурга - Лунеговой Н. В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя истцов - Демчука С. В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Кравченко С. В., Кравченко Е. Б. обратились в суд с названным иском, в обоснование которого указали, что в 2008 году были приняты на учёт как молодая семья, нуждающаяся в жилом помещении. После этого каждый год они подавали заявления для участия в программе обеспечения жильем молодых семей, в связи с чем администрация г. Екатеринбурга каждый год их семью в составе трех человек (с учётом ребенка) включали в списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году на соответствующий год. Вместе с тем, 06.09.2013 на заседании комиссии по предоставлению социальных выплат молодым семьям за счёт бюджетных средств было принято решение не включать их в соответствующий список на 2014 год. Администрация пришла к выводу о незаконности их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в 2008 г. только на том основании, что на <...> 2008 г. Кравченко С. В. принадлежала на праве собственности <...> квартира в <...>, которую он продал в <...> 2008 г. Вместе с тем, квартира находилась в другом регионе, тогда как размер субсидии определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. общей площади по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы.
Просили признать незаконными действия администрации г. Екатеринбурга по невключению семьи Кравченко в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию «Город Екатеринбург»;
признать незаконными действия администрации <...> района г. <...> об исключении семьи Кравченко из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
обязать администрацию <...> района г. <...> включить семью Кравченко в список очередности лиц, нуждающихся в жилье с даты подачи заявления;
обязать администрацию г. Екатеринбурга включить семью Кравченко в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию «Город Екатеринбург» на 2014 год.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга исковые требования удовлетворены в полном объёме.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, отказать в удовлетворении требований. В обоснований доводов жалобы указал на то, что для участия в подпрограмме необходимо признание в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. При подаче документов Кравченко С. В. не мог рассматриваться как нуждающихся в жилом помещении, поскольку скрыл, что у него в собственности находилась однокомнатная квартира общей площадью <...> кв.м в другом регионе, которую Кравченко С. В. продал 11.07.2008. Несмотря на то, что после продажи прошло более пяти лет, судом это не учтено и заявителя восстановлены в очереди с даты подачи заявления.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
02.04.2008 Кравченко Е. Б. и Кравченко С. В. обратились с заявлением в администрацию <...> района о признании молодой семьи в составе трех человек с учётом дочери К. , <...> г., нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
На момент обращения заявители проживали в <...> квартире по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м на условиях договора социального найма. Кроме заявителей в квартире проживали еще три человека. Обеспеченность общей площадью на одного человека составила <...> кв.м. В заявлении Кравченко С. В. указал, что в период с <...> по <...> г. проходил военную службу, регистрации не имел.
29.04.2008 распоряжением № <...> главы администрации <...> района семья Кравченко Е. Б. в составе трех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, Кравченко С. В. с <...> года принадлежала на праве собственности однокомнатная квартира общей площадью <...> кв.м, расположенная в г. <...>, которую Кравченко С. В. продал по договору продажи от 11.07.2008, прекращение права собственности в ЕГРП зарегистрировано 06.08.2008.
29.08.2011 Кравченко С. В. и Кравченко Е. Б. как молодая семья обратились в администрацию <...> района г. Екатеринбурга с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса Свердловской области на 2011-2015 годы семьи в том же составе, что и ранее. Ранее семья Кравченко была включена в состав участников указанной подпрограммы на 2006-2010 годы.
06.09.2013 на заседании комиссии по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств было принято решение не включать семью Кравченко в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию «Город Екатеринбург» в 2014 году.
30.01.2014 распоряжением № <...> глава администрации г. Екатеринбурга отменил распоряжение главы администрации <...> района от 29.04.2008 № <...> в связи с выявлением в представленным документах в орган, осуществляющий принятие на учёт сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учёт.
Основанием для принятия указанных решений послужило то, что на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий она проживала по адресу: <...> общей площадью <...> м2, где проживало шесть человек. Дополнительной проверкой было установлено наличие у Кравченко С. В. другого жилого помещения, о котором Кравченко С. В. не поставил в известность орган местного самоуправления в связи с чем при расчете уровня обеспеченности жилым помещением семья была обеспечена жильем более учётной нормы г. Екатеринбурга, то есть более 10 кв.м на одного человека, а именно – <...> кв.м общей площади на одного человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В рамках указанной Федеральной целевой программы утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы.
Для целей подпрограммы в соответствии с разделом III под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
Впоследствии при дальнейшем развитии программы государственной поддержки жилищных прав граждан, в том числе молодых семей, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В рамках указанной Федеральной целевой программы утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.
Пункт 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования (далее – Правила предоставления молодым семьям социальных выплат), являющихся Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы содержит аналогичное условие, поскольку предусматривает, что в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитываются суммарная площадь всех жилых помещений, на которые лицо имеет право на условиях договора социального найма, на праве собственности, а также как член семьи собственника жилого помещения (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом ни приведенная норма, ни другие положения жилищного законодательства не содержат указание на то, что подлежат учёту только те жилые помещения, которые расположены в том субъекте Российской Федерации, в котором лицо просит признать его нуждающимся в жилом помещении.
Не свидетельствует об этом и указание в п. 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на то, что расчет размера социальной выплаты производится с учётом норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы, поскольку эта норма определяет расчет размера предоставляемой субсидии, но не уровень обеспеченности жилой площадью.
При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда о том, что имевшаяся у Кравченко С. В. квартира, расположенная в другом субъекте Российской Федерации, не может учитываться в совокупности с иным жильем, которым располагает семья, проживающая в г. Екатеринбурге, а также что отчуждение истцом квартиры не свидетельствует о намерении ухудшить свои жилищные условия в г. Екатеринбурге.
Поскольку субсидия предоставляется на приобретение жилья, соответственно, должны учитываться гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению за пять лет (ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, после установления обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях, допущенных при признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на апрель 2008 года, ответчик не разъяснял молодой семье Кравченко право на участие в подпрограмме с включением в список претендентов с датой принятия на учёт после отпадения условий, которые ранее препятствовали в участии в данной Подпрограмме.
Так, представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции признал, что после истечения пятилетнего срока, прошедшего после прекращения права собственности на проданную квартиру, молодая семья Кравченко стала соответствовать всем критериям, необходимым для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. Поскольку Кравченко С. В. и Кравченко Е. Б. ранее изъявили желание на участие в подпрограмме, соответственно, они не могут быть его полностью лишены.
Прекращение указанного права собственности в ЕГРП зарегистрировано 06.08.2008, соответственно, с 07.08.2013 молодая семья Кравченко имела право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.
Таким образом, являются незаконными действия ответчиков, при которых молодая семья Кравченко полностью исключается из списка лиц, претендующих на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2014 годы, а ей полностью отказано во включении в список участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию «Город Екатеринбург» на 2014 год.
Соответственно, решение суда подлежит изменению в части указания даты, с которой истцы подлежат включению в список очередности лиц, нуждающихся в жилье, с указанием даты - 07.08.2013.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
апелляционную жалобу удовлетворить частично.
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.08.2014 изменить в части, указав на возложение обязанности на администрацию <...> района г. Екатеринбурга включить семью Кравченко в список очередности лиц, нуждающихся в жилье с 07.08.2013.
В остальной части решение оставить без изменения, жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий |
О. В. Константинова |
Судья |
Л. Ф. Лимонова |
Судья |
А. С. Коренев |