ШЕСТОЙ КАССАЦИОННОЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-297/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 января 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу А* на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Бузулука Оренбургской области от 25 мая 2020 г., решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 2 июля 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении А*,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Бузулука Оренбургской области от 25 мая 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 2 июля 2020 г., А* признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией оружия: <данные изъяты>.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, А* выражает несогласие с судебными актами, приводя доводы об их незаконности, просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
Статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) определено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что А* незаконно хранил охотничье гладкоствольное оружие при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 45 минут установлено, что в нарушение статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» А* в <адрес> осуществил незаконное хранение принадлежащего ему охотничьего гладкостровольного оружия: <данные изъяты>, срок действия разрешений которых истек ДД.ММ.ГГГГ
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении А* протокола об административном правонарушении и впоследствии его привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем согласиться с указанным выводом нельзя ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Хранение оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако судами не был учтено то обстоятельство, что в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», наделяющего федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, правом принять решение о переносе сроков прохождения процедур, связанных с продлением (переоформлением) разрешительных документов, на период до 12 месяцев, 17 апреля 2020 г. Росгвардией издано распоряжение N 1/369-Р, согласно которому установлено, что подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступают в период с 6 апреля по 1 августа 2020 года, переносится на срок до 1 сентября 2020 года.
1 августа 2020 г. Росгвардией издано новое распоряжение N 1/891-Р, которым переносятся до 1 декабря 2020 года сроки подтверждения соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям (предоставление документов о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и другие документы, предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2478-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий (ЛОа), разрешений (РОХа, РХ, РСОа, РХИ, РФ, РСЛа, РКСа и др.), удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, по которым срок подтверждения соответствия наступает в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 года.
Указанным распорядительным актом определяется период подачи заявлений на продление разрешительных документов (лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов), срок действия которых заканчивается в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 г. (с возможностью рассмотрения за месяц до 1 декабря 2020 года поданных заявлений).
Разрешение РОХа № на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия <данные изъяты> г.в., выданное А* ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ
Разрешение РОХа № на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия <данные изъяты>, выданное А* ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ
Разрешение РОХа № на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия <данные изъяты>, выданное А* ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ
По постановлению о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, А* незаконно хранил охотничье гладкоствольное оружие с ДД.ММ.ГГГГ
В связи с изложенным действие положений вышеуказанных распоряжений Росгвардии, принятых во исполнение постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, распространяется на А*, и в данном случае срок действия полученных им разрешений на хранение оружия продлевается до ДД.ММ.ГГГГ
Следственно, на момент вынесения постановления мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ И решения Бузулукского районного суда Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ срок действия выданных А* разрешений РОХа не истек, что свидетельствует о незаконности вынесенных судебных актов
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2, 9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Бузулука Оренбургской области от 25 мая 2020 г., решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 2 июля 2020 г., вынесенные в отношении А* по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по данному делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Бузулука Оренбургской области от 25 мая 2020 г., решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 2 июля 2020 г., вынесенные в отношении А* по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Э.Г.Штейн