Решение по делу № 2-3680/2024 от 18.04.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2024 года г.Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
в составе председательствующего судьи ФИО10

при помощнике судьи ФИО1,

с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> ФИО2,

представителя ответчика администрации г.о. Тольятти – ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Тольятти о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд <адрес> с уточненным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит обязать администрацию г.о. Тольятти устранить нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения с обустройством электрического освещения по дороге вдоль <адрес> от <адрес> до <адрес> (нечетная сторона), в срок не позднее 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования».

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой
<адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах г.о. Тольятти, в результате чего установлено отсутствие стационарного электрического освещения по дороге вдоль <адрес> от <адрес> до <адрес> (нечетная сторона). Наличие вышеперечисленных недостатков является нарушением требований законодательства Российской Федерации. Прокуратурой <адрес> в адрес администрации г.о. Тольятти внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения с требованием устранить выявленные нарушения. В ответе администрация проинформировала, что в рамках устранения выявленных недостатков администрацией г.о. Тольятти по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подготовлена конкурсная документация на право заключения муниципального контракта по выполнению проектно-изыскательских работ по данному объекту. Установлено, что указанные мероприятия администрацией г.о. Тольятти до настоящего времени не выполнены. Выявленные недостатки в содержании улично-дорожной сети
г.о. Тольятти непосредственно влияют на обеспечение безопасного дорожного движения для жителей г.о. Тольятти.

Представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО2, действующая на основании удостоверения, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме, нарушения выявлены в 2022 г., до настоящего времени не устранены.

Представитель ответчика - ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам гражданского дела, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. При принятии судом положительного решения просила установить срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ с учетом условий заключенного муниципального контракта с <данные изъяты> согласно условий которого срок окончания проектно-изыскательских работ – ДД.ММ.ГГГГ, требуется время для принятия работ – 20 рабочих дней после выполнения. Получение проектной документации на устройство освещения позволит администрации г.о.Тольятти реализовать проект в 2025 г. при условии надлежащего исполнения <данные изъяты>» своих обязательств по контракту и доведения денежных средств на указанные работы. После окончания работ по проектированию ответчиком будет подана заявка на выделение дополнительного финансирования для выполнения работ по устройству линий наружного освещения. Дополнительно пояснила, что администрацией г.о. Тольятти принимаются все меры к устранению недостатков, в настоящее время нарушение не устранено, из-за отсутствия финансирования отсутствовала возможность к устранению выявленных нарушений.

Представитель третьего лица У МВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц, дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" ГОСТ Р 50597-93, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст, СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года N 233.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п. 3, 5, 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

В силу п.4 ст. 6 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес> в адрес главы г.о. Тольятти ФИО4 было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответа на вышеуказанное представление первого заместителя главы городского округа ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, на дороге (дублере) вдоль <адрес> от <адрес> до <адрес> (нечетная сторона) г.о. Тольятти требуется выполнить мероприятия по проектированию устройства линии наружного электроосвещения (ЛНО) с последующей реализацией проекта. Утвержденным бюджетом г.о. Толятти на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годы предусмотрено софинансирование на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству линии наружного освещения, в том числе инженерные изыскания дороги вдоль <адрес> от <адрес> до <адрес> (нечетная сторона) г.о. Тольятти. Администрацией г.о. Тольятти в адрес Министерства транспорта автомобильных дорог <адрес> направлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ о возможности выделения субсидии из областного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год, для выполнения вышеуказанных первоочередных мероприятий. При условии выделения финансирования работы по проектированию будут организованы.

Согласно протоколу об административном правонарушении <адрес> УИН 18 от ДД.ММ.ГГГГ со стороны администрации г.о. Тольятти допущено нарушение – отсутствует стационарное электрическое освещение по дороге вдоль <адрес> от <адрес> до <адрес> (нечетная сторона)
г.о. Тольятти.

В материалы дела представлено постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей судебного участка Центрального судебного района <адрес>, которым администрация
г.о. Тольятти признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя администрации г.о. Тольятти – ФИО6 без удовлетворения.

Согласно представлению прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, направленного в адрес главы г.о. Тольятти ФИО4, было предъявлено требование о рассмотрении представления и принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о.Тольятти сообщено, что утвержденным бюджетом г.о. Тольятти на ДД.ММ.ГГГГ год предусмотрены финансовые средства на выполнение проектно – изыскательских работ по устройству объекта: Линия наружного электроосвещения, в том числе инженерные изыскания по дороге вдоль <адрес> от <адрес> до <адрес> (нечетная сторона). В настоящее время специалистами администрации
г.о. Тольятти с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно – телекоммуникационной сети Интернет подготовлена и размещена документация (закупка ) на проведение открытого конкурса в электронной форме на право заключить муниципальный контракт по выполнению проектно – изыскательских работ по настоящему объекту. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – ДД.ММ.ГГГГ. Согласно графику выполнения работ, завершение подрядчиком проектно – изыскательских работ по устройству линий наружного электроосвещения, в том числе инженерные изыскания по: дорога вдоль <адрес> от <адрес> до <адрес> (нечетная сторона) – ДД.ММ.ГГГГ.

Все требования государственного стандарта, строительных норм и правил являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные требования должны обеспечиваться организациями и учреждениями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц, дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" ГОСТ Р 50597-93, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221 (далее ГОСТ Р 50597-93), Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст, СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года N 233.

В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на автобусных остановках, пешеходных переходах.

Согласно п. 10.16 СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная версия СНиП 2.05.02-85», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктах, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей – также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог 1 и 2 категория между собой и с железными дорогами. Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СП52.133330.

Нарушения, выявленные прокурорской проверкой (отсутствие стационарного электрического освещения по дороге вдоль <адрес> от <адрес> до <адрес> (нечетная сторона) дату рассмотрения дела не были устранены администрацией
г.о. Тольятти, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Отсутствие освещения на вышеуказанных участках дороги оказывает существенное и негативное влияние на безопасность дорожного движения, влечет совершение дорожно-транспортных происшествий с травмированием граждан и в дальнейшем может увеличить вероятность аварийных ситуаций.

Доводы администрации об отсутствии средств на устранение выявленных нарушений не может признать обоснованными, поскольку отсутствие бюджетного финансирования и дефицит бюджета не могут быть оценены как уважительные причины в связи с тем, что безопасность участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, а дефицит соответствующего бюджета не должен освобождать ответчика от обязанности по выполнению возложенных на них законом обязанностей.

С учетом изложенного требование прокурора г.о. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о необходимости предоставления более длительного срока (до ДД.ММ.ГГГГ) для исполнения решения суда, чем просит истец – не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку с учетом характера допущенного нарушения, длительности его неустранения (выявлено в ДД.ММ.ГГГГ г.), затягивание процесса исполнения решения суда противоречит общим принципам правосудия, а также препятствует достижению конечной цели судопроизводства.

Доводы об отсутствии финансирования и больших временных затратах, связанных с документальным оформлением и соблюдением процедуры в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут быть приняты во внимание, поскольку недостаток финансирования не является неустранимой причиной, не свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, которые могли бы привести к затруднению или создавали бы препятствия к исполнению решения суда.

Статьей 401 ГК РФ предусмотрено освобождение от ответственности при предоставлении доказательств невозможности надлежащего исполнения вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагента <данные изъяты> должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Тем самым, сам по себе факт нарушения сроков исполнения муниципального контракта Подрядчиком самостоятельным основанием для установления более длительного срока исполнения решения являться не может, в связи с чем суд находит срок для устранения недостатков не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования – удовлетворить.

Обязать администрацию г.о. Тольятти (ИНН ) устранить нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения с обустройством электрического освещения по дороге вдоль <адрес> от <адрес>
до <адрес> (нечетная сторона), в срок не позднее
12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья ФИО11

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ФИО12

2-3680/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Тольятти
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
У МВД России по г.Тольятти (в лице отдела ГИЮДД У МВД России по г.Тольятти)
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти
Судья
Проскурина Е.М.
Дело на сайте суда
centralny.sam.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2024Подготовка дела (собеседование)
23.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее