Дело № 2а-588/2021
УИД: 22RS0012-01-2021-001325-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Славгород
23 декабря 2021 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Нелиной Е.Н.,
при секретаре Давлетовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю к П.Д.Г. о взыскании задолженности по имущественным налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с названным иском к налогоплательщику П.Д.Г. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является налогоплательщиком и обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов в срок, установленный законодательством.
На основании сведений, поступающих в налоговый орган в электронном виде, П.Д.Г. в 2017 и 2019 годах принадлежало следующее имущество:
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- гаражи, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Административным истцом было направлено административному ответчику налоговое уведомление № 9012557 от 03 августа 2020.
На основании того, что административным ответчиком данные суммы не были своевременно оплачены и в соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ, должнику направлено требование об уплате налога, пени № 35648 по состоянию на 24 декабря 2020 года, которое на сегодняшний день не исполнено.
Недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 и 2019 годы составила: налогов (сборов) 42 240,00 рублей и пеня 156,31 рублей.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 г. Славгорода Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по имущественным налогам в отношении административного ответчика.
Судебный приказ выдан 20 марта 2021 года, копия приказа в соответствии с ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ направлена должнику. От должника поступили возражения относительно его исполнения, что влечет отмену судебного приказа.
Определением мирового судебного участка № 2 г. Славгорода Алтайского края от 09 апреля 2021 года указанный судебный приказ о взыскании задолженности по имущественным налогам был отменен.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю, с учетом уточненного административного иска от 12.11.2021, просит суд взыскать с административного ответчика П.Д.Г. в пользу истца задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 и 2019 годы в размере налогов (сборов) 42 240,00 рублей и пеню 156,31 рублей, а всего 42 396,31 руб. (л.д. 136-139).
Определением Славгородского городского суда Алтайского края от 23 декабря 2021 года производство по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю к П.Д.Г. о взыскании задолженности на имущество физических лиц за 2017 год в размере 9 804,00 рублей прекращено.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании административный ответчик П.Д.Г. и его представитель Р.А.А. полагали, что иск не подлежит удовлетворению в полном объеме. Заявили, что налоги должны исчисляться из кадастровой стоимости объекта недвижимости, не возражал против взыскания также пени.
В поступивших в суд письменных возражениях П.Д.Г. указал на необходимость исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также на необходимость расчета налога в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> исходя из инвентаризационной стоимости в размере 152 522,20 рублей.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 286 Кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения, в числе прочих, признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира, гараж, здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Алтайским краевым Законодательным Собранием не была установлена дата начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в связи с чем, на территории Алтайского края налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Алтайским краевым Законодательным собранием не установлена дата начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В силу ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2018 N 595 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год" утвержден коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,518.
Решением Славгородского городского Собрания депутатов от 18.11.2014 N 40 "Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края" установлено, что ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в отношении объектов налогообложения: : жилой дом; квартира, комната; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом – 0,2% (если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор, с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов, составляет от 300 000 до 500 000 рублей (включительно).
В соответствии со ст. 408 НК РФ исчисление налогов на имущество физических лиц, производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, в соответствии с действующим законодательством, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Как усматривается из материалов дела, П.Д.Г. в 2019 году принадлежали следующие объекты недвижимости:
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 94),
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 79),
- иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 83).
В соответствии с пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговое уведомление № 9012557 от 03 августа 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц, в том числе за 2019 год, в отношении указанных выше объектов недвижимости направлено в адрес П.Д.Г., что соответствует положениям статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации. Установлен срок уплаты налога не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах (л.д. 11-12).
В связи с тем, что обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнена в установленные сроки, налоговым органом направлено требование об уплате налога № 35648 по состоянию на 24 декабря 2020 года на сумму налога в размере 54 505,00 рублей и пени в размере 169,87 рублей (л.д. 14).
Административному ответчику надлежало в срок не позднее 02 февраля 2021 года исполнить требование в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Славгорода Алтайского края от 09 апреля 2021 года (л.д. 106) судебный приказ, выданный 20 марта 2021 года (л.д. 39), отменен в связи с поступлением заявления от должника (л.д. 40).
Суд отмечает, что налоговым органом срок, указанный в п. 2 ст. 48 НК РФ пропущен не был, поскольку заявление о вынесении судебного приказа подано мировому судье 15 марта 2021 года (л.д. 34), до истечения шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу пункта 3 статьи 48 НК Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика обязательных платежей налоговым органом в рассматриваемом случае не пропущен, поскольку подан 08 октября 2021 года, т.е. до истечения шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
При рассмотрении дела в суде П.Д.Г. и его представителем Р.А.А. заявлено требование об использовании в целях исчисления налога на имущество физических лиц сведений о кадастровой стоимости.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 года № 10-П, суд пришел к выводу о наличии оснований для исчисления сумм налога на имущество физических лиц в отношении иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № и иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № с использованием сведений об их кадастровой стоимости и соответствующего размера налоговой ставки, поскольку сумма налога, исчисленная налоговым органом, исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В материалах дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие кадастровую стоимость иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № и иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № и подлежащую применению судом при расчете налога за 2019 год (л.д. 78, 88, 89, 141).
Из сравнительного анализа сумм налога, исчисленного по вышеуказанным объектам недвижимого имущества, исходя из его инвентаризационной стоимости следует, что он существенно, в несколько раз и более превышает суммы налога, исчисленного из кадастровой (рыночной) стоимости.
Исходя из положений пунктов 2, 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, подлежит применению налоговая ставка равная 0,5%.
При осуществлении расчета с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости суд пришел к выводу о применении налоговой ставки равной 0,5%, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации применяется в отношении прочих объектов налогообложения.
При таких обстоятельствах налог на имущество физических лиц в отношении иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № за 2019 год составляет 456 020,77 рублей * 0,5 % * 11 / 12 = 2 090,01 рублей.
Налог на имущество физических лиц в отношении иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № за 2019 год составляет 15 555,68 рублей * 0,5 % = 77,78 рублей.
Инвентаризационная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № составляет на 2019 год - 410 996,26 * 1,518 = 623 892,00 рублей, что ниже кадастровой стоимости за 2019 год в размере 1 134 208,29 рублей (л.д. 88).
Таким образом, сумма налога на имущество за 2019 год в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости и составляет: 410 996,26 * 1,518 * 0,2 % * ? * 12 месяцев / 12 месяцев = 623,89 рублей.
Общий размер недоимки по уплате налога на имущество за 2019 год составляет 2 791,68 рублей.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За несвоевременную уплату на имущество за 2019 год административному ответчику должна быть начислена пеня с 02 декабря 2020 года по 23 декабря 2020 года по формуле: недоимка * число дней просрочки* ставку пени) = (17 719,00 рублей недоимки за 2017 год + 2 791,68 рублей недоимки за 2019 год) X 22 дня X 4,25 % / 300 = 63,92 рублей.
Учитывая результат рассмотрения дела, в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ и ст. 333.19 НК РФ следует взыскать с П.Д.Г. в доход муниципального образования г. Славгород Алтайского края госпошлину в размере 400,00 рублей.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю к П.Д.Г. о взыскании задолженности по имущественным налогам удовлетворить частично.
Взыскать с П.Д.Г., проживающего по адресу: Россия, <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю задолженность по налогу на имущество за 2019 год в размере 2 791,68 рублей и пени в размере 63,92 рублей, всего взыскать: 2 855,60 рублей.
В остальной части иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю к П.Д.Г. оставить без удовлетворения.
Взыскать с П.Д.Г. в доход муниципального образования г. Славгород Алтайского края госпошлину в сумме 400,00 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения 23 декабря 2021 года.
Председательствующий Нелина Е.Н.