Решение по делу № 3а-711/2020 от 29.07.2020

24OS0000-01-2020-000624-44

Дело№ 3А-711/2020

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителя административного истца Кузнецова А.Ю. – Барановской Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-711/2020 по административному иску Кузнецова Александра Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецов А.Ю. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, мотивируя тем, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:50:<номер>:1152, 24:50:<номер>:1450, 24:50:<номер>:1452, 24:50:<номер>:1453, 24:50:<номер>:1454, расположенных в городе Красноярске.

По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами по состоянию на 25 мая 2017 года составляет: 24:50:<номер>:1450 – 78 158 890 рублей 65 копеек, 24:50:<номер>:1452 – 212 228 рублей 94 копейки, 24:50:<номер>:1453 – 622 724 рубля 38 копеек, 24:50:<номер>:1454 – 1 242 656 рублей 27 копеек. По состоянию на 15 августа 2011 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1152 установлена кадастровая стоимость в размере 5 118 626 рублей 84 копейки.

По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Оценка и Консалтинг» и представленной в отчетах об оценке № 153/2019-1 и № 153/2019-2 от 06 мая 2020 года, рыночная стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами, по состоянию на 25 мая 2017 года, составляет: 24:50:<номер>:1450 – 36 341 000 рублей, 24:50:<номер>:1452 – 99 000 рублей, 24:50:<номер>:1453 – 290 000 рублей, 24:50:<номер>:1454 – 578 000 рублей; по состоянию на 15 августа 2011 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1152 составляет 2 078 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости нежилых помещений, не соответствующей их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений.

Просит восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1450 в размере его рыночной стоимости 36 341 000 рублей, определенной по состоянию на 25 мая 2017 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1452 в размере его рыночной стоимости 99 000 рублей, определенной по состоянию на 25 мая 2017 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1453 в размере его рыночной стоимости 290 000 рублей, определенной по состоянию на 25 мая 2017 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1454 в размере его рыночной стоимости 578 000 рублей, определенной по состоянию на 25 мая 2017 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1152 в размере его рыночной стоимости 2 078 000 рублей, определенной по состоянию на 15 августа 2011 года.

Представитель административного истца Кузнецова А.Ю. – Барановская Е.И., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.

Представитель администрации города Красноярска Растворцева Т.Н., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв, в котором ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя администрации города Красноярска. Полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку административным истцом не представлены доказательства подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Также указала на то, что рыночная стоимость, указанная в отчете об оценке, является заниженной в связи с несоответствием используемого подхода к оценке требованиям федеральных стандартов оценки.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Байрамова Э.М., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Правительство Красноярского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель административного истца Кузнецова А.Ю. – Барановская Е.И. не возражала.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Кузнецов А.Ю. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:50:<номер>:1450 (пом. 48), 24:50:<номер>:1452 (пом. 52), 24:50:<номер>:1453 (пом. 51), 24:50:<номер>:1454 (пом. 50), 24:50:<номер>:1152 (пом. 42), расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1 л.д. 14-28).

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами по состоянию на 25 мая 2017 года составляет: 24:50:<номер>:1450 – 78 158 890 рублей 65 копеек, 24:50:<номер>:1452 – 212 228 рублей 94 копейки, 24:50:<номер>:1453 – 622 724 рубля 38 копеек, 24:50:<номер>:1454 – 1 242 656 рублей 27 копеек; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 25 мая 2017 года. По состоянию на 15 августа 2011 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1152 установлена кадастровая стоимость в размере 5 118 626 рублей 84 копейки; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 29 апреля 2013 года (т. 1 л.д. 29-33).

Вышеуказанная кадастровая стоимость нежилых зданий определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке 153/2019-1 и № 153/2019-2 от 06 мая 2020 года, выполненные ООО «Оценка и Консалтинг» (оценщик Гребенщикова Е.В.), согласно которым рыночная стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами по состоянию на 25 мая 2017 года составляет: 24:50:<номер>:1450 – 36 341 000 рублей, 24:50:<номер>:1452 – 99 000 рублей, 24:50:<номер>:1453 – 290 000 рублей, 24:50:<номер>:1454 – 578 000 рублей. По состоянию на 15 августа 2011 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1152 составляет 2 078 000 рублей (т. 1 л.д. 36-199, т. 2 л.д. 1-227).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке нежилых помещений оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчета об оценке 153/2019-1 и № 153/2019-2 от 06 мая 2020 года соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчетах, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено, в чем конкретно выражается несоответствие используемого подхода к оценке требованиям федеральных стандартов к оценке представителем администрации города Красноярска не указано.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость нежилых помещений с нижеперечисленными кадастровыми номерами по состоянию на 25 мая 2017 года составляет: 24:50:<номер>:1450 – 36 341 000 рублей, 24:50:<номер>:1452 – 99 000 рублей, 24:50:<номер>:1453 – 290 000 рублей, 24:50:<номер>:1454 – 578 000 рублей. По состоянию на 15 августа 2011 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1152 составляет 2 078 000 рублей.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости нежилых помещений подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости.

Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровыми номерами 24:50:<номер>:1152 подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.

С учетом изложенного кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:50:<номер>:1152, 24:50:<номер>:1450, 24:50:<номер>:1452, 24:50:<номер>:1453, 24:50:<номер>:1454 должна быть определена равной их рыночной стоимости, которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Датой обращения Кузнецова А.Ю. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:50:<номер>:1152, 24:50:<номер>:1450, 24:50:<номер>:1452, 24:50:<номер>:1453, 24:50:<номер>:1454 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 24 июля 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Кузнецова Александра Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1450, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, пом. 48, в размере его рыночной стоимости 36 341 000 рублей, определенной по состоянию на 25 мая 2017 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1452, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, пом. 52, в размере его рыночной стоимости 99 000 рублей, определенной по состоянию на 25 мая 2017 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1453, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, пом. 51, в размере его рыночной стоимости 290 000 рублей, определенной по состоянию на 25 мая 2017 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1454, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, пом. 50, в размере его рыночной стоимости 578 000 рублей, определенной по состоянию на 25 мая 2017 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:<номер>:1152, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, пом. 42, в размере его рыночной стоимости 2 078 000 рублей, определенной по состоянию на 15 августа 2011 года.

Датой обращения Кузнецова Александра Юрьевича с заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:50:<номер>:1152, 24:50:<номер>:1450, 24:50:<номер>:1452, 24:50:<номер>:1453, 24:50:<номер>:1454 считать 24 июля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 27 августа 2020 года.

3а-711/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Александр Юрьевич
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Правительство Красноярского края
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Администрация города Красноярска
Барановская Елена Игоревна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
30.07.2020Регистрация административного искового заявления
30.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Дело оформлено
26.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее