Дело №2а-325/19 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 г. г. Багратионовск
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Жестковой А.Э.,
при секретаре Матросовой О.А.,
с участием прокурора Артюковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России» по Калининградской области к Чочаеву Т.В. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России» по Калининградской области (далее – ФКУ ИК-13) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Чочаева Т.В., освобождаемого из мест лишения свободы 03.09.2019 г., административного надзора на срок 08 лет, с установлением в отношении него административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или фактического нахождения с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В обоснование исковых требований административный истец ФКУ ИК-13 указал, что осужденный Чочаев Т.В. прибыл в ФКУ ИК-13 03.06.2016 г. для отбывания наказания, назначенного приговором суда. За время содержания в СИЗО-1 допустил одно нарушение режима содержания, к дисциплинарной ответственности привлечен не был, проведена беседа. По прибытию в ФКУ ИК-13 трудоустроен не был из-за отсутствия свободных рабочих мест. К работам по благоустройству исправительного учреждения, относится удовлетворительно. За период отбывания наказания в ФКУ ИК-13 допустил два нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности правами начальника учреждения и начальника отряда. Стремление к досрочному снятию ранее наложенных взысканий не проявляет, взыскания действующие. Поощрений не имеет. Правопослушное поведение в достаточной мере не сформировано. Отношение к установленному порядку отбывания наказания удовлетворительное. Мероприятия воспитательного характера, посещает под контролем администрации, не всегда делает для себя правильные выводы. Культурно-массовые и спортивные мероприятия, проводимые в отряде, не посещает. В общении с представителями администрации вежлив, тактичен, по характеру спокоен. В коллективе уживчив, общителен, круг общения широкий, взаимоотношения носят спокойный характер. К конфликтам не склонен. Правила личной гигиены соблюдает. Контроля со стороны администрации по соблюдению мер санитарии не требует. Вину в совершенном преступлении по решению суда признал.
Поскольку приговором Московского районного суда г. Калининграда от 27.04.2016 г., обстоятельством, отягчающим наказание Чочаева Т.В., был признан особо опасный рецидив преступлений, в целях защиты государственных и общественных интересов, оказания индивидуально-воспитательного воздействия, ФКУ ИК-13 обратилось в суд с настоящим иском.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель административного истца ФКУ ИК-13, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, отсутствовал, однако его неявка, согласно части 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела об установлении административного надзора, при том, что обязательной явка представителя административного истца ФКУ ИК-13 в судебное заседание судом не признавалась.
Административный ответчик - осужденный Чочаев Т.В., отбывающий наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении, участвующий в судебном заседании по средствам использования системы видеоконференц-связи с иском не согласился, пояснив, что требуемое к установлению ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц, будет препятствовать трудоустройству. Просил учесть его правопослушное поведение, за время отбытия наказания всего лишь два раза в его отношении были применены взыскания. Кроме того, сослался на отсутствие оснований к установлению административного ограничения в виде запрета пребывать вне дома в ночное время. Указал, что регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Российской Федерации не имеет.
Выслушав заключение прокурора о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований и исследовав материалы дела, а также материалы личного дела осужденного ФИО1, суд приходит к следующему.
Приговором Московского районного суда г. Калининграда от 27.04.2016 г. Чочаев Т.В. осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ. В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного сложения наказаний по приговору Московского районного суда г. Калининграда от 16.04.2014 г., к 3 годам 7 месяцам лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Начало срока отбывания Чочаевым Т.В. наказания постановлено исчислять с 27.04.2016 г., постановлено зачесть в срок отбывания наказания срок содержания под стражей с 04.02.2016 г. по 27.04.2016 г. (л.д. 8-9).
Приговором Московского районного суда г. Калининграда от 27.04.2016 г. установлено совершение Чочаевым Т.В. преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
В настоящее время Чочаев Т.В., осужденный за совершение тяжкого преступления, отбывает наказание в ФКУ ИК-13.
Конец срока отбывания Чочаевым Т.В. наказания – 03.09.2019 г.
Администрацией исправительного учреждения Чочаев Т.В. характеризуется отрицательно (л.д. <данные изъяты>, оборот).
Из представленной характеристики усматривается, что осужденный Чочаев Т.В. прибыл в ФКУ ИК-13 03.06.2016 г. для отбывания наказания, назначенного приговором суда. За время содержания в СИЗО-1 допустил одно нарушение режима содержания, к дисциплинарной ответственности привлечен не был, проведена беседа. По прибытию в ФКУ ИК-13 трудоустроен не был из-за отсутствия свободных рабочих мест. К работам по благоустройству исправительного учреждения, относится удовлетворительно. За период отбывания наказания в ФКУ ИК-13 дважды допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности правами начальника учреждения и начальника отряда. Стремление к досрочному снятию ранее наложенных взысканий не проявляет, взыскания действующие. Поощрений не имеет. Правопослушное поведение в достаточной мере не сформировано. Отношение к установленному порядку отбывания наказания удовлетворительное. Мероприятия воспитательного характера, посещает под контролем администрации, не всегда делает для себя правильные выводы. Культурно-массовые и спортивные мероприятия, проводимые в отряде, не посещает. В общении с представителями администрации вежлив, тактичен, по характеру спокоен. В коллективе уживчив, общителен, круг общения широкий, взаимоотношения носят спокойный характер. К конфликтам не склонен. Правила личной гигиены соблюдает. Контроля со стороны администрации по соблюдению мер санитарии не требует. Вину в совершенном преступлении по решению суда признал (л.д. <данные изъяты>-оборот).
В соответствии с частью 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Аналогичная категория лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, предусмотрена также частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06.04.2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, к категории которых относится Чочаев Т.В., преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, к категории которых относится Чочаев Т.В., административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 названного закона, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Поскольку Чочаев Т.В. осужден к лишению свободы за совершение преступления, отнесенного к категории тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве, в отношении него как лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подлежит установлению административный надзор на срок 8 лет, за вычетом из него срока, истекшего после отбытия им наказания, и до дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом в силу части 2 данной нормы закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии с частью 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении административного надзора, суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.
При определении административных ограничений, подлежащих установлению в отношении Чочаева Т.В., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, относящегося к категории тяжких преступлений, его поведение в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, привлечение его к дисциплинарной ответственности за нарушение порядка отбывания наказания, отрицательную характеристику его личности.
Кроме того, согласно сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области, в базе адресно-справочной информации имеются сведения о регистрации по месту жительства Чочаева Т.В. по адресу: пос. Славяновка ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области (с 03.06.2016 г. по 03.09.2019 г.), до окончания срока отбытия назначенного судом наказания. Сведения о регистрации Чочаева Т.В. по месту жительства на территории Калининградской области отсутствуют.
Понятия «место жительства» и «место пребывания» определены в статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. №5242-I «О свободе граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Так, местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Из изложенного следует, что Чочаев Т.В. места жительства на территории Российской Федерации не имеет, а после 03.09.2019 г. и регистрации по месту пребывания.
В силу пункта 3 части 2 статьи 4" Федерального закона от 06.04.2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установление судом в отношении поднадзорного лица, не имеющего места жительства или пребывания, административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории является обязательным.
Принимая во внимание данные обстоятельства и учитывая, что применение административных ограничений должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия на поднадзорное лицо, суд приходит к выводу о том, что для выполнения задач административного надзора в отношении Чочаева Т.В. необходимо установить административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания для регистрации, а также запрещения выезда за пределы территории Калининградской области без разрешения органа внутренних дел.
Оснований для установления Чочаеву Т.В. административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22-00 до 06-00 часов, суд не усматривает.
Таким образом, суд находит требования ФКУ ИК-13 обоснованными, подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 175 – 180 и 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области удовлетворить частично.
Установить в отношении осужденного Чочаева Т.В., <данные изъяты> года рождения, освобождаемого из мест лишения свободы, административный надзор на срок 8 лет года, за вычетом из него срока, истекшего после отбытия им наказания, и до дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, установив в отношении него следующие административные ограничения:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания для регистрации;
- запрещение выезда за пределы территории Калининградской области без разрешения органа внутренних дел.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 8 апреля 2019 г.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья А.Э. Жесткова
Секретарь: О.А. Матросова