Дело № 2-3816/2022
УИД: 03RS0004-01-2022-003710-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2022 года
город Уфа, ул.Аксакова, д.71
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Лялиной Н.Е.,
при секретаре Кулуевой А.Р.,
с участием истца Марданова Р.Р. и представителя третьего лица Прокуратура РБ – Мосякиной Я.Г. (доверенности в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марданова Р.Р. к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Федеральной службы назначения наказаний России по Республике Башкортостан о компенсации морального вреда ввиду неприменения акта амнистии,
УСТАНОВИЛ:
Марданов Р.Р. обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Иглинскому межрайонному суду Республики Башкортостан о компенсации морального вреда ввиду неприменения акта амнистии.
В обоснование иска указано на то, что приговором Иглинского межрайонного суда РБ от 25 сентября 2014 года Марданов Р.Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, б, в» ч.2 ст.158 Уголовного кодекса, и ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы сроком на 2 года, на основании ст.73 УК РФ к трем годам испытательного срока. Постановлением Иглинского межрайонного суда от 25 августа 2015 года отказано в применении амнистии в отношении Марданова Р.Р. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07 апреля 2020 года постановление от 25 августа 2015 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение. Постановлением Октябрьского районного суда города Уфы от 22 июня 2020 года представление о применении амнистии к Марданову Р.Р. удовлетворено. На момент повторного рассмотрения представления наказание по приговору суда от 25 сентября 2014 года отбыто. Ввиду несвоевременного применения акта амнистии, Марданов Р.Р. обратился в суд с указанным иском.
В дальнейшем к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и третьего лица Прокуратура РБ.
Определением суда от 03 октября 2022 года производство по делу по иску Марданова Р.Р. к Иглинскому межрайонному суду РБ о компенсации морального вреда ввиду неприменения акта амнистии прекращено.
В судебном заседании истец Марданов Р.Р. исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель третьего лица Прокуратура РБ – Мосякина Я.Г. согласилась с иском в части.
На судебное заседание представители ответчиков УФК по РБ, МФ по РБ, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, УФСИН России по РБ не явились, извещены надлежащим образом, потому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно пункта 4 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 года N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" подлежат освобождению от наказания условно осужденные, осужденные, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Согласно п.14 Постановления за №6576-6 ГД вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
Указанное Постановление за №6576-6 ГД официально опубликовано 24 апреля 2015 года.
Приговором Иглинского районного суда РБ от 25 сентября 2014 года Марданов Р.Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а. б, в» ч.2 ст.158 Уголовного кодекса РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года.
На основании ст.73 Уголовного кодекса РФ назначенное наказание постановлено считать условным с установлением испытательного срока на 3 года.
Постановлением Иглинского районного суда РБ от 25 августа 2015 года отказано в удовлетворении представления начальника филиала по Иглинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по РБ о применении акта амнистии по приговору Иглинского районного суда РБ от 25 сентября 2014 года в отношении Марданова Р.Р., осужденного по п.п. «а. б, в» ч.2 ст.158 Уголовного кодекса РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года, условно в соответствии со ст.73 УК РФ с испытательным сроком 3 года.
В апелляционном порядке указанное постановление не обжаловалось.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07 апреля 2020 года постановление Иглинского районного суда РБ от 25 августа 2015 года отменено, материал направлен в тот же суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение иным составом суда.
Постановлением Октябрьского районного суда города Уфы РБ от 22 июня 2020 года представление начальника филиала по Иглинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по РБ удовлетворено.
Марданов Р.Р. освобожден от наказания по приговору Иглинского районного суда РБ от 25 сентября 2014 года на основании п.4 Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 года №6578-Д «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об Объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой отечественной воне 1941-1945 годов».
Судимость с Марданова Р.Р. по приговору Иглинского районного суда РБ от 25 сентября 2014 года снята.
Постановление вступило в законную силу 15 сентября 2020 года.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ч.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно ст.1070 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Таким образом, в случае правильного толкования судом закона и применения акта об амнистии не привело бы к исполнению определенных обязанностей, установленных в судебном акте в отношении условно осужденного Марданова Р.Р., потому ссылка на то, что освобождение от наказания по амнистии не является реабилитирующим основанием суд находит несостоятельной.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о претерпевании Мардановым Р.Р. нравственных страданий ввиду неприменения в отношении него амнистии при первоначальном рассмотрения представления начальника филиала по Иглинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по РБ в августе 2015 года.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст.1101 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Суд, определяя размер компенсации морального вреда, учитывает нравственные страдания истца, личность истца, последующее применение в отношении него амнистии, заявленную истцом компенсацию морального вреда, исходит из принципа разумности и справедливости, и определяет размер компенсации морального вреда в 20 000 руб.
Как следует из статьи 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу разъяснений данных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 БК РФ).
Неправильное определение в исковом заявлении государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения, оставления без движения. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет в судебном акте ответчиком Российскую Федерацию в лице надлежащего федерального органа государственной власти, наделенного полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде.
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1070 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает Минфин России, поскольку эта обязанность ГК РФ, БК РФ или иными законами не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Таким образом, компенсация морального вреда в размере 20 000 руб. подлежит взысканию в пользу ГВД с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░