№ 12-166/2024
УИД 11MS0021-01-2024-003488-89
РЕШЕНИЕ
с. Выльгорт 28 ноября 2024 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фатеева С. В. на постановление мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 21 октября 2024 года,
установил:
Постановлением мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 21.10.202 Фатеев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.17 Кодекса РФ об административных правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Фатеев С.В. обратился в суд с жалобой, просил отменить постановление мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 21.10.2024 и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы указал, что мировым судьей неверно применены нормы материального права, не проанализированы материалы дела в их совокупности. Для получения сотрудником ДПС преимущества при движении должны были быть соблюдены следующие условия: сотрудник должен выполнять неотложное служебное задание, должны быть включены проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал, а также сотрудник должен был убедиться в том, что ему уступают дорогу. При движении сотрудник ГИБДД применил сигнал «Air Horn», который к специальным сигналам, дающим право на преимущество в движении, не относится. Технические параметры сигнала «Air Horn» не соответствуют параметрам, обозначенным в ГОСТ Р 50574-201. То есть, выполнение сотрудником ГИБДД условия об обязательном использовании специального звукового сигнала не выполнено. Также сведений о том, что сотрудник ГИБДД выполнял неотложное служебное задание, не имеется. Кроме того, сотрудник ГИБДД не убедился в безопасности совершаемого маневра, в связи с чем, произошло дорожно-транспортное происшествие. Перед автомобилем Фатеева С.В. двигалось большегрузное транспортное средство, в связи с чем, он не имел возможности заранее увидеть автомобиль ДПС и предпринять меры к остановке транспортного средства. В последний момент перед столкновением, Фатеев С.В. применил экстренное торможение, но избежать столкновения не удалось. Вина Фатеева С.В. в совершении вменяемого правонарушения отсутствует.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Фатеев С.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что не слышал звуковой сигнал, поданный сотрудником ГИБДД. Когда понял, что патрульный автомобиль разворачивается и поворачивает на полосу движения, по которой двигался его автомобиль, применил экстренное торможение, что помогло значительно снизить скорость и предотвратить более серьезные последствия. Также указал, что не имел возможности пропустить патрульный автомобиль и предотвратить столкновение.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Фатеева С.В. – Авилова М.В., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 №486-0).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из протокола об административном правонарушении <адрес> от 20.08.2024, следует, что 24.07.2024 в 13 часов 12 минут на 36 км автодороги «Сыктывкар-Ухта» Фатеев С.В. управлявший транспортным средством - Шкода Октавиа, государственный регистрационный знак №, двигаясь по направлению со стороны г. Сыктывкара в направлении г. Ухта, не предоставил преимущества в движении транспортному средству ЛАДА 213100, государственный регистрационный знак «№ под управлением Н.М.Р., имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковыми маячками синего цвета и звуковым сигналом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Фатеева С.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 12.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года.
Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (далее - Правила дорожного движения РФ), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
На основании п. 3.1 Правил дорожного движения РФ установлено, что водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 - 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Пунктом 3.2 Правил дорожного движения РФ предусмотрено, что при приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Административная ответственность по ч. 2 ст. 12.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за не предоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Мировой судья при вынесении оспариваемого постановления пришел к выводу о том, что факт совершения Фатеевым С.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается сообщением КУСП от 24.07.2024 №, схемой места совершения административного правонарушения, видеозаписями, показаниями инспекторов ГИБДД Н.М.Р., З.В.Г., С.Д.В., показаниями свидетеля Т.Э.А., материалами проверки по факту нарушения ПДД РФ водителем автомашины Рено 24.07.2024 на 36 км автодороги Сыктывкар-Ухта.
Между тем перечисленные доказательства объективно и с достоверностью не свидетельствуют о нарушении Фатеевым С.В. пункта 3.2 Правил дорожного движения РФ.
Из материалов дела следует, что 24.07.2024 в 13 часов 12 минут двигался на 36 км автодороги «Сыктывкар-Ухта» Фатеев С.В., управляя транспортным средством марки Шкода Октавиа, государственный регистрационный знак «№», двигаясь по направлению со стороны г. Сыктывкара в направлении г. Ухта.
В это же время сотрудник ГИБДД, управляя транспортным средством марки ЛАДА 213100, государственный регистрационный знак №», с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, с одновременно включенными проблесковыми маячками синего цвета, после подачи звукового сигнала типа «кратковременная сирена» (Air Horn), выполняя маневр разворота с целью преследования водителя транспортного средства марки Рено Каптюр, начал движение с правого края проезжей части (с расширительной полосы), выехал на полосу, предназначенную для встречного движения.
В данный момент произошло столкновение транспортных средств.
Из представленной суду видеозаписи видно, что водитель транспортного средства марки ЛАДА 213100, государственный регистрационный знак «№ включив левый указатель поворота, не убедился в безопасности совершаемого маневра, так как после подачи однократного звукового сигнала с использованием устройства Air Horn, сразу приступил к выполнению маневра, в связи с чем, водитель транспортного средства марки Шкода Октавиа, государственный регистрационный знак «№» не успел сбросить скорость до полной остановки транспортного средства.
При этом на видеозаписи после звукового сигнала патрульного автомобиля и начала маневра разворота отчетливо слышен звук экстренного торможения, который прекратился после столкновения автомобиля Шкода Октавиа с ЛАДА 213100, что позволяет прийти к выводу о том, что Фатеев С.В. своевременно принял меры к торможению.
Однако от момента включения однократного звукового сигнала, до момента столкновения прошло 5 секунд, которых с учетом расстояния между указанными транспортными средствами, является недостаточным для принятия мер к остановке транспортного средства с учетом движения автомобилей за пределами населенного пункта, где разрешенная скорость движения составляет 90 км/ч.
Следовательно, оснований полагать, что Фатеев С.В. проигнорировал спецсигналы автотранспорта и умышленно не уступил ему дорогу, не имеется.
Кроме того, указание в оспариваемом постановлении на то, что устройство «Air Horn» отнесено к специальным звуковым сигналам и могло быть применено инспектором ГИБДД, со ссылкой на положения п. 6.35 ГОСТа Р 50574-2002 «Государственный стандарт. Автомобили, автобусы, мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы» от 15.12.2002, является ошибочным.
ГОСТ Р 50574-2002 «Государственный стандарт. Автомобили, автобусы, мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы» от 15.12.2002 утратил силу с 01.07.2019.
Взамен указанного ГОСТа на территории Российской Федерации с 01.07.2019 применяется ГОСТ Р 50574-2019 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные и звуковые сигналы. Общие требования».
Согласно Указу Президента РФ от 19.05.2012 №635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства», транспортные средства полиции, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, оборудуются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств.
Как следует из п. 3.1 Правил дорожного движения РФ, водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 Правил дорожного движения, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам, если выполняют неотложное служебное задание, при условии обеспечения безопасности движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал.
Таким образом, исходя из указанной нормы, преимущество перед другими участниками движения водители указанных транспортных средств получают при одновременном включении проблескового маячка синего цвета и специального звукового сигнала.
В силу п. 1.2 Правил дорожного движения РФ понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Согласно п. 1.12.1 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), транспортные средства для аварийно-спасательных служб и для милиции (полиции) должны соответствовать требованиям пункта 2.4 настоящего приложения.
Пунктом 2.4.1 предусмотрено, что требования настоящего пункта распространяются на транспортные средства, в том числе оперативных органов охраны правопорядка и безопасности.
Транспортные средства оперативных и специальных служб оснащаются специальными световыми и звуковыми сигналами в порядке, установленном в государствах - членах Таможенного союза.
Пунктом 2.4.3.3.1-2.4.3.3.2 указанного регламента установлены требования к специальному звуковому сигналу, согласно которым, он должен быть четко слышимым и узнаваемым. Спектральный состав специального звукового сигнала должен включать в себя одну или несколько доминирующих гармонических составляющих, которые изменяются во времени по частоте или амплитуде. Изменения этих гармонических составляющих должны находиться в частотном диапазоне 150-2000 Гц. Продолжительность цикла изменений основных гармонических составляющих специального звукового сигнала должна составлять 0.5...6 с. Максимальный уровень звука на расстоянии 2 м от излучателя сигнала по оси, перпендикулярной к плоскости его выходного отверстия при подаче специального звукового сигнала должен быть не менее 110 дБ А и не более 125 дБ А.
Согласно пункту 2.4.3.3.5 если специальный звуковой сигнальный прибор имеет несколько режимов звучания, то каждый режим звучания должен удовлетворять требованиям пунктов 2.4.3.3.1 - 2.4.3.3.3. В случае наличия специального звукового сигнала типа «кратковременная сирена» или «Air Horn» выполняются требования пункта 2.4.3.1.7 настоящего приложения.
В соответствии с п. 2.4.3.1.7 для всех режимов звучания звукового сигнального прибора максимальный уровень звука, измеренный на расстоянии 7 м от транспортного средства, при подаче специального звукового сигнала должен быть не менее 98 дБ А и не более 112 дБ А при проведении испытаний в соответствии с Правилами ООН №28 (часть 2).
При этом технический регламент Таможенного союза - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный Комиссией Таможенного союза.
Помимо указанного регламента, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.02.2019 №25-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации. «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования»
Настоящий стандарт распространяется на автомобили, автобусы и мотоциклы (далее - транспортные средства), оборудованные в соответствии с назначением и принадлежащие оперативным службам, в том числе полиции, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации.
Понятие устройства для подачи специальных звуковых сигналов дано в пункте 3.11 «ГОСТ Р 50574-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 07.02.2019 №25-ст, согласно, которому это устройство для подачи в условиях дорожного движения звуковых сигналов определенного спектрального состава. Оно не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, от которого отличается спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно по специальному разрешению, полученному в органах ГИБДД.
В соответствии с пунктом 6.3 ГОСТ Р 50574-2019 специальный звуковой сигнал должен иметь изменяющуюся основную частоту. Изменения основной частоты должны быть от 150 до 2000 Гц. Продолжительность цикла изменения основной частоты специального звукового сигнала - от 0,5 до 6,0 с. Уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже: 116 дБ(А) - при установке излучателя звука на крыше транспортного средства; 122 дБ(А) - при установке излучателя звука в подкапотное пространство.
Таким образом, названный Стандарт устанавливает общие технические требования к устанавливаемым специальным сигналам и его действие непосредственно распространено на транспортные средства, оборудованные в соответствии с назначением и принадлежащие оперативным службам, в том числе полиции.
При этом специальный сигнал согласно вышеуказанным нормам имеет определенные показатели, характеризующие его непосредственно как специальный, а именно изменяющуюся основную частоту от 150 до 2000 Гц., продолжительность цикла изменения основной частоты специального звукового сигнала - от 0,5 до 6,0 с.
Именно указанные показатели позволяют ему быть четко слышимым и узнаваемым для участников дорожного движения, иметь отличительные особенности в звуковом звучании, выделяя его из общей массы звуков дорожного движения, позволяя водителю определить необходимость предоставление преимущества в движении транспортному средству, двигающемуся с издаваемым специальным звуковым сигналом.
В представленном суду паспорте Блока управления СГУ-120П3, СГУ-200П3, имеется указание на то, что срок действия сертификата соответствия №РОСС RU.МТ08.В03720 истек 29.04.2011, в связи с чем, оснований для оценки его звуковых характеристик на предмет соответствия вышеуказанным требованиям не имеется.
Таким образом, совокупность условий для получения транспортным средством ЛАДА 213100, государственный регистрационный знак «№ преимущества перед другими участниками движения, в данном случае перед автомобилем под управлением Фатеева С.В., отсутствовала, поскольку звуковой сигнал не являлся специальным, и водитель патрульного автомобиля не убедился, что ему уступают дорогу.
Как пояснил Фатеев С.В. и следует из видеозаписей, автомобиль ЛАДА 213100, государственный регистрационный знак «№» находился на обочине во встречном по отношению к нему направлении, и он не мог предположить, что данный автомобиль сотрудников ГИБДД, имея в распоряжении две полосы совершит маневр разворота именно на встречной полосе, и окажется перед ним поперек дороги.
Суд находит довод Фатеева С.В., при сложившейся обстановке на дороге, заслуживающим внимания. Согласно дислокации дорожных знаков и видеозаписи, представленных в материалы дела, в месте происшествия по ходу движения ЛАДА 213100, государственный регистрационный знак «№» имелось расширение дороги, соответственно, однозначно понять, что будет совершен именно маневр разворота, а не перестроения, и именно на полосе встречно движения, Фатеев С.В. не мог.
В силу статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из смысла статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях во взаимосвязи с нормами статьями 26.1, 29.1, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена соответствующим должностным лицом.
Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При наличии неустранимых сомнений и противоречий суд не вправе говорить о доказанности вины водителя в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Таким образом, исходя из закрепленного в статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, факт совершения Фатеевым С.В. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 12.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалами дела не подтверждается, действия Фатеева С.В. не свидетельствуют о нарушении им. п. 3.2 Правил дорожного движения РФ.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 21.10.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст.12.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных, в связи с отсутствием в действиях Фатеева С.В. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 12.17 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 30.12-30.19 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░