Дело № 2а-915/2018 ***
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Торжок 07 декабря 2018 года
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.
при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,
с участием представителя административных ответчиков Соловьевой Т.М.,
представителя заинтересованного лица СПК «Новоторжский» Зиновьева А.В., рассмотрев материалы административного дела по административному иску Соловьева Сергея Петровича к администрации муниципального образования Торжокский район Тверской области об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Соловьев С.П. обратился в суд с административным иском к администрации Торжокского района Тверской области и просит признать незаконным отказ администрации Торжокского района Тверской области в предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства, общей площадью 218951 +/-4094 кв.м., расположенного в границах участка: почтовый адрес ориентира: ***, кадастровый номер ***, выраженный в письме администрации Торжокского района Тверской области от 16 августа 2018 года, исх.номер №02-41/822; обязать администрацию Торжокского района Тверской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Соловьева С.П., а именно: в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении Соловьеву С.П. в собственность за плату без проведения торгов вышеуказанного земельного участка, осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направить подписанный проект договора купли-продажи в адрес Соловьева С.П.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано следующее.
Соловьеву С.П. на праве собственности принадлежат объект недвижимого имущества (сооружение) - плотина с гидротехническими сооружениями, протяженностью 360 м. по адресу: ***, кадастровый № *** (предыдущий условный № ***), который располагается в границах земельного участка категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства, общей площадью 218951 +/-4094 кв. м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***», примерно в 1300 м. на северо-запад от ***, кадастровый № ***. Указанный земельный ранее имел кадастровый номер ***.
Согласно кадастровому плану земельного участка кадастровый № *** по состоянию на 16 апреля 2008 года, выданному территориальным отделом № 4 УФАГК по Тверской области, в границах отражено нахождение плотины на ручье *** площадь 9 684 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером *** был предоставлен административному истцу в аренду для ведения сельского хозяйства на основании постановления Главы администрации Торжокского района Тверской области № 387 от 11 декабря 2008 года. В тот же день, 11 декабря 2008 года, с административным истцом администрацией Торжокского района Тверской области был заключен договор аренды № 95 находящегося в государственной собственности земельного участка, участок был передан административному истцу в аренду по акту приема-передачи.
Данным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј аренды установлено единственное ограничение РІ пользовании земельным участком - водоохранная Р·РѕРЅР° ручья Дорогощин. Рных ограничений Рё (или) обременений РІ использовании земельного участка РЅРµ установлено.
РџРѕ истечении СЃСЂРѕРєР° действия вышеуказанного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды между административным истцом Рё административным ответчиком был заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды в„– 64 находящегося РІ государственной собственности земельного участка, РІ соответствии СЃ которым земельный участок кадастровый в„–*** был РІРЅРѕРІСЊ предоставлен административному истцу РІ аренду. Данным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј аренды в„– 64, как Рё предыдущим РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј, предусмотрено единственное ограничение РІ использовании участка - водоохранная Р·РѕРЅР° ручья Дорогощин. Рных ограничений Рё (или) обременений РІ использовании земельного участка РЅРµ установлено.
В связи с уточнением границ земельного участка и изменением его кадастрового номера с кадастрового № *** на кадастровый № *** между административным истцом и административным ответчиком, на основании постановления Главы администрации Торжокского района Тверской области № 548 от 18 ноября 2011 года, было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды № 64 находящегося в государственной собственности земельного участка, в соответствии с которым были внесены изменения в части указания на кадастровый номер арендуемого объекта, и продлен срок аренды земельного участка до 30 ноября 2013 года.
14 января 2012 года право аренды административным истцом вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды № 64 находящегося в государственной собственности земельного участка и вышеуказанного дополнительного соглашения было зарегистрировано в ЕГРН.
03 декабря 2013 года между административным истцом и административным ответчиком, на основании постановления Главы администрации Торжокского района Тверской области № 702 от 03 декабря 2013 года, было заключено дополнительное соглашение № 2 к договору аренды № 64 находящегося в государственной собственности земельного участка, в соответствии с которым был продлен срок аренды земельного участка до 30 ноября 2018 года. Сведения о продлении срока аренды были также внесены в ЕГРН.
В соответствии со ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. При этом собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. При этом, в силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельный участок с кадастровым номером *** находится в государственной собственности, которая не разграничена.
Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ полномочия по распоряжению указанным земельным участком осуществляет административный ответчик, как уполномоченный орган местного самоуправления.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен ст. 39.14 ЗК РФ. При этом в силу п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Согласно ч. 5 ст. 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Являясь собственником объекта недвижимости, распложенного в границах вышеуказанного земельного участка, административным истцом было принято решение о приобретении данного участка в свою собственность за плату, без проведения торгов из неразграниченной государственной собственности.
С указанной целью административный истец обратился 10 августа 2018 года в адрес административного ответчика с заявлением о приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ***.
В ответ на указанное заявление письмом от 16 августа 2018 года исх. № 02-41/822 административный ответчик, со ссылкой на ст. 78 ЗК РФ, ст. 102 ЗК РФ и п. п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, сообщил об отказе в предоставлении в собственность административного истца земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000018:515.
Ссылаясь на ст.ст.1 ч.2, 4,218,219 КАС РФ, истец обращается в суд с настоящим иском и полагает, что в судебном порядке должен быть признан незаконным вышеуказанный отказ административного ответчика в предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов вышеуказанного земельного участка, исходя из указанного выше (ст. 35 ЗК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ и ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ ).
Пунктом 5 ст. 39.17 ЗК РФ установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпунк т 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 п. 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Таким образом, действующим законодательством установлено только два результата рассмотрения, поданного административным истцом заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов и два варианта действий уполномоченного органа по результатам рассмотрения подобного заявления - либо подготовка, подписание и направление договора купли- продажи, либо принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка, при наличии оснований указанных в ст. 39.16 ЗК РФ, при этом в принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в обязательном порядке уже должны быть указаны все основания для отказа, которые могут быть приведены уполномоченным органом. Основаниями отказа могут быть только те основания, которые указаны в ст. 39.16 ЗК РФ.
Как следует из содержания письма административного ответчика, основанием к отказу административному истцу в предоставлении земельного участка являются п.14 ст.39.16 ЗК РФ.
В качестве конкретных оснований отказа в письме уполномоченного органа указано, что расположенный в границах земельного участка и принадлежащий административному истцу объект недвижимости не соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка.
Административный ответчик полагает, что размещение плотины с гидротехническими сооружениями возможно только на землях водного фонда и подобный объект недвижимости не может располагаться на землях сельскохозяйственного назначения.
По мнению административного истца, подобные доводы уполномоченного органа являются несостоятельными, основания для отказа в передачи административному истцу в собственность земельного участка не имеется.
В соответствии с п. п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, на который сослался административный ответчик в своем письме, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых выделяются как земли сельскохозяйственного назначения, так и земли водного фонда. При этом согласно ч.2 указанной статьи ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Рспрашиваемый административным истцом земельный участок СЃ кадастровым номером *** имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование земельных участков, согласно вышеуказанной С‡. 2 СЃС‚. 7 Р—Рљ Р Р¤, устанавливается РІ соответствии СЃ зонированием территорий. Процедура зонирования территории Рё установления градостроительных регламентов отнесена Рє компетенции органа местного самоуправления СѓСЂРѕРІРЅСЏ сельского поселения.
Согласно генеральному плану Борисцевского сельского поселения Торжокского района Тверской области, а также Правилам землепользования и застройки указанного сельского поселения, размещенными в открытом доступе, испрашиваемый земельный участок относится к зоне сельскохозяйственного использования.
В соответствии со ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного - назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Действительно, в соответствии со ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. В тоже время, согласно ч.4 указанной статьи ЗК РФ порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
В силу требований п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ч. 3 и ч. 4 указанной статьи Водного кодекса РФ право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Необходимо учитывать, что согласно ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ без предоставления водных объектов, осуществляется водопользование в случае использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, действующим законодательством прямо разрешено размещение в границах земельных участков, категории земель сельскохозяйственного назначении, такой разновидности водных объектов как пруды, являющихся искусственными водоемами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемых для целей осуществления рыболовства и прудовой аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, расположенное на водотоке водоподпорное гидротехническое сооружение (плотина), обеспечивающая образование искусственного водного объекта (пруда), может располагаться на земельных участках подобной категории земель. При этом, подобный водный объект (пруд) может, как и земельный участок на котором он расположен, находиться в собственности физического лица. В свою очередь, использование земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения для целей рыболовства и рыбоводства прямо разрешено действующим законодательством, и для использования, расположенного на данном земельном участке водного объекта, не требуется специального решения для предоставления как водного объекта, так и земельного участка в пользование.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика для размещения на земельном участке (кадастровый номер ***), принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества (сооружения) - плотина с гидротехническими сооружениями, протяженностью 360 м. кадастровый № *** (предыдущий условный № ***), не требуется изменения категории земельного участка. При этом разрешенное использование земельного участка не противоречит целям использования данного земельного участка, указанным административным истцом - для размещения и обслуживания водоподпорного гидротехнического сооружения (плотины), образующей искусственный водоем (пруд) используемых для целей рыболовства и прудовой аквакультуры (рыбоводства).
Следовательно, отказ административного ответчика в предоставлении административному истцу в собственность без проведения торгов земельного участка по основаниям п.п.14 ст.39.16 ЗК РФ следует считать неправомерным.
Поскольку, согласно п.5 ст.39.17 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов содержит все основания отказа, а иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка административным ответчиком не приведено, следует считать, что решение административного ответчика об отказе в предоставлении административному истцу в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым № *** является незаконным.
Данное решение административного ответчика нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку ограничивает административного истца в приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, право на приобретение которого предоставлено административному истцу ст. 35 ЗК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ и ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, а также на использование данного земельного участка в соответствии с требованиями ст. 7 ЗК РФ, ст. 77 ЗК РФ и ст. 78 ЗК РФ.
Поскольку отказ административного ответчика в предоставлении административному истцу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка следует считать незаконным и противоречащим требованиям действующего законодательства, на административного ответчика должна быть возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а именно - в течении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному исковому заявлению принять решение о предоставлении административному истцу в собственность за плату без проведения торгов находящегося в неразграниченной государственной собственности земельного участка категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства, общей площадью 218951 +/-4094 кв. м. по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***, примерно в *** м. на северо-запад от ***, кадастровый №***, осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи и направить в адрес административного истца подписанный проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В ходе рассмотрения административного дела к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено должностное лицо, подписавшее оспариваемый отказ, глава администрации Торжокского района Тверской области Лашина Н.А., в качестве заинтересованных лиц Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления по Тверской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области, СПК «Новоторжский».
Административный истец Соловьев С.П., его представитель адвокат Сапожников Н.Ю. о времени и месте рассмотрения административного дела извещены, участия в судебном заседании не приняли. Представитель административного истца – адвокат Сапожников Н.Ю. представил в адрес суда ходатайство о приостановлении производства по административному делу до рассмотрения судом иного гражданского дела, рассмотрении ходатайства в отсутствии административного истца и представителя.
Определением Торжокского городского суда Тверской области от 07.12.2018 в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по данному административному делу отказано.
Представитель административных ответчиков Соловьева Т.М. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения, представленные суду, согласно которым земельный участок с кадастровым номером *** (ранее кадастровый номер ***), площадью *** кв.м, расположенный по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***», примерно в ***, относится к категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости на данном земельном участке расположены: плотина с гидротехническими сооружениями - кадастровый номер ***, мелиоративная система объекта «Борисцево» - кадастровый номер ***, сведения о зарегистрированных правах у данных объектов отсутствуют. Указанное не соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, так как в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ земли занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах должны относиться к землям водного фонда.
Полагают, что в своем административном исковом заявлении истец допустил ошибку в определении территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, ошибочно утверждая о том, что согласно генеральному плану Борисцевского сельского поселения Торжокского района Тверской области, а также Правилам землепользования и застройки указанного сельского поселения земельный участок с кадастровым номером *** относится к зоне сельскохозяйственного использования.
Фактически земельный участок с кадастровым номером *** относится к зоне А-3 - зона земель, покрытых поверхностными водами. Основными видами разрешенного использования в указанной зоне являются: водные объекты; общее пользование водными объектами; специальное пользование водными объектами; гидротехнические сооружения. Условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования не установлены. Вида разрешенного использования - рыбоводство, на который в своем иске ссылается административный истец, не значится. Указанное подтверждает, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером *** не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (пп.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пп.З п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Кроме того водным законодательством не предусмотрено предоставление в частную собственность водных объектов, за исключением пруда, обводненного карьера. Водохранилище представляет собой искусственный водоем, образованный в результате строительства подпорного гидротехнического сооружения (плотины) на ручье Дорогощин с целью хранения и регулирования стока, не является замкнутым водным объектом, имеет гидравлическую связь с другими проточными водными объектами (ручей Дорогощин является притоком первого порядка реки Тверца). Таким образом, гидротехническое сооружение с кадастровым номером *** и водный объект, на котором оно образовано, представляют собой единое целое. В частной собственности могут находиться только такие пруды, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами и находятся за пределами водотоков, то есть замкнутые водоемы и покрытые ими земли.
Также согласно пп.10 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, ограничены в обороте.
В силу п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Судебная практика (решение Лихославльского районного суда Тверской области № 2-240/2014 (М-202/2014) от 04 июля 2014 года по иску прокурора Лихославльского района о признании недействительным в части аукциона и договора купли-продажи, о применении последствий недействительности части сделки) подтверждает правоту отказа администрации Торжокского района Тверской области в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка.
Таким образом, отказ администрации Торжокского района Тверской области в предоставлении Соловьеву Сергею Петровичу в собственность за плату без проведения торгов находящегося в неразграниченной государственной собственности земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 218951 кв.м., расположенного по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: *** примерно в *** м на северо-запад от ***, выраженный в письме от 16.08.2018г. исх.№ 02-41/822, следует считать законным и обоснованным.
В дополнение к письменным возражениям в судебном заседании указала, что Соловьев С.П. еще в 2017 году (реестровое дело на объект недвижимости «мелиоративная система») знал, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен еще один объект недвижимости (мелиоративная система), однако в нарушении имеющейся у него обязанности не указал об этом в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность (скрыл указанную информацию). Кроме того, Соловьеву С.П. изначально в 2008 году при предоставлении спорного земельного участка в аренду было указано на необходимость его перевода из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли водного фонда» с изменением вида разрешенного использования в соответствии с действующим законодательством, чего Соловьевым С.П. так и не было сделано (письмо на имя Соловьева С.П. от 17.12.2008, исх. №02-32/2310).
Представитель заинтересованного лица РЎРџРљ «Новоторжский» Зиновьев Рђ.Р’. возражал РІ удовлетворении заявленных административных требований, указав, что РІ случае удовлетворения исковых требований Соловьева РЎ.Рџ. будет нарушено право РЎРџРљ «Новторжский», РёР±Рѕ РІ границах испрашиваемого истцом РІ собственность земельного участка находится объект недвижимости – мелиоративная система, принадлежащий РЎРџРљ «Новоторжский». РР· технического паспорта РЅР° объект недвижимости усматривается, что плотина является частью мелиоративной системы, это единый объект. РќР° публичной карте РІРёРґРЅРѕ, что объект, право собственности РЅР° который зарегистрировано Р·Р° истцом, плотина занимает 1/20 часть РѕС‚ всего земельного участка. РЎСѓРґСѓ РЅРµ представлено обоснование, что именно весь земельный участок необходим истцу для обслуживания плотины. Также РЅРµ представлено истцом Рё доказательств того, что РѕРЅ занимается рыбоводством РЅР° законном основании.
Принимая во внимание, что административный истец, его представитель, административный ответчик Лашина Н.А., заинтересованные лица извещены о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, при этом явка указанных лиц не является обязательной и не признана судом обязательной, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ административного истца, Р° также РЅРµ соответствует закону или РёРЅРѕРјСѓ нормативному правовому акту. Р’ случае отсутствия указанной совокупности СЃСѓРґ отказывает РІ удовлетворении требования Рѕ признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что земельный участок, имеющий кадастровый номер ***, общей площадью 218951 +/-4094 кв.м, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, указан вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства, расположен в границах участка: почтовый адрес ориентира: ***, примерно в *** м. на северо-запад от ***. В пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***. Земельный участок по 30.11.2018 находится в аренде у Соловьева С.П. (договор аренды №64 от 10.09.2010, дополнительное соглашение №1 к договору аренды №64 от 10.09.2010 от 18.11.2011).
В соответствии с предоставленными суду договорами аренды земельный участок с кадастровым номером *** (ранее ***) предоставлялся Соловьеву С.П. в целях: для ведения сельского хозяйства.
РР· выписки РёР· реестра муниципальной собственности РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области следует, что земельный участок СЃ кадастровым номером *** РІ едином реестре муниципальной собственности муниципального образования РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРёР№ район Тверской области РЅРµ числится.
Сторонами не оспаривается, что вышеуказанный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2006 Соловьев С.П. является собственником плотины с гидротехническими сооружениями, площадью 4200 кв.м., кадастровый (условный) номер ***. Объект права расположен по адресу: Тверская область, Торжокский район, Борисцевское сельское поселение. В качестве документов-оснований для регистрации права указано решение мирового судьи судебного участка №1 г.Торжка Тверской области от 08.11.2005.
10 августа 2018 года Соловьев С.П. обратился к главе администрации Торжокского района Тверской области Лашиной Н.А. с заявлением о предоставлении на основании п.п.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером *** в собственность за плату без проведения торгов, указав, что на земельном участке находится плотина с гидротехническими сооружениями с кадастровым номером ***.
Как усматривается РёР· ответа, направленного Соловьеву РЎ.Рџ. 16.08.2018, РёСЃС….номер 02-41/2822, административным ответчиком отказано РІ предоставлении испрашиваемого земельного участка РІ собственность без проведения торгов. Указано, что РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.78 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации земли сельскохозяйственного назначения РјРѕРіСѓС‚ использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных Рё иных связанных СЃ сельскохозяйственным производством целей, Р° также для целей аквакультуры (рыбоводства). Рспользование земельных участков РёР· категории земель сельскохозяйственного назначения для иных целей РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ только после перевода таких земельных участков РІ земли иных категорий. РќР° данном земельном участке расположена плотина СЃ гидротехническими сооружениями, что РЅРµ соответствует категории Рё РІРёРґСѓ разрешенного использования участка СЃ кадастровым номером ***. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚.102 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации земли, занятые гидротехническими Рё иными сооружениями, расположенными РЅР° водных объектах должны относиться Рє землям РІРѕРґРЅРѕРіРѕ фонда.
Полагая свое право на приобретение в собственность вышеуказанного земельного участка за плату без проведения торгов нарушенным, Соловьев С.П. обратился в суд с настоящим административным иском.
При разрешении заявленных требований суд руководствуется следующим.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36 часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
РР· содержания указанного положения статьи 39.20 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что заявленное РІ ней право является исключительным, то есть никто, РєСЂРѕРјРµ собственника здания, строения, сооружения, РЅРµ имеет права РЅР° приобретение земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.
По смыслу приведенных норм возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В силу ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган вправе рассматривать поступившее заявление в течение 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 и статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпунктам 3 и 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с п.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2, 3 и 4 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 7 п. 1 и п. 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. Для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Согласно информации отдела водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в границах земельного участка с кадастровым номером *** (***) расположен водный объект – водохранилище, образованное путем строительства на ручье Дорогощин гидротехнического сооружения (плотина) в 1977 году (выписка из перечня водопроводных гидротехнических сооружений природно-хозяйственного назначения, объектов энергетики и промышленности на территории Тверской области). В соответствии с п.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи. Таким образом, ручей Дорогощин и образованное на нем водохранилище являются федеральной собственностью.
Таким образом, судом установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка находится водный объект, являющийся федеральной собственностью, вследствие чего земельный участок ограничен в обороте.
Кроме того, как указывалось ранее, наряду с объектом недвижимости (плотиной) (кадастровый номер ***), право собственности на который зарегистрировано за Соловьевым С.П., в пределах спорного земельного участка располагается объект недвижимости – мелиоративная система объекта «Борисцево» (кадастровый номер ***), находящийся на балансе СПК «Новоторжский».
По информации Тверского филиала ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» мелиоративной системой, расположенной на территории СПК «Новоторжский» на водном объекте, образованном р.Дорогощин возле д.Борисцево и находящейся на балансе СПК «Новоторжский», является объект орошения «Борисцево». Объект построен в 1983 году на площади 158 га. Согласно учетным данным объект «Борисцево» имеет следующие технические показатели: площадь орошаемых с/х угодий – 158 га, плотина, пруд, полный объем пруда при НПУ 370 тыс.куб.м., площадь зеркала пруда при НПУ 22 га, закрытые оросительные трубопроводы – 18,4 км., колодцы оросительной сети 25 шт.
Установленные обстоятельства не соответствуют категории и виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. На указанные обстоятельства в оспариваемом отказе также указывает административный ответчик, обращая внимание, что земельный участок в соответствии со ст.102 Земельного кодекса Российской Федерации должен относиться к землям водного фонда, что не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность, и является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность (п.п.14 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации), а также при предоставлении земельного участка в собственность административного истца нарушает права иных лиц.
В соответствии с пунктом 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (пункт 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных Соловьевым С.П. административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
В удовлетворении административных исковых требований, заявленных Соловьевым Сергеем Петровичем, к администрации муниципального образования Торжокский район Тверской области, главе администрации Торжокского района Тверской области Лашиной Наталье Александровне об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка, а именно: признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером *** обязании устранить нарушения прав Соловьева С.П. путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в собственность за плату без проведения торгов, осуществлении подготовки и подписании проекта договора купли-продажи и направлении его Соловьеву С.П. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е. Ю. Арсеньева
Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2018 года.
Судья подпись Е. Ю. Арсеньева
***
***