Дело №2-3285/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/не вступило в законную силу/
21 ноября 2013 года Анапский городской суд, Краснодарского края в составе:
председательствующего Мазур Н.В.
при секретаре Калианиди К.К.
с участием: доверенного лица истца Калининой Е.Г. – Анищенко Т.А., действующей на основании доверенности от 11 февраля 2013года
представителя ГУ-УПФ РФ по г-к Анапа Мармановой И.В., действующей на основании доверенности от 21 ноября 2013 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Е.ны Г.ны к ГУ Управления пенсионного фонда РФ по г-к Анапа о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периода работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании представитель Калининой Е.Г. поддержал заявленные требования и показал, что имея 30 лет специального стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, Калинина Е.Г. обратилась в ГУ УПФ РФ по г-к Анапа с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения пенсионного возраста. Решением комиссии ГУ УПФ РФ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11 июля 2013 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости не были включены ряд периодов работы.
Представитель ГУ УПФ РФ по г-к Анапа в судебном заседании иск не признала, мотивируя тем, что комиссией по назначению пенсии было правомерно отказано истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду того, что он не достиг предусмотренного законодательством специального трудового стажа 30 лет для получения трудовой пенсии. Спорные периоды работы не засчитаны в специальный трудовой стаж, так как, Списком, регулирующим порядок исчисления специального стажа, не предусмотрены наименование должности и отделения в которых осуществлялась трудовая деятельность Калининой Е.Г.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела решением комиссии УПФ РФ в г.Анапа Калининой Е.Г. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3 (Протокол № 526 от 11.07.2013г.) ввиду отсутствия требуемого специального стажа- 30 лет.
Решением комиссии не были засчитаны в специальный стаж периоды работы:
с 05.09.1988г. по 28.04.1995г. в должности врача-педиатра, лор-врача в пионерском лагеря «Космос», пионерском лагере «Аврора», п/л «Сокол» СКПЛ «Жемчужина России»;
с 03.05.1995г. по 13.05.2013г.. в должности лор-врача «Санаторий «Кубань», так как организации в которых протекала работа истца, не относятся к учреждениям здравоохранения, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Решение комиссии является незаконным и ограничивающим право Калининой Е.Г. на пенсионное обеспечение по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждый имеет право на пенсионное социальное обеспечение по возрасту.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ досрочная пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
При назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, утв. Постановлением правительства 29.10.2002г. №781, и аналогичные Списки № 464 от 06.09.1991г., № 1066 от 22.09.1999г., а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение от 29.10.2002г. №781.
Конституционный суд РФ постановлением от 19.01.2004г. № 2-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
То есть, за период до 01.01.2002г., при определении права на досрочную пенсию, при решении вопроса о зачете в специальный стаж, могут быть применены Списки и постановления, действующие до указанной даты.
Данное положение подтверждено Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Пункт 14 Постановления говорит, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В период с 05.09.1988г. по 28.04.1995г. Калинина Е.Г. работала в должности врача-педиатра, лор-врача в пионерском лагеря «Космос», пионерском лагере «Аврора», п/л «Сокол» Санаторного комплекса пионерских лагерей «Жемчужина России». Трудовая деятельность была связана с осуществлением лечебной деятельности. Факт работы подтверждается записями в трудовой книжке, и не оспаривается пенсионным фондом.
На период работы Калининой Е.Г. действовало «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397.
Согласно которого (пункт 3) в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается работа по специальности в пионерских лагерях.
Списком № 464, который действовал до 01.11.1999г., предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утв. Приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395 также предусмотрены лечебно-профилактические учреждения, в том числе санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия (п. 1.7.10).
Согласно Положению о санаторном комплексе пионерских лагерей «Жемчужина России» санаторный комплекс является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для лечения детей. И следовательно работа в нем дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Период с 03.05.1995г. по 13.05.2013г.. в должности лор - врача «Санаторий «Кубань, не был включен в специальный стаж, так как учреждение, в котором протекала работа, не относится к учреждениям здравоохранения, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Однако, Списком от 6 сентября 1991 года № 464 предусмотрена работа в должности врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, независимо от ведомственной и территориальной принадлежности. Указания на организационно - правовую форму учреждений отсутствует.
Данный Список от 6 сентября 1991 года N 464, не конкретизировал Перечень наименований учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 года N 395, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлялось медицинским работникам, работавшим в санаторно-курортных учреждениях, поименованных в п. 1.7 Номенклатуры N 395, в частности, в санатории (курорт), санатории-профилактории.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066, и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, также предусмотрены санатории (курорты).
При этом согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работ дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющим лечебную деятельность № 781 от 29 декабря 2002 г. наличие в наименовании указанных в Списке учреждений, указания на клинический профиль и территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении специального стажа.
Основным видом деятельности Санатория «Кубань» является медицинская деятельность, а именно: первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, диагностика, амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь взрослому и детскому населению, экспертиза временной нетрудоспособности, стационарная медицинская помощь (кардиология, гастроэнтерология), педиатрия и т.д., что подтверждается Уставом ЗАО «Санаторий Кубань». Так как в оспариваемый период Калинина Е.Г. осуществляла лечебную деятельность, что подтверждается записями в трудовой книжке, справкой от 13.05.2013г., должностными инструкциями, в учреждении, осуществлявшем медицинскую деятельность, данный период должен быть засчитан в специальный стаж истца.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (статья 14) предусмотрена частная система здравоохранения. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические учреждения, имущество которого находится в частной собственности. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируется юридическими лицами.
Данный факт подтверждает Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2010 год № 873н об утверждении Перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В указанном Перечне поименован ЗАО «Санаторий Кубань».
Таким образом, частная система здравоохранения предусмотрена Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (ст. 14), ЗАО «Санаторий Кубань» относится к учреждениям частной системы здравоохранения и входит в перечень санаторно-курортных учреждений, а поэтому работа в нем дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Ссылка пенсионного фонда на то, что оспариваемый период с 03.05.1995г. по 13.05.2013г. не может быть включен в специальный стаж на том основании, что отсутствует код льготных условий в выписке из индивидуального лицевого счета, также является незаконной и необоснованной.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
На основании п. 2 ст. 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10, 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного, пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального - (персонифицированного) учета.
Согласно Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
Факт работы Калининой Е.Г. подтверждается трудовой книжкой, справками, следовательно ее права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, своих обязанностей, возложенных законом.
Истец не является непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, и не имеет реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем. Сам по себе факт отсутствия кода особых условий труда в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии.
При изложенном суд приходит к убеждению о том, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии и на день обращения в УПФ РФ Калинина Е.Г. имел необходимый стаж для назначения пенсии.
Статья 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает назначение пенсии со дня обращения за ней. Днем обращения считается день приема пенсионным фондом соответствующего заявления, факт принятия заявления подтверждается распиской, которая выдается на руки заявителю. Истец обратился за назначением пенсии 13 мая 2013г., и пенсия должна быть назначена с даты первоначального обращения.
руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан ГУ - УПФ РФ города Анапы №526 от 11 июля 2013 года в отказе Калининой Е.не Г.не назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Обязать УПФ РФ(ГУ) города Анапа включить в специальный стаж Калининой Е.ны Г.ны периоды работы: с 05.09.1988г. по 28.04.1995г. в должности врача-педиатра, лор-врача в пионерском лагеря «Космос», пионерском лагере «Аврора», п/л «Сокол» СКПЛ «Жемчужина России»; с 03.05.1995г. по 13.05.2013г.. в должности лор-врача «Санаторий «Кубань».
Обязать УПФ РФ (ГУ) города Анапа назначить Калининой Е.не Г.не досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 -ФЗ от 17.12.2001 года с даты обращения за ней, то есть с 13 мая 2013 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: