Решение по делу № 2-631/2022 от 30.12.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РФ

31 мая 2022 года Железнодорожный районный суд г. Самары в составе: председательствующего Вельминой И.Н., с участием прокурора Тятюшевой А.А., при секретаре Сычовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Калимуллиной ФИО13, Калимуллиной ФИО14 об изъятии недвижимого имущества, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета, по встречному иску Калимуллиной ФИО15 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику к Калимуллиной З.В. и Калимуллиной А.М. об изъятии недвижимого имущества, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета, в обосновании заявленных исковых требований указав, что распоряжением главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 12.02.2021 г. принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей.

В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Калимуллина ФИО16 и Калимуллина ФИО17.

Собственников вышеуказанного жилого помещения, является Калимуллина ФИО18.

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения, общей площадью 18,7 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу: <адрес>, выполненному ООО «Финэкст», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 818 335 руб.

В соответствии с вышеуказанным отчетом от 30.06.2020 г. Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое имущество для муниципальных нужд. Однако, до настоящего времени, ответчик не выразил свое согласие на заключение соглашения.

На основании изложенного, Департамент управления имуществом г.о. Самара просил изъятить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа и Калимуллиной З.В., в том числе стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за 818 335 руб.; прекратить право собственности Калимуллиной З.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.; после выплаты денежной компенсации Калимуллиной З.В. признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> за муниципальным образованием г.о. Самара и снять с регистрационного учета Калимуллину З.В. и Калимуллину А.М. по адресу: <адрес>.

НЕ согласившись с заявленными исковыми требованиями ответчик Калимуллина З.В. обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к Дупартамент управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, в обосновании заявленных требований указала, что вышеуказанный многоквартирный жилой дом, признанный аврийным и подлежащим сносу, включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В связи с чем, она как собственник жилого помещения выбрала способ реализации своего права путем предоставления ей изолированной квартиры. Более того, ответчик (истец по встречному иску) указывает на то, что данная ее позиция неоднократно была доведена до представителей Департамента.

На основании изложенного, Калимуллина З.В. просила обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить в собственность Калимуллиной ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взамен жилого помещения, признанного в установленном порялдке аварийным и подлежащим сносу, иное благоустроенное жилое помещение, раснозначное по общей площади ранее занимаемому.

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) Департамента управления имуществом г.о. Самара поддержала Звоников И.И., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Возражал против удовлетворения встречных исковых требований, поскольку в соответствии со ст. 32 ЖК РФ предусмотрено изъятия жилого помещения путем выкупа.

Ответчик (истец по встречному иску) Калимуллина З.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения. Встречные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, указала на то, что она как собственник жилого помещения выбрала способ реализации своего права путем предоставления ей изолированной квартиры.

Ответчик Калимуллина А.М. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, встречные исковые требования поддержала полностью.

Представитель третьего лица Управления МВД России по г. Самаре в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом повестками, о присинах своей неячвки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие, либо отложении рассмотрения дела, не ходатайствовал. Суд считает возможным в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заключение прокурора Тятюшевой А.А., полагавшей заявленные исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара не подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования Калимуллиной З.В. о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилья подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года» до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 г. № 179.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 12.02.2021 г. принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, литера , занимаемый многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, находящийся по адресу: <адрес>, литера . А также изъять расположенные в многоквартирным доме жилые помещения у их правообладателей, в том числе и комнату , общей площадью <данные изъяты>

Согласно справки от 30.11.2020 г., выданной МП г.о. Самара «Единый информационно-расчетный центр», в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы: Калимуллина ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (квартиросьемщик) и Калимуллина ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ Калимуллина ФИО22 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, основанием для регистрации права собственности является договор передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно отчету об оценке по определению рыночной стоимости жилого помещения, общей площади, <данные изъяты> находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, от ДД.ММ.ГГГГ , выполненному ООО «Финэкст», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 818 335 руб.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и статей 2, 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).

14.04.2021 г. Калимуллиной З.В. направлено уведомление о принятии Постановления Администрации г.о. Самара от 12.02.2021 г. № 77 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома», а также направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд за 818 335 руб.

В проекте соглашения ответчику предложен лишь один способ обеспечения жилищных прав: денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, т.е. не предоставлено право выбора способа обеспечения жилищных прав.

Таким образом, Департаментом управления имуществом г.о.Самара нарушена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственника.

Доводы истца о том, что жилое помещение взамен изымаемого не предлагалось, в связи с отсутствием в муниципальной собственности свободных жилых помещений, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не изменяет установленной законом процедуры изъятия жилых помещений.

Поскольку Департаментом не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственников, в удовлетворении заявленных требований об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности ответчиков и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образование г.о. Самара следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении требований об изъятии жилого помещения, производные требования о снятии ответчиков с регистрационного учета также подлежат отклонению.

Встречные исковые требования Горбачевой Л.Д. и Пудовкиной О.А. об обязании Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить Калимуллиной ФИО23 в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и не пригодным для проживания, благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Самары, отвечающее санитарным, техническим нормам, суд находит обоснованными подлежащими удовлетворению по вышеуказанным обстоятельствам, кроме того, суд учитывает, что жилой дом признан аварийным, не пригодным к проживанию и дальнейшее проживание в нем не безопасно для жизни и здоровья граждан, проживающих в нем.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара к Калимуллиной ФИО24, Калимуллиной ФИО25 об изъятии недвижимого имущества, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Калимуллиной З.В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Калимуллиной ФИО26 в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и не пригодным для проживания, благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Самары, отвечающее санитарным, техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2022 года.

Судья Вельмина И.Н.

2-631/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Ж/д района гор. Самары
Департамент Управления Имуществом
Ответчики
Калимуллина Алия Марсовна
Калимуллина Зульфия Вализановна
Другие
Управление МВД России по гор. Самаре
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самара
Судья
Вельмина И. Н.
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.sam.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2021Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2022Судебное заседание
31.03.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2022Дело оформлено
31.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее