Дело № 12-202/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Ярославль «15» октября 2019 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Данчук М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Север» в лице конкурсного управляющего Смирнова Владимира Алексеевича на постановление №6.2-04345пк-П/0110я-2019 о назначении административного наказания,
установил:
18.07.2019 государственным инспектором отдела общего промышленного надзора РїРѕ Ярославской Рё Костромской областям Центрального управления Федеральной службы РїРѕ экологическому, технологическому Рё атомному надзору Рвановым Р•.Р’. вынесено постановление в„–6.2-04345РїРє-Рџ/0110СЏ-2019 (далее РїРѕ тексту – Постановление), которым РћРћРћ «Север» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 9.1 РљРѕРђРџ Р Р¤, ему назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 200 000 СЂСѓР±.. Согласно Постановлению, правонарушение РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 9.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ выразилось РІ нарушении обязательных РЅРѕСЂРј Рё правил РІ области промышленной безопасности РїСЂРё эксплуатации опасного производственного объекта - склада силосного типа для РєРѕРјР±РёРєРѕСЂРјР°, peРі. в„– Рђ18-03953-0002, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, принадлежащего РћРћРћ «Север» - Рё состояло РІ непредставлении сведений РѕР± организации производственного контроля Р·Р° соблюдением требований промышленной безопасности.
24.07.2019 указанное постановление получено ООО «Север» (л.д. 55-58) по юридическому адресу (л.д. 61).
29.07.2019 в суд поступила жалоба ООО «Север» в лице конкурсного управляющего Смирнова В.А. на указанное Постановление, в которой заявитель просит Постановление отменить, производство по делу прекратить.
Р’ жалобе указано, что 20.06.2019 составлен протокол РѕР± административном правонарушении 6.2-03953РїРє-Рџ/0111СЏ-2019, Р° 18.07.2019 – вынесено указанное Постановление. Постановление вынесено СЃ существенным нарушения процессуальных РЅРѕСЂРј РљРѕРђРџ Р Р¤. Состав административного правонарушения, предусмотренного СЃС‚. 9.1. РљРѕРђРџ Р Р¤, отсутствует. Определением Арбитражного СЃСѓРґР° Ярославской области РѕС‚ 01.09.2015 возбуждено производство РїРѕ делу в„–Рђ82-10292/2015 Р‘/127 Рѕ несостоятельности (банкротстве) общества СЃ ограниченной ответственностью «Север» РїРѕ заявлению РѕС‚ 20.07.2015. Определением Арбитражного СЃСѓРґР° Ярославской области РѕС‚ 26.02.2018 (резолютивная часть решения РѕС‚ 20.02.2018) РІ отношении общества СЃ ограниченной ответственностью «Север» введена процедура наблюдения. Сообщение Рѕ введении РІ отношении должника процедуры наблюдения опубликовано РІ газете «Коммерсантъ» РѕС‚ 02.03.2018 в„–38. Решением Арбитражного СЃСѓРґР° Ярославской области РѕС‚ 25.02.2019 (резолютивная часть РѕС‚ 18.02.2019) общество СЃ ограниченной ответственностью «Север» (РРќРќ 7627024148, ОГРН 1037602603279) признано несостоятельным (банкротом), РІ отношении него открыто РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРµ производство. Конкурсным управляющим утвержден РЎРјРёСЂРЅРѕРІ Владимир Алексеевич. Сообщение Рѕ введении РІ отношении должника процедуры РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ производства РІ официальном печатном издании газете «Коммерсантъ» в„– 38 РѕС‚ 02.03.2019. Документы Рё сведения РІ отношении должника РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРјСѓ управляющему руководителем РґРѕ настоящего времени РЅРµ переданы, РІ производстве Арбитражного СЃСѓРґР° Ярославской области рассматривается заявление РѕР± истребовании РёС… Сѓ бывшего руководителя, РІРІРёРґСѓ чего информация РѕР± опасном производственном объекте, принадлежащем РћРћРћ «Север», Рё необходимости предоставления сведений, являющихся предметом административного правонарушения РЅР° 01.04.2019 Сѓ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ управляющего - отсутствовала. РљСЂРѕРјРµ того, вмененное административное правонарушение квалифицировано неверно (РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 9.1 РљРѕРђРџ Р Р¤), поскольку бездействие РІ данном случае, должно быть квалифицировано РїРѕ СЃС‚. 19.7 С‡. 1 РљРѕРђРџ Р Р¤. Адрес юридического лица указан РІ протоколе Рѕ назначении места Рё времени рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении согласно сведениям ЕГРЮЛ, тогда как СЃ момента введения РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ производства руководителем должника является конкурсный управляющий, сведения РѕР± адресе для направления корреспонденции которого указаны РІ общедоступных официальных электронных ресурсах - Едином федеральном реестре сведений Рѕ банкротстве Рё газете «Коммерсант». Принимая РІРѕ внимание осведомленность государственного инспектора Рѕ процедуре банкротства РІ отношении должника, следовало учесть направление корреспонденции РїРѕ надлежащему адресу РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ управляющего, согласно закону Рѕ банкротстве. Р’ соответствии СЃ общими правилами назначения административного наказания, основанными РЅР° принципах справедливости, соразмерности Рё индивидуализации ответственности, административное наказание Р·Р° совершение административного правонарушения назначается РІ пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность Р·Р° данное административное правонарушение, РІ соответствии СЃ РљРѕРђРї Р Р¤ (С‡. 1 СЃС‚. 4.1 РљРѕРђРџ Р Р¤). РџСЂРё назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного РёРј административного правонарушения, имущественное Рё финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие Рё отягчающие административную ответственность (С‡. 3 СЃС‚. 4.1 РљРѕРђРџ Р Р¤). Также учитывается необходимость применения Рє лицу, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, меры государственного принуждения, которая СЃ наибольшим эффектом достигала Р±С‹ целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя Рё предупреждения совершения новых противоправных деяний, Р° также ее соразмерность РІ качестве единственно РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ СЃРїРѕСЃРѕР±Р° достижения справедливого баланса публичных Рё частных интересов РІ рамках административного судопроизводства. Ранее РћРћРћ «Север» Рє административной ответственности Р·Р° РѕРґРЅРѕСЂРѕРґРЅРѕРµ правонарушение РЅРµ привлекалось.
В судебном заседании представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Каткова Е.Ю. против удовлетворения жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве. Указала, что состав правонарушения имел место, ООО «Север» надлежаще извещалось о рассмотрении дела об административном правонарушении, правонарушение квалифицировано правильно.
В судебное заседание конкурсный управляющий ООО «Север» Смирнов В.А. не явился, извещен надлежаще.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с реестром опасных производственных объектов на имя ООО «Север» за №А18-03953-0002 с 02.06.2009 зарегистрирован опасный производственный объект 4 класса опасности – склад силосного типа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее – Правила).
Согласно п. 14, 14(1) указанных Правил эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы. Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. В соответствии с п. 15 Правил в состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация: а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год; б) организация системы управления промышленной безопасностью; в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности; г) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 N 526; д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти; е) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; ж) копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте; з) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; и) - л) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 N 526; м) инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах; н) подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.
Наличие у ООО «Север» опасного производственного объекта, неисполнение обязанности по представлению сведений об организации производственного контроля заявителем не оспаривается.
Доказательств отсутствия вины ООО «Север» в непредставлении указанных сведений материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Конкурсный управляющий назначен 25.02.2019 (л.д. 12-13), необходимые сведения могли быть представлены в установленный срок. Одно лишь определение Арбитражного суда Ярославской области от 26.06.2019 по делу №А82-10292/2015 Б/127 (л.д. 6-7) о принятии к рассмотрению заявления Смирнова В.А. об истребовании у бывшего руководителя ООО «Север» Садкова М.С. подлинных бухгалтерских и иных документов отражающих финансово-хозяйственную деятельность ООО «Север» за три года до открытия процедуры конкурсного производства, а также иного имущества предприятия, не свидетельствует об отсутствии вины. Данное определение лишь подтверждает принятие заявления Смирнова В.А. к производству, но само по себе не подтверждает непередачу бывшим директором документации, состав такой документации, а также отсутствие у конкурсного управляющего возможности предоставить сведения, указанные в п. 15 Правил, принятие всех зависящих от него мер к предоставлению указанных сведений.
Процедура привлечения к административной ответственности и сроки привлечения соблюдены.
Доводы о том, что конкурсный управляющий не был извещен по месту своего нахождения, не влекут отмену обжалуемого Постановления по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Согласно ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
РР· материалов дела следует, что РћРћРћ «Север» было заблаговременно (05.06.2019) извещено РїРѕ юридическому адресу (РІ соответствии СЃРѕ сведениями ЕГРЮЛ) Рѕ времени составления протокола РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении (Р».Рґ. 36-37), 03.07.2019 получило РїРѕ юридическому адресу протокол РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, определения Рѕ назначении времени Рё места рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении Рё Рѕ вызове лиц, являющихся участниками производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении (Р».Рґ. 43-44). Таким образом, РћРћРћ «Север» как юридическое лицо было надлежаще извещено Рѕ дате Рё месте рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении, каких-либо возражений РЅРµ представляло, ходатайств РѕР± отложении рассмотрения дела РЅРµ заявляло. Процессуальные права РћРћРћ «Север» РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении нарушены РЅРµ были.
Совершенное правонарушение правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
ООО «Север» допущено именно нарушение требований промышленной безопасности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Согласно п. 4 Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий. Таким образом, непредставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности является нарушением требований промышленной безопасности.
Ч. 1 ст. 9. 1 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ст. 19.7 КоАП РФ, в связи с чем имеет приоритет. Повышенный размер ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ по сравнению со ст. 19.7 КоАП РФ соответствует большей общественной опасности правонарушения.
В то же время суд считает доводы о несоразмерности штрафа заслуживающими внимания. Суд не соглашается с размером штрафа, наложенного на ООО «Север».
Размер административного штрафа, наложенного на ООО «Север», соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренному санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Однако, в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд учитывает, что ООО «Север» является субъектом малого предпринимательства (что отражено в Постановлении). Ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось. При вынесении Постановления не учтено, что ООО «Север» находится в тяжелом финансовом положении, что подтверждается уже тем фактом, что лицом, уполномоченным действовать от имени ООО «Север» является конкурсный управляющий в рамках дела о банкротстве. Суд учитывает, что конкурсный управляющий был назначен только 25.02.2019 и хотя данное обстоятельство не исключает вины ООО «Север», суд считает возможным учесть данное обстоятельство при определении размера штрафа.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 100 000 руб. Заменить штраф предупреждением на основании ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ суд считает невозможным, так как не выполняются требования ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ: нарушение требований промышленной безопасности означает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Рзменить Постановление в„–6.2-04345РїРє-Рџ/0110СЏ-2019 РѕС‚ 18.07.2019, вынесенное государственным инспектором отдела общего промышленного надзора РїРѕ Ярославской Рё Костромской областям Центрального управления Федеральной службы РїРѕ экологическому, технологическому Рё атомному надзору Рвановым Р•.Р’., которым РћРћРћ «Север» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 9.1 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ части СЃСѓРјРјС‹ штрафа, определив СЃСѓРјРјСѓ административного штрафа РІ размере 100 000 СЂСѓР±.
В удовлетворении остальной части жалобы ООО «Север» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области в течение 10 дней с момента получения.
Судья С.Н. Патрунов