Производство № 2а-395/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25.03.2021 г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.В.,
при секретаре Гришиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Барзуновой Е.А. к Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, главе МО Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Гончарову О.А. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Барзунова Е.А., уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, главе МО Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Гончарову О.А. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, в обоснование иска указано, что в д. <адрес> имеется кладбище, на котором похоронен отец истицы. Данное место захоронения содержится ненадлежащим образом. Обязанность по содержанию названного кладбища лежит на ответчике, однако им не исполняется, в связи с чем нарушаются права и законные интересы истицы.
В редакции последних уточнений предмета иска от <дата> просит, обязать административного ответчика Администрацию Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на территории кладбища № <номер> <адрес> оборудовать: водоупорный слой, систему дренажа, автомобильную стоянку, контейнерную площадку для накопления ТКО, признать незаконным бездействие Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, выразившиеся в неосуществлении указанных действий по содержанию места захоронения.
Производство по делу в части требований по возложению обязанности оборудовать водоупорный слой, систему дренажа и признании бездействия административного ответчика, выразившиеся в неосуществлении указанных действий (оборудования водоупорного слоя, системы дренажа) по содержанию места захоронения, прекращено в связи с отказом от иска.
Административный истец Барзунова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддержала.
Административные ответчики - глава МО Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Гончаров О.А., Администрация Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в судебное заседание не явились, представитель ответчиков Бобков С.О. в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и их представителя. Ранее в судебном заседании ответчики обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не оспаривали, в удовлетворении требований просили отказать.
Заинтересованные лица - Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, УМВД России по Смоленской области, прокуратура Смоленского района, Управление Росреестра по Смоленской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области имеется кладбище «Новое» южнее д. <адрес>.
Согласно постановлению главы Пригорксого сельского поселения от <дата> данное кладбище образовано в <дата>.
По данным ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером № <номер>, вид разрешенного использования: для ритуальной деятельности (кладбище), расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, <адрес> является Администрация Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
На данном кладбище похоронен отец истицы Барзуновой Е.А., что подтверждается справкой от <дата>, копией свидетельства о смерти, копией свидетельства о рождении, копией свидетельства о заключении брака.
На обращение истицы по вопросу содержания места захоронения кладбище «Новое» южнее д. Нагать на территории Пригорского сельского поселения главой МО Пригорского сельского поселения Барзуновой Е.А. был дан ответ о том, что администрацией заключен договор с АО «Спецавтохозяйство» на вывоз ТКО с кладбища № <номер> д. <адрес>. В соответствии с п. 6.6 СанПин 2.1.2882-11 на кладбище в д. Нагать Смоленского района предусмотрены в том числе стоянка автокатафалков и автотранспорта, площадка для сбора ТКО. При наличии средств в местном бюджете в <дата> планируется благоустройство контейнерной площадки (ограждение, установка контейнеров). Подъездная дорога к кладбищу имеет грунтовое покрытие, в настоящее время находится в удовлетворительном состоянии (л.д.20).
Ответчиком в материалы дела представлена копия договора от <дата> №№ <номер> аренды накопительных бункеров для мусора, фотоматериал подтверждающий установку мусорного контейнера на территории кладбища, копия договора от <дата> № <номер> на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем –юридическим лицом по нормативу накопления, копия заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о благополучии населения) среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В силу ст. 8 Закона о благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11, пункту 3 статьи 39 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В соответствии с абзацем третьем пункта 2 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Таким образом, соблюдение требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публичной обязанностью, в том числе органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального, городских округов.
Согласно п.23 ст. 7 Устава Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области к вопросам местного значения относится содержание мест захоронения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от <дата> N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению допущенных нарушений (п. 4).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> N 84 утверждены СанПиН <дата>-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утратили силу с <дата>), устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям эксплуатации кладбищ независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН <дата>-11 являлись обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (подпункты 1.1 - 1.2 СанПиН <дата>-11).
На участках кладбищ необходимо предусмотреть стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (пункт 6.6. СанПиН <дата>-11).
В настоящее время действуют СанПиН <дата>-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> N 3.
Пунктом 65 СанПиН <дата>-21 установлено, что на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
В силу п. 53 СанПиН <дата>-21 53 при устройстве кладбища должны предусматриваться автостоянки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что содержание действующего кладбища «Новое» <адрес> <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № <номер> не отвечает санитарным требованиям, в части отсутствия автостоянки и контейнерной площадки для накопления ТКО, в связи с чем требования административного истца о возложении обязанности об устранении вышеназванных нарушений подлежат удовлетворению.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое бездействие нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая недостаточность принятых административным ответчиком мер, направленных на содержание указанного выше кладбища, которые должны были быть приняты в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика - Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района имеет место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы истца.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании бездействия и необходимости совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд считает возможным определить обязанность ответчика - Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по устранению нарушений прав истца указанием на необходимость осуществления действий, направленных на оборудование автостоянкой и контейнерной площадкой указанного выше кладбища.
Во исполнение приведенной нормы суд, с учетом Федерального закона от <дата> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", объема и вида работ, необходимых временных затрат для их исполнения, полагает целесообразным и разумным определить срок для устранения нарушений до <дата>.
При этом в соответствии с положениями статьи 189 КАС РФ у административного ответчика имеется возможность отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда.
Согласно ч.ч. 1, 7 и 8 ст. 37 Закона о местном самоуправлении местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местная администрация обладает правами юридического лица.
Отказывая в удовлетворении иска к главе Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, суд исходит из того, что указанный ответчик не должен нести указанные обязанности, с точки зрения спорных правоотношений и компетенции разграничения полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Барзуновой Е.А. к Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области выразившиеся в неосуществлении действий по оборудованию автомобильной стоянки, контейнерной площадки для накопления ТКО на территории кладбища «Новое» <адрес>.
Обязать Администрацию Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в срок до <дата> оборудовать автомобильную стоянку и контейнерную площадку для накопления ТКО на территории кладбища «Новое» южнее д. Нагать.
Исковые требования Барзуновой Е.А. к главе МО Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Моисеева
Мотивированное решение изготовлено 02.04.2021.