Решение по делу № 2а-353/2017 от 17.10.2017

Дело а-353/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                16 ноября 2017 года

Верхотурский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Бобровой А.В., с участием:

представителя административного истца помощника прокурора <адрес> Сухитры Р.Л.;

представителя административного ответчика Поздняковой Л.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

                при секретаре судебного заседания Рябченко Е.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Верхотурский об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

    УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным иском, в котором просит:

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Верхотурский по осуществлению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с размещенными на них местами погребения (кладбищами), расположенными по адресам: Верхотурский район, с. Красногорское, ул. Малышева, 22; г. Верхотурье, ул. Гагарина, 27; Верхотурский район, д. Отраднова; Верхотурский район, д. Чушино; Верхотурский район, д. Малахова; Верхотурский район, д. Карабаево; Верхотурский район, д. Запольская; Верхотурский район, д. Рассол, ул. Овражная, 1; Верхотурский район, с. Прокопьевская Салда; Верхотурский район, с. Пия; Верхотурский район, п. Карпунино, а также государственной регистрация права муниципальной собственности на земельные участки с размещенными на них местами погребения (кладбищами), расположенными по адресам: Верхотурский район, с. Усть-Салда, ул. Центральная, 35; Верхотурский район, с. Кордюково, ул. Центральная, 22; Верхотурский район, п. Привокзальный, ул. Красноармейская, 25; Верхотурский район, п. Привокзальный, ул. Пушкина, 69; 0,7 км по направлению на юго-восток от ориентира д. Глазуновка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Свердловская область, Верхотурский район; Верхотурский район, с. Красногорское, ул. Малышева, 22; Верхотурский район, с. Дерябино, ул. Советская, 11; г. Верхотурье, ул. Гагарина, 27; Верхотурский район, д. Отраднова; Верхотурский район, д. Чушино; Верхотурский район, д. Малахова; Верхотурский район, д. Карабаево; Верхотурский район, д. Запольская; Верхотурский район, д. Рассол, ул. Овражная, 1; Верхотурский район, с. Прокопьевская Салда; Верхотурский район, с. Пия; Верхотурский район, п. Карпунино.

Возложить на Администрацию городского округа Верхотурский обязанность в течение восьми месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков с размещенными на них местами погребения (кладбищами), расположенными по адресам: Верхотурский район, с. Красногорское, ул. Малышева, 22; г. Верхотурье, ул. Гагарина, 27; Верхотурский район, д. Отраднова; Верхотурский район, д. Чушино; Верхотурский район, д. Малахова; Верхотурский район, д. Карабаево; Верхотурский район, д. Запольская; Верхотурский район, д. Рассол, ул. Овражная, 1; Верхотурский район, с. Прокопьевская Салда; Верхотурский район, с. Пия; Верхотурский район, п. Карпунино, а также государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки с размещенными на них местами погребения (кладбищами), расположенными по адресам: Верхотурский район, с. Усть-Салда, ул. Центральная, 35; Верхотурский район, с. Кордюково, ул. Центральная, 22; Верхотурский район, п. Привокзальный, ул. Красноармейская, 25; Верхотурский район, п. Привокзальный, ул. Пушкина, 69; 0,7 км по направлению на юго-восток от ориентира д. Глазуновка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Свердловская область, Верхотурский район; Верхотурский район, с. Красногорское, ул. Малышева, 22; Верхотурский район, с. Дерябино, ул. Советская, 11; г. Верхотурье, ул. Гагарина, 27; Верхотурский район, д. Отраднова; Верхотурский район, д. Чушино; Верхотурский район, д. Малахова; Верхотурский район, д. Карабаево; Верхотурский район, д. Запольская; Верхотурский район, д. Рассол, ул. Овражная, 1; Верхотурский район, с. Прокопьевская Салда; Верхотурский район, с. Пия; Верхотурский район, п. Карпунино.

Административный истец полагает, что бездействием административного ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан) на пользование смежными с местами погребения земельными участками, на получение гарантии погребения умерших исключительно в местах погребения, на соответствие деятельности по размещению и содержанию мест погребения требованиям санитарных и экологических норм.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Верхотурского района Сухитра Р.Л. заявленные исковые требования уточнил, уменьшив заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Верхотурский по осуществлению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с размещенными на них местами погребения (кладбищами), расположенными по адресам: Верхотурский район, с. Красногорское, ул. Малышева, 22; г. Верхотурье, ул. Гагарина, 27; Верхотурский район, д. Отраднова; Верхотурский район, д. Чушино; Верхотурский район, д. Малахова; Верхотурский район, д. Карабаево; Верхотурский район, д. Запольская; Верхотурский район, д. Рассол, ул. Овражная, 1; Верхотурский район, с. Прокопьевская Салда; Верхотурский район, с. Пия; Верхотурский район, п. Карпунино. Возложить на Администрацию городского округа Верхотурский обязанность в срок до 31 декабря 2018 года осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков с размещенными на них местами погребения (кладбищами), расположенными по адресам: Верхотурский район, с. Красногорское, ул. Малышева, 22; г. Верхотурье, ул. Гагарина, 27; Верхотурский район, д. Отраднова; Верхотурский район, д. Чушино; Верхотурский район, д. Малахова; Верхотурский район, д. Карабаево; Верхотурский район, д. Запольская; Верхотурский район, д. Рассол, ул. Овражная, 1; Верхотурский район, с. Прокопьевская Салда; Верхотурский район, с. Пия; Верхотурский район, п. Карпунино. Требования мотивировал по доводам изложенным в заявлении.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе отказаться от административного истца в части.

Представитель административного истца Позднякова Л.П. заявленные требования в уточненном виде признала в полном объеме. Письменное заявление о признании исковых требований приобщено к материалам дела.

Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Положения главы 27 КАС РФ не исключают возможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска, а также заключения соглашения о примирении.

По мнению суда, административный ответчик добровольно и осознано признает административный иск, признание является его свободным волеизъявлением, не противоречит закону и не нарушает права и свободы административного истца и административного ответчика, а также других лиц, ответчику понятны последствия принятия судом признания иска, поэтому суд принимает признание иска ответчиком.

Заслушав доводы сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности городского округа Верхотурский в собственности муниципального образования находятся 17 земельных участков с размещенными на них объектами гражданских захоронений (кладбищ), в том числе указанные в иске (л.д. 14). Земельные участки, с размещенными на них местами погребения (кладбищами), расположенных по адресам: Верхотурский район, с. Красногорское, ул. Малышева, 22; г. Верхотурье, ул. Гагарина, 27; Верхотурский район, д. Отраднова; Верхотурский район, д. Чушино; Верхотурский район, д. Малахова; Верхотурский район, д. Карабаево; Верхотурский район, д. Запольская; Верхотурский район, д. Рассол, ул. Овражная, 1; Верхотурский район, с. Прокопьевская Салда; Верхотурский район, с. Пия; Верхотурский район, п. Карпунино, не поставлены на государственный кадастровый учет, что не оспаривалось в судебном заседании ответчиком.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются, в числе прочего, отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

Таким образом, погребение умерших осуществляется на специально отведенных для этих целей земельных участках. Наличие (отведение) земельного участка является обязательным условием гарантии реализации волеизъявления умершего о погребении (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

В силу п. 1, 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

На основании п. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории. Не разрешается устройство кладбищ на территориях: первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ, в отношении земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе, сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объекте недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

По смыслу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, следующие основные сведения о земельном участке, как объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата его присвоения; описание местоположения; площадь; сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории; адрес объекта недвижимости (при его наличии).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка; категории земель, к которой отнесен земельный участок, виде разрешенного использования земельного участка, - являются дополнительными сведениями о земельном участке, как объекте недвижимого имущества, подлежащими внесению в кадастр недвижимости (ч. 5 ст. 8).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в порядке, установленном гл. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка, как объекта недвижимости, позволяют определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, подтвердить существование такого участка в определенных границах.

Неосуществление государственного кадастрового учета земельных участков с размещенными на них местами погребения (кладбищами), не позволяет определить, соблюдаются ли права и интересы собственников (пользователей) смежных земельных участков, а также соблюдаются ли установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших исключительно в местах погребения, то есть на отведенных в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а не на земельных участках иных категорий земель и разрешенного использования.

Кроме того, отсутствие сведений о местоположении мест погребения не позволяет установить, соответствует ли деятельность по их размещению и содержанию требованиям санитарных и экологических норм, установленных ст. 16, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, - относятся к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичное положение содержится в п. 23 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа Верхотурский, принятого решением Верхотурского Уездного Совета от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу п. 26.4 ч. 1 ст. 28 Устава городского округа Верхотурский, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка.

Учитывая, что земельные участки с размещенными на них местами погребения (кладбищами) на территории городского округа Верхотурский состоят в реестре муниципальной собственности городского округа Верхотурский, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков должны осуществляться на основании заявления Администрации городского округа Верхотурский, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, уполномоченного в силу п. 3.1. ч. 1 ст. 28 Устава городского округа Верхотурский владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

    Бездействием административного ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан) на пользование смежными с местами погребения земельными участками, на получение гарантии погребения умерших исключительно в местах погребения, на соответствие деятельности по размещению и содержанию мест погребения требованиям санитарных и экологических норм.

Таким образом, заявленные требования в уточненном административным истцом виде, с учетом признания административного иска административным ответчиком, подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, 22; ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, 27; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, 1; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, 22; ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, 27; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, 1; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

        ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2017 ░░░░.

    ░░░░░                                                                                                        ░.░. ░░░░░░░

2а-353/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор района
Ответчики
Администрация ГО
Суд
Верхотурский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
verhotursky.svd.sudrf.ru
17.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
20.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.10.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
07.11.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
16.11.2017[Адм.] Судебное заседание
16.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее