дело № 2а-151/2020
УИД 68RS0017-01-2020-000133-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года |
р/п Дмитриевка |
Никифоровский районный суд Тамбовской области, в составе председательствующего судьи Денисова Д.Л.,
с участием Заместителя Прокурора Никифоровского района Тамбовской области Дубровина М.С.
при секретаре Капралёвой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, по административному исковому заявлению Прокурора Никифоровского района Тамбовской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, о понуждении обратиться в орган регистрации прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – выгребных ям для жидких бытовых отходов от многоквартирных жилых домов на ул.Строителей, ул.Комсомольская ул.Молодежная р.п.Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области
УСТАНОВИЛ
Прокурор Никифоровского района Тамбовской области в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области. С учётом уточнения своих требований, просит понудить Администрацию Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, выполнить обязанность по обращению в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт объектов недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного – выгребные ямы куда происходит водоотведение от многоквартирных жилых домов расположенных на территории р.Адрес ФИО2 Адрес, 2а, 2б, 2в, 36, 37, 38, 39 по Адрес; Адрес, 2, 3, 4 по Адрес; Адрес (далее все вместе Многоквартирные дома и Выгребные ямы). Указал, по коллективной жалобе жителей Многоквартирных домов прокурорской проверкой установлено, что Выгребные ямы расположены на муниципальной земле, не приняты в состав общедомового имущества, не организовано обслуживание и ремонт Выгребных ям, техническое состояние последних угрожает санитарно-эпидемиологической обстановке. При этом Администрация Дмитриевского поссовета ФИО2 Адрес не приняла мер по организации должного содержания Выгребных ям, не поставила их на учёт в качестве бесхозяйного имущества.
В судебном заседании Заместитель Прокурора Никифоровского района Тамбовской области Дубровин М.С. поддержал полностью уточнённые требования, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Законный представитель административного ответчика - Администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области глава Смыков В.Н. признал, что Выгребные ямы фактически являются бесхозяйным имуществом, а так же признал остальные обстоятельства на которые указано в административном исковом заявлении. Пояснил, что Выгребные ямы не включены в реестр муниципального имущества и в рамках Концессионного соглашения не переданы гарантирующей организации – ООО «Никифоровское ЖКХ». Знает, что вопрос об оплате по техническому обслуживанию прежде был урегулирован тем, что квитанции за коммунальные услуги имели строки - водоснабжение и водоотведение. Соответственно после исключения из квитанции строки - водоотведение, прекратилось оказание услуг по техническому обслуживанию Выгребных ям, последние сейчас находятся неудовлетворительном состоянии.
Законный представитель заинтересованного лица ООО «Дмитриевская управляющая компания» генеральный директор Коршунов В.А. пояснил, что данная организация осуществляет управление Многоквартирными домами, в связи с чем, знает, что они оборудованы системой централизованного водоснабжения и системой внутридомовой канализации, последняя через систему смотровых колодцев оканчивается в Выгребных ямах, которые не подключены к централизованной системе водоотведения, при этом одна выгребная яма предназначена для канализации от двух домов. Выгребные ямы не приняты в состав общего имущества Многоквартирных домов, собственники помещений не имеют правопритязаний на это имущество, Выгребные ямы находятся на значительном удалении от границ придомовых территорий, зона ответственности ООО «ДУК» в рамках договоров управления Многоквартирными домами ограничена первым смотровым колодцем, в связи с чем, данная организация не имеет оснований для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту Выгребных ям. Вопрос об их принадлежности Выгребных ям не урегулирован, при этом ООО «Никифоровское ЖКХ» прекратило оказание услуг по их обслуживанию, из-за чего Выгребные ямы находятся в неудовлетворительное техническом состоянии, некоторые аварийные и требуют капитального ремонта.
Представители заинтересованных лиц - Управление Росреестра по Тамбовской области и ООО «Никифоровское ЖКХ, в судебное заседание не явились, возражений на административный иск не представили.
Свидетель Протасов А.П. в предыдущем судебном заседании показал, что является собственником квартиры в доме 39 на ул.Строителей, из которого внутридомовая канализация отводится в выгребную яму, по мере наполнения последней необходимо откачивать отходы ассенизационной машиной. К этой выгребной яме подключена ещё канализация от дома №37 на ул.Строителей. Знает, что с момента ввода дома в эксплуатацию, выгребную яму обслуживало МСО, затем обслуживало ООО «Никифоровское ЖКХ», но последняя с мая 2019 года прекратило оказывать эти услуги, ссылаясь на отсутствие технических возможностей. Аналогичная ситуация и в других жилых домах на ул.Строителей. Собственники помещений обсуждали вопрос о дальнейшей судьбе выгребной ямы и решили, что не желают принимать её в состав общего имущества.
Свидетель Котова Л.В. по многоквартирному жилому дому №4 на ул.Комсомольская, дала показания аналогичные показаниям Протасова А.П.
Свидетель Сироткина Т.В. по многоквартирному жилому дому №1 «а» на ул.Строителей, дала показания аналогичные показаниям Протасова А.П.
Свидетель Медведева В.С. по многоквартирному жилому дому №2 «б» на ул.Строителей, дала показания аналогичные показаниям Протасова А.П.
Свидетель Сироткина В.Е. по многоквартирному жилому дому №2 «а» на ул.Строителей, дала показания аналогичные показаниям Протасова А.П.
Выслушав пояснения участвующих лиц и исследовав материалы настоящего дела, обозрев материалы административного дела №2а-18/2020, суд признаёт требования прокурора подлежащими полному удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьёй 2 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что: Водоотведение это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п.2); Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (п.9 ст.2); Гарантирующая организация, это организация осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, которая определена решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) и обязанная заключить, в том числе договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п.6 ст.2); централизованная система водоотведения (канализации)- комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п.28 ст.2); Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (п.5 ст.7).
Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ) предусмотрено, что: Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210); Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст.301); Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п.1 ст.218); Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п.2 ст.218).
Жилищным кодексом РФ предусмотрено что: Собственник жилого помещения в многоквартирном жилом доме несёт бремя расходов по содержанию данного помещения в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (ч.3 ст.30, ч.1 ст.158); Собственники жилых помещений обязаны оплачивать плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.5 ч.2 ст.153, п.2 ч.1 ст.154).
Установлено, что на основании п.4 ч.1 ст.14 Федерального закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статей 6, 41.2 ФЗ ««О водоснабжении и водоотведении»», принято Постановление Администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области от 09.09.2016 №250, которым утвердило гарантирующую организацию – ООО «Никифоровское ЖКХ» и заключило концессионное соглашение от 09.09.2016. По условиям последнего ООО «Никифоровское ЖКХ» обязалась на территории Муниципального образования Дмитриевский поссовет, с использованием объекта Соглашения переданного Концендентом, осуществлять холодное водоснабжение, транспортировку холодной воды, забор воды, водоотведение сточных вод, подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, создавать и развивать единую систему коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.
Пояснениями сторон, показаниями свидетелей, копиями договоров управления Многоквартирными домами, справками из ООО «ДУК» подтверждается и административным ответчиком признаётся, что Многоквартирные дома оборудованы централизованной системой водоснабжения, поставщиком которой является гарантирующая организация – ООО «Никифоровская ЖКХ». При этом, каждый из этих домов имеет систему общей внутридомовой канализации, обеспечивающей прием сточных вод от каждой квартиры, которые через систему уличных смотровых колодцев отводятся в накопительную ёмкость - выгребную яму, соответственно Выгребные ямы имеют очевидные признаки недвижимого имущества (п.1 ст.130 ГК РФ). При этом Выгребные ямы технологически не присоединены к централизованной системе водоотведения, некоторые из них осуществляют приём сточных вод от двух многоквартирных домов.
С учётом разъяснений содержащихся в Обзоре практики Верховного Суда РФ в сфере ЖКХ за декабрь 2019 года (Определение Верховного суда РФ от 10 декабря 2019 года №309-ЭС 19-22139) установлено, что Выгребные ямы не являются общим имуществом Многоквартирных домов, по следующим основаниям.
Из содержания пунктов 2а, 2ж 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. N491 следует, что Объект в виде выгребной ямы, не поименован в перечне общего имущества многоквартирного дома. При этом Выгребная яма не относится к внутридомовой инженерной системе водоотведения, поскольку граница последней оканчивается на внешней стене многоквартирного дома. В состав общего имущества могут включаются иные объекты, которые предназначены для обслуживания, эксплуатации и благоустройства одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Однако в данном случае совокупность указанных признаков отсутствует, поскольку Выгребные ямы расположены на значительном удалении от границ придомовых территорий Многоквартирных домов, то есть не имеют общего земельного участка.
Установлено, что Выгребные ямы оборудованы в период строительства Многоквартирных домов, но в договорах управления не указаны в составе общего имущества. Собственники помещений Многоквартирных домов, не выразили желания принять Выгребные ямы в состав общего имущества или совершить действия по управлению, содержанию и распоряжению ими. Управляющая компания ООО «ДУК» не оказывает услуг по техническому обслуживанию и содержанию Выгребных ям, поскольку те не входят в зону ответственности по договора управления. Прежде работы по техническому обслуживанию Выгребных ям осуществляло МСО, а затем ООО «Никифоровское ЖКХ», а собственники помещений Многоквартирных домов вносили плату за коммунальную услугу по водоотведению. Однако по причине отсутствия технических возможностей у ООО «Никифоровское ЖКХ», предоставление этой услуги было прекращено в мае 2019 года, договор на вывоз ЖБО в настоящее время отсутствует.
Установлено, что Выгребные ямы, расположены на муниципальных земельных участках, при этом не проводилась государственная регистрация права собственности на Выгребные ямы, не определены правовые основания, порядок пользования и границы земельных участков в месте расположения Выгребных ям. Последние не включены в реестр муниципальной собственности, не переданы по договору концессионного соглашения во владение и пользование гарантирующей организации – ООО «Никифоровское ЖКХ».
На основании вышеизложенного доказано, что Выгребные ямы имеют явные признаки бесхозяйного недвижимого имущества (п.1 ст.225 ГК РФ), в связи с чем должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления (п.3 ст.225 ГК РФ). Однако такое заявление не подано, с соблюдением требований Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденногоприказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931, следовательно необходимо понудить Администрацию Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, совершить указанные действия в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу
Административные истец и ответчик, освобождены от уплаты госпошлины (п.п.9 п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ).
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора Никифоровского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, полностью удовлетворить.
Понудить Администрацию Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения, обратиться в орган регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учёт следующего бесхозяйного недвижимого имущества – выгребные ямы в р.п.Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области, в которые производится водоотведение от следующих многоквартирных жилых домов: дома №1«а», №2«а», №2«б», №2«в», №36, №37, №38, №39 по ул.Строителей; дома №1, №2, №3, №4 по ул.Комсомольская; дом №20«а» по ул.Молодежная.
Решение можно обжаловать в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда, через Никифоровский районный суд Тамбовской области, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Денисов Д.Л.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.05.2020
Судья Денисов Д.Л.