Дело № 2-693/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Магнитогорск 21 мая 2015 года
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Филимоновой А.О.,
при секретаре Груздевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала к Жук С.Н. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала обратилось с иском к Жук С.Н. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. В обоснование иска указано, что между ответчиком и истцом был заключен договор электроснабжения жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ, сетевой организацией был установлен, допущен в эксплуатацию, и принят в качестве расчетного ПУ типа <данные изъяты> №, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ №. Показания потребленной энергии по ПУ ответчиком не передавались, оплата производилась не ежемесячно, тем самым нарушая действующее законодательство. ДД.ММ.ГГГГ представителями МЭС и представителями МФ совместно с ответчиком была проведена проверка ПУ на опоре и в доме, по результатам составлен акт № в ходе проводимой проверки были зафиксированы контрольные показания, и полученный объем электроэнергии подписью ответчика. Отметок о несогласии с результатами проверки, акт не содержит. На основании вышеизложенного с учетом уточнений исковых требований просило взыскать с ответчика задолженность в сумме <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а так же расходы по оплате госпошлины.(л.д.162)
Представитель истца Пронина Е.В. уменьшенные исковые требования поддержала, сослалась, что начисление платы за электроэнергию истцом производилось по среднему нормативу, поскольку ответчиком контрольные показания не передавались, с момента составления акта о принятии в качестве контрольного прибора учета – счетчика типа <данные изъяты> начисление платы за электроэнергию произведено по его показателям.
Представители третьего лица «МРСК УРАЛА» филиал «ЧЕЛЯБЭНЕРГО» Байтяков А.А., Камеров В.В. требования уточненного заявления поддержали. Камеров В.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ сняли показания счетчика и выявили мощность электрокотла у ответчика в доме расчетным путем мощность его составила <данные изъяты> Кв. Кроме того на момент проверки на столбе электроопоры, на котором расположен прибор учета ответчика крышка эл. щитка с рубильником была открыта, что обеспечивает бесконтрольный доступ до сетей дома ответчика прочих лиц.
Ответчик Жук С.Н. с иском не согласился, сославшись на неправильную работу счетчика типа <данные изъяты> №, невозможностью потребления такого количества энергии при использовании эл. котла с минимальной мощностью. От проведения экспертизы правильности начисления счетчиком потребленной энергии отказался. Указал, что сотрудниками третьего лица установлен выносной прибор учета, на основании показаний которого истцом произведено начисление задолженности за потребленную электроэнергию, в недоступном для абонента месте - на столбе электроопоры на высоте нескольких метров, показаниям которого он не доверят, поскольку прибор эксплуатируется при различных температурах воздуха, что является нарушением Правил устройства электроустановок, а дистанционный дисплей соединенный с указанным прибором показания потребления не передавал, кроме того в ДД.ММ.ГГГГ счетчик сломался, о чем ему сообщил сотрудник аварийной бригады «МРСК УРАЛА».
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит оснований для отказа в иске.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 ГК РФ ответчик обязан оплачивать фактически принятое количество электроэнергии.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г.а N 354 и п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета утвержденного типа и прошедших поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. п. 144 - 146 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка потребителей. Обязанность по обеспечению эксплуатации и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию предусматривает проверку места установки и схемы подключения прибора учета, состояния прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части метрологических характеристик.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска приборов учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числе приглашенных лиц и подписывается уполномоченным лицом (п. 154 Основных положений).
Пунктом 2.5 Правил учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ 19.09.96 и Министерством строительства РФ 26.09.96, учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем.
Согласно 3.5 Правил учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996) средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.
Таким образом, показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.
Согласно п. 81 Основных положений граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной электрической энергии.
В соответствии с п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку.
Согласно ст. 13 Федерального закона N 261 от 23.11.09 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Во исполнение полномочий, предоставленных ему в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности (п. п. "з" п. 33).
Данному праву корреспондирует обязанность потребителей, установленная в п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 N 354 в целях учета потребленных коммунальных услуг на потребителя данных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Таким образом обязанность обеспечивать учет лежит на потребителе электрической энергии, которым в данном случае является ответчик.
Кроме того в силу п. 1.2.2, 2.1, 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года N 6, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета;
Из материалов дела следует, что ответчик Жук С.Н. является собственником дома расположенного по адресу: <адрес>. Периодически проживая по вышеуказанному адресу, ответчик является потребителем электрической энергии.
В ДД.ММ.ГГГГ, сетевой организацией в присутствии ответчика был установлен, допущен в эксплуатацию, и принят в качестве расчетного ПУ типа <данные изъяты> №, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ №. (л.д.9-10)
В ДД.ММ.ГГГГ ответчику предъявлен счет за электроэнергию на сумму <данные изъяты> руб. (л.д.78 оборот)
В связи с несогласием с выставленной задолженностью ответчик неоднократно обращался с заявлениями о проверке правильности работы прибора учета.(л.д.62-85)
ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка приборов учета, установленных у потребителя в доме и на опоре по заявлению о несоответствии расходов энергии расчетного и контрольного. Проверкой установлено, что от счетчика по опоре спускается медный кабель <данные изъяты> до рубильника, установленного на высоте <данные изъяты> м. на момент проверки рубильник был не опломбирован. От него вниз по опоре спускается алюминиевый кабель <данные изъяты> и уходит под землю согласно фото (л.д.148) кабель проложен до гаража дома и заведен в эл.щит где установлен вводной автомат и прибор учета <данные изъяты>. Счетчик, автомат и рубильник на опоре были опломбированы организацией.
ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра прибора учета на опоре в доме было выявлено, что отапливаемые площади дома с помощью электрокотла составляют <данные изъяты> кв.м., расход энергии по счетчику <данные изъяты> и счетчику типа <данные изъяты> разниться незначительно, при этом <данные изъяты> учитывает меньшее потребление <данные изъяты> кВт/ч против <данные изъяты> кВт/ч по <данные изъяты>) потребителю дано предписание предоставить документацию на электрокотел, которая в сбытовую организацию не представлена и за период рассмотрения спора(л.д.11-12)
ДД.ММ.ГГГГ произведена замена удаленного дисплея в доме, предварительно заменяющий дисплей был проверен на работоспособность, произведена привязка со счетчиком, получены показания на ДД.ММ.ГГГГ года. Потребителю даны рекомендации не выключать удаленный дисплей из сети для бесперебойной его работы. (л.д.70)
Согласно данным оперативного журнала оперативно-выездной бригады Магнитогорского РЕС, прошитого, пронумерованного опечатанного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зафиксировано поломок прибора учета на опоре около дома ответчика. «Шунтирование» счетчика вопреки доводам ответчика не проводилось.(л.д.98-147)
ДД.ММ.ГГГГ произведена замена прибора учета на опоре для проведения государственной поверки в связи с неоднократными обращениями потребителя о неправильности подсчета потребляемой энергии существующим прибором учета. (л.д.85)
Согласно акту экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ пломбы на счетчике не имеют следов вмешательства, проверен счетчик на отсутствие самохода – самоход не установлен, проверена правильность работы счетного механизма и заключено, что счетчик электрической энергии типа <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска по метрологическим характеристикам соответствует требованиям ГОСТ 8.584-2004. Погрешность не превышает допустимые значения. (л.д.150-152)
Ответчик отказался от назначения экспертизы проверки работы прибора учета электроэнергии типа <данные изъяты> несмотря на определение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суда об обстоятельствах имеющих значение для дела. Таким образом, ответчиком доказательств в подтверждение своих доводов о нарушениях в работе электросчетчика в значимый период соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Более того, потребителем до ДД.ММ.ГГГГ допущено использование дома и эксплуатация счетчика на опоре с неопломбированным рубильником, что могло влечь несанкционированное потребление энергии третьими лицами.
Доказательств опровергающих правильность расчета истцом потребленной Жук С.Н. энергии ответчиком не приведено.
Суд полагает правильным с учетом внесенной ответчиком оплаты за электроэнергию за время рассмотрения дела взыскать с него в пользу истца задолженность за потребленную электроэнергию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.
За рассмотрение иска в суде истец уплатил госпошлину в размере <данные изъяты> рубля от первоначальной цены иска, уменьшение требований произведено в связи с частичной оплатой задолженности в период рассмотрения дела, на основании ч.1 ст.98, ст.101 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по государственной пошлине в размере <данные изъяты> рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ОАО «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала к Жук С.Н. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию удовлетворить.
Взыскать в пользу ОАО «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала с Жук С.Н. задолженность за потребленную электроэнергию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля, расходы по оплат госпошлины в сумме <данные изъяты> рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение:
«В удовлетворении требований ОАО «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала к Жук С.Н. о взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за потребленную электроэнергию отказать».