Дело № 2-278/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Быстрый Исток 11 декабря 2015 года
Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Соловарова С.В.
при секретаре Юдиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сметанниковой И.В. к администрации Быстроистокского района Алтайского края об отмене решения межведомственной комиссии администрации Быстроистокского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ., установлении факта владения и пользования жилым домом, признании права на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – паводка в мае-июне 2014г.,
установил:
Сметанникова И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Быстроистокского района Алтайского края об отмене решения межведомственной комиссии администрации Быстроистокского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в удовлетворении требований о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения и признании ее лицом, пострадавшим от паводка, произошедшем в мае-июне 2014 года на территории Быстроистокского района Алтайского края.
В дальнейшем истица заявила дополнительные требования об установлении факта владения и пользования ей жилым домом, расположенном по адресу: <адрес>, а также о включении ее в список граждан для предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края.
В обоснование заявленных требований указано, что в мае 2003 года она приобрела у Г. домовладение по вышеуказанному адресу путем составления расписки о получении денежной суммы от ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается справкой администрации Усть-Ануйского сельсовета от 18.08.2015г. После вселения в указанный дом истица и члены ее семьи были зарегистрированы по месту жительства с 06.06.2003г., иного жилья, кроме указанного дома, истица в собственности не имеет. Считает, что она является собственником поврежденного жилого дома на день объявления чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления на получение социальной выплаты на основании похозяйственного учета Усть-Ануйского сельсовета, а также, что она оплачивает электроэнергию, имущественный и земельный налоги с 2004г., числится собственником согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.07.2015г. В её документах не доставало свидетельств на право собственности на жилой дом и земельный участок, которые ей были получены 17.07.2015г. Не смотря на это, решением межведомственной комиссии по определению ущерба, причиненного паводком в мае-июне 2014 года на территории Быстроистокского района Алтайского края, от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения ввиду несоответствия в совокупности условиям Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015г. № 234, а именно в связи с отсутствием права собственности на поврежденное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации. С таким решением истица не согласна, полагает, что она является лицом, пострадавшим от наводнения, имеет право на социальную выплату, так как в совокупности отвечает всем условиям, установленным в Порядке. Указывает, что она была включена в список лиц, пострадавших от паводка, право собственности истицы на данный жилом дом подтверждено выпиской из похозяйственной книги, выданной администрацией Усть-Ануйского сельсовета, сведениями о ее регистрации по месту жительства с 06.03.2003г., кадастровым паспортом земельного участка от 06.07.2015г., и представленными договором купли-продажи от 14.07.2015г. Иного жилого помещения, пригодного для проживания, истица в собственности не имеет, в связи с чем и обратилась в суд.
В судебном заседании истица Сметанникова И.В. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме и просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что её семья является многодетной, денег постоянно не хватает, в том числе на оформление сделки купли-продажи жилого дома № по <адрес>, который она купила у братьев Г. получивших этот дом по наследству, и после того, как она отдала им 18.05.2003г. по расписке деньги за дом, отказавшихся заниматься оформлением документов. С 2003г. она фактически владеет и пользуется данным жилым домом, несет бремя его содержания. В мае-июне 2014г. данный дом попал в зону затопления и пострадал, ему требуется капитальный ремонт, в связи с чем она нуждается в предоставлении социальной выплаты на эту цель.
Ответчик администрация Быстроистокского района Алтайского края, надлежаще извещенная о заседаниях, представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представлены письменные возражения на иск.
Привлеченные судом к участию в деле ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, третьи лица Управление социальной защиты населения по Быстроистокскому району, Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, также надлежаще извещенные, представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили возражение и отзыв на иск.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Выслушав объяснения истца Сметанниковой И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, 31 мая 2014 года на территории Быстроистокского района Алтайского края, в том числе в селе Усть-Ануй, сложилась ситуация, зарегистрированная в качестве чрезвычайной, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Поэтому МЧС России был объявлен режим чрезвычайной ситуации на всей территории Алтайского края, соответственно администрацией Алтайского края приняты постановления от 29 мая 2014 г. № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 04 июня 2014 г. № 264 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края».
Постановлением администрации Быстроистокского района Алтайского края № 179 от 31 мая 2014г. с 08 часов 31.05.2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации в связи со значительным повышением уровня воды в реке Обь и реке Ануй выше критического, из-за чего произошло подтопление приусадебных участков и жилых домов в с. Быстрый Исток и в с.Усть-Ануй.
В силу ст.18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2015 г. № 447 утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации» (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлены порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков, и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В соответствии с пунктом 4 Правил, в качестве условия предоставления субъекту РФ иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.
В связи с этим Администрацией Алтайского края 17 июня 2015г. принято постановление № 234 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края» (далее – Порядок).
Пунктом 4 указанного Порядка изначально было предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Постановлением администрации Алтайского края от 12 ноября 2015г. № 457 пункт 4 вышеуказанного Порядка изложен в новой редакции, а именно:
«Право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
соответствующие критериям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления в 2015г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015г. № 447;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014г., и требуют проведения капитального ремонта.
Абзацем 4 пункта 4 Порядка установлено, что при отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, предусмотренных абзацах вторым настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее – «орган местного самоуправления») в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка, заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта.
В том же пункте 4 Порядка в новой редакции указано, что решение об отказе во включении собственника (ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта.
Таким образом, из приведенных положений подпункта «а» пункта 5 Правил и пункта 4 Порядка следует, что Правительством Российской Федерации и субъектом Российской Федерации Алтайским краем предусмотрен исчерпывающий перечень условий, при наличии которых гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, предоставляются меры социальной поддержки.
Такими условиями являются:
- наличие в собственности граждан по состоянию на день объявления режима ЧС жилого помещения, поврежденного в результате паводка, требующего проведения капитального ремонта;
- проживание указанных граждан в населенных пунктах, подвергшихся паводку;
- отсутствие у них другого жилого помещения, пригодного для проживания;
- либо при наличии у них другого жилого помещения, также поврежденного в результате паводка и требует проведения капитального ремонта.
Таким образом, по данному делу юридически значимым обстоятельством для возникновения права на получение социальной выплаты, в числе прочих условий, является наличие у гражданина на день объявления режима ЧС права собственности на поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта жилое помещение.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, жилое помещение –дом № по ул. Центральная в с. Усть-Ануй площадью <данные изъяты> принадлежит истице Сметанниковой И.В. по праву собственности с ДД.ММ.ГГГГ о чем свидетельствуют договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство о государственной регистрации права от 17.07.2015г. и соответствующая запись в ЕГРП.
Актом обследования поврежденного индивидуального жилого дома без номера, составленного межведомственной комиссией администрации Быстроистокского района и утвержденного главой администрации Быстроистокского района ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что указанный жилой дом № по <адрес> был поврежден в результате паводка в мае-июне 2014 года, в связи с чем зданию требуется капитальный ремонт.
ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГг., истица Сметанникова И.В. обращалась с заявлениями в администрацию Быстроистокского района о предоставлении ей социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением межведомственной комиссии по определению ущерба, нанесенного паводком в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края, от ДД.ММ.ГГГГ изложенном в выписке из протоколов № заседания, истице было отказано в предоставлении социальной выплаты ввиду несоответствия в совокупности условиям Порядка предоставления гражданам социальных выплат, а именно потому, что она не являлась собственником поврежденного жилого помещения на день объявления чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 7 Порядка для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения следующие документы:
а) заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом;
б) копии документов, удостоверяющих личность собственника (ов) поврежденного жилого помещения (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
в) копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
г) копии правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи, мены, дарения, в том числе выписки из похозяйственной книги) на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
д) копии документов, содержащие сведения о размере общей площади поврежденного жилого помещения (копия технического паспорта либо кадастрового паспорта, либо кадастрового плана), - в случае отсутствия данных сведений в документах, указанных в подпункте «г» настоящего пункта (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней; регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В пункте 1 статьи 551 ГК РФ указано, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
С учетом всех вышеизложенных положений законодательства и установленных судом обстоятельств следует, что право собственности у истицы Сметанниковой И.В. на день возникновения чрезвычайной ситуации – 31.05.2014г. – в отношении дома № по <адрес> отсутствовало, поскольку договор купли-продажи данного жилого помещения ей был заключен ДД.ММ.ГГГГ., то есть значительно позже дня объявления ЧС в селе Усть-Ануй, а зарегистрирован договор в установленном законом порядке был ДД.ММ.ГГГГ с которого у истицы и возникло право собственности.
Предоставление выплаты гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, преследует, в первую очередь, социальную функцию, так как по смыслу пункта 4 Порядка на ее получение могут претендовать только те граждане, которые являются собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
Данная выплата предоставляется только гражданам, имеющим титул собственников жилых помещений, и не в связи с улучшением их жилищных условий, а равно не в связи с фактом проживания в поврежденном жилом помещении, а поэтому не имеет юридического значения для разрешения настоящего дела проживание истца в спорном жилом помещении с 2003г.
Таким образом, совокупность установленных правовыми актами условий, дающих право истцу на получение социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта пострадавшего от паводка жилого помещения, отсутствует, поскольку бесспорно установлено, что Сметанникова И.В. на день объявления режима ЧС собственником пострадавшего жилого дома не являлась.
Именно об этом свидетельствуют представленные истцом в материалы дела расписка продавцов дома Г. и Г. от 18.05.2003г., справки администрации Усть-Ануйского сельсовета Быстроистокского района, договор купли-продажи земельного участка и дома от 14.07.2015г., свидетельства о регистрации права на земельный участок и жилой дом от 17.07.2015г.
Представленные истицей выписки из похозяйственной книги о праве на владение с 2003г. вышеуказанным жилым домом не являются правоустанавливающими документами, поскольку с момента вступления в законную силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - 31.01.1998г. – к правоотношениям, возникающим после указанной даты, применяются положения данного закона.
Пунктом 9 Порядка предоставления гражданам социальных выплат изначально было установлено, что одним из оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты является несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка, в том числе, когда гражданин не являлся собственником поврежденного паводком жилого помещения на день объявления ЧС.
Подпунктом «в», которым был дополнен пункт 9 Порядка (постановлением администрации Алтайского края от 12.11.2015г. № 457), предусмотрено еще одно самостоятельное основание для отказа в предоставлении социальной выплаты - невозможность целевого использования социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения в связи с отсутствием права собственности на него.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение без номера от ДД.ММ.ГГГГ принятое на заседании межведомственной комиссии администрации Быстроистокского района по определению ущерба, нанесенного паводком в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края, об отказе в предоставлении истице социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, является законным и обоснованным, поскольку полностью соответствует Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.05.2015г. № 447, а также Порядку предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 17.06.2015г. № 234 (с изменениями, внесенными постановлением администрации Алтайского края от 12.11.2015г. № 457), а поэтому не нарушает право истицы на возмещение ущерба, причиненного её имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ, статьей 29 Федерального Конституционного закона от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении», государство гарантировало гражданам Российской Федерации право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, установив свою обязанность по выплате соответствующих компенсаций пострадавшим.
Вместе с тем, данная обязанность государства не имеет характера гражданско-правового обязательства по полному возмещению вреда, причиненного здоровью или имуществу гражданина, поскольку возникновение чрезвычайной ситуации, как правило, связано с каким-либо стихийным бедствием или природным явлением, в происхождении которого вина органов государства отсутствует.
Как разъяснил Европейский суд по правам человека, обязательство государства защищать частную собственность в таких случаях не подразумевает обязанность компенсировать полную рыночную стоимость уничтоженного имущества. Предоставляемая государством компенсация должна оцениваться с учетом других мер, принимаемых властями, сложности ситуации, числа собственников, а также экономических, социальных и гуманитарных вопросов, связанных с обеспечением помощи при бедствиях (Постановление ЕСПЧ от 20.03.2008 по делу "Будаева и другие (Budayeva and Others) против России" (жалобы N 15339/02, 21166/02, 20058/02, 11673/02, 15343/02).
Истица, как установлено судом, получила все соответствующие компенсации, установленные государством для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в том числе, финансовую помощь за частичную утрату имущества первой необходимости.
В то же время, обязанность государства по выплате денежных средств для капитального ремонта жилых помещений направлена на защиту прав пострадавших граждан на жилье, а не имущественных прав, в частности, права собственности на жилое помещение.
В данном случае необходимость оказания истцу мер социальной поддержки для восстановления его жилищных прав отсутствует, поскольку он стал собственником жилого помещения более чем через 1 год после объявления ЧС.
В соответствии с положениями статей 210-211 ГК РФ собственник несет не только бремя содержания принадлежащего ему имущества, но и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах правовые основания для признания за истицей права на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта пострадавшего от паводка жилого дома отсутствуют, в связи с чем, заявленные Сметанниковой И.В. исковые требования об отмене решения межведомственной комиссии администрации Быстроистокского района от 24.07.2015г. об отказе в предоставлении ей социальной выплаты для проведения капитального ремонта пострадавшего в результате паводка жилого дома, а также о признании её лицом, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района, включении в список граждан для предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком жилого помещения, удовлетворению не подлежат.
Не подлежит удовлетворению и требование Сметанниковой И.В. об установлении факта владения и пользования на праве личной собственности с 2003г. жилым домом № по <адрес> в том числе на день объявления режима ЧС, на основании следующего.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Возможность установления факта владения и пользования недвижимым имуществом предусмотрена п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что для установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом необходимо установить как факт владения и пользования недвижимым имуществом на указанном заявителем основании, так и то, что получить необходимые документы во внесудебном порядке невозможно, либо то, что у заявителя имелись необходимые документы о владении и пользовании недвижимым имуществом, но были утрачены и их восстановление невозможно.
Вместе с тем, из материалов настоящего дела следует, что истица Сметанникова И.В. не утратила возможности получения на жилой дом, в котором она проживает с 2003г., правоустанавливающих документов; она как покупатель длительное время не заключала договор купли-продажи жилого дома на протяжении более 11 лет со дня передачи продавцам денег за него, хотя имела к тому реальную возможность, о чем сама же и указала в исковом заявлении.
Кроме того, истица ничего не сообщила об утрате каких-либо правоустанавливающих документов на данный дом или о невозможности их получения или восстановления в установленном законом порядке.
Показания свидетелей Г. и М., допрошенных по инициативе истицы, не опровергают вышеуказанных обстоятельств, установленных судом, а лишь подтверждают тот факт, что вплоть до июля 2015г. Сметанникова И.В. не имела намерения заключить с продавцами соответствующий договор купли-продажи жилого дома, в отношении которого у них имелся правоустанавливающий документ – свидетельство о праве на наследство по завещанию № 496 от 18.06.1998г.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований Сметанниковой И.В. нет.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.12.2015░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░