Решение по делу № 2а-8830/2021 от 18.10.2021

УИД 11RS0001-01-2021-000449-56 Дело № 2а-8830/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием представителя административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Крюковой А.П., представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Жабинец М.В.,

рассмотрев 13 декабря 2021 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Канева Александра Владимировича к Управлению ФСИН России по Республики Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН по Республики Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания не соответствующими ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях,

установил:

Канев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России о признании условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 16.05.2019 по 18.03.2020 и в ФКУ ИК-1 УФСИН России по республике Коми в период с 18.03.2020 по 14.08.2020 не соответствующими ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец ** ** ** был арестован и помещен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, где первые две недели содержался в карантине в камере 66 площадью около 36 кв.м., совместно с ним содержалось 11 человек, в связи с чем на него приходилось 3 кв.м. личного пространства из общей площади камеры, но с учетом предметов мебели и быта, на административного истца приходилось не более 1,5 кв.м. свободного для передвижения пространства пола, в указанной камере находился круглосуточно, выходил на 1 час на прогулку каждый день. Затем перевели в камеру №..., площадью 36 кв.м., где находился до ** ** ** совместно с административным истцом содержалось 8 человек, в связи с чем приходилось на него 4 кв.м., но с учетом предметов мебели и быта, приходилось не более 2 кв.м., где также находился круглосуточно и разрешали выходить на 1 час прогулки ежедневно. ** ** ** перевели в камеру №..., которая аналогична по обустройству камере №..., площадью 36 кв.м., где содержался 8 человек, площадь личного пространства с учетом мебели и предметами быта составляла не более 2 кв.м., находился в камере круглосуточно, имел возможность ежедневной прогулки, продолжительностью 1 час. ** ** ** перевели обратно в камеру №..., где содержался в аналогичных по площади условиях до ** ** **. ** ** ** перевели в камеру №... ориентировочно до ** ** **, а затем перевели в камеру №..., площадью около 20 кв.м., где содержалось 6 человек, с учетом предметов мебели и быта площадь свободного пространства пола на него приходилась не более 1,5 кв.м., содержался до ** ** **. ** ** ** перевели в камеру №..., площадью около 38 кв.м., совместно содержалось 9 человек, с учетом предметов мебели и быта приходилось не более 2 кв.м. личного пространства пола. С ** ** ** по ** ** ** находился в ФКУ СИЗО-3. ** ** ** вновь поступил в СИЗО-1 в камеру №... площадью 36 кв.м., где содержалось 7 человек, и с учетом предметов мебели и быта приходилось не более 2 кв.м. свободного для передвижения пространства пола. ** ** ** административного истца перевели в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, где по прибытию изъяли всю гражданскую одежду, выдали один комплект специального хлопчатобумажного костюма установленного образца (брюки, пиджак, ботинки из кирзовой кои, кепка), данный костюм обязан был носить по 16 часов ежедневно, и не имел права снимать даже при занятии спортом. Поскольку костюм был выдан в одном экземпляре, возможность его снять и постирать отсутствовала, взамен одеть было нечего. Первые две недели в ФКУ ИК-1 содержали в карантинном отделении, в помещении, состоящем из 2 комнат – два спальных помещения, размером примерно 20 кв.м. каждое, где в одном из помещений вместе с административным истцом содержалось 8 человек, и с учетом предметов мебели и быта приходилось на него четь более 1 кв.м. свободного для передвижения пространства пола. Спальные помещения днем запирали на замок, в связи с чем приходилось находиться на улице, на кухне, либо коридоре, скамеек, столов и табуреток на всех не хватало, было много крыс. Из карантинного отделения административного истца перевели в блок №..., где был размещен в одном из трех помещений, площадью 70 кв.м., где содержалось 25 человек, и с учетом предмета мебели и быта на него приходилось менее 1,5 кв.м. свободного для передвижения пространства пола. На всех содержащихся в блоке №... заключенных, которых было не менее 100 человек, приходилось 8 унитазов, 8 раковин, водилось много крыс. Прием пищи осуществлялся в столовой, расположенном в отдельном здании, помещение было грязным, где жило много крыс, пища была плохого качества, низкокалорийной. Дав раза в неделю предоставлялась возможность мыться в душевой, которая представляла собой общую комнату для переодевания и общую душевую комнату, оборудованную 9 лейками. Для помывки предоставлялось 3 часа, чего не было достаточным, кроме того перегородок между леками не было, что исключало возможность уединения. Также указано, что отсутствовала возможность заниматься спортом, несмотря на то, что локальный участок был оборудован турником и брусьями, поскольку администрация требовала надевать специальную форму, в которой было сложно заниматься спортом, особенно в жаркую погоду, а после занятий в связи с отсутствием горячей воды и душевых кабинок не было возможности помыться. Указано, что в ФКУ Ик-1 административному истцу выдавали гигиенические принадлежности зубную пасту один маленький тюбик, массой 50 гр. на 1 месяц, мыло 30 гр. На 1 месяц, 5 бритвенных станков на 1 месяц, туалетную бумагу рулон 25 м., на 1 месяц, но не постоянно за весь период содержания. Указанных средств не хватало на 1 месяц, а лишь на неделю. Поскольку вес посылок ограничен, то и средства гигиены не мог приобретать за счет посылок, в связи с чем нарушалось право на гигиену. Из ФКУ Ик-1 освободился ** ** **. Указанные условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми и в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми административный истец проси признать не соответствующими ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека, и взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях в размере 360 000 рублей. Также просит взыскать в пользу Андреева А.А. судебные расходы в вид уплаты государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков по делу ФКУ ИК-1 УФСИН по Республики Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец Канев А.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представители административных ответчиков Крюкова А.П. и Жабинец М.В. возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы административного дела и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса).

В силу требований, содержащихся в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально- бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 приведенного Постановления Пленума).

Судом установлено, что административный истец содержался в период с ** ** ** по ** ** ** в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ... в камере карантинного отделения №... площадью 32,5 кв.м. с ** ** ** по ** ** **, где содержалось от 8 до 12 чел.; камерах: №... площадью 31,3 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось от 7 до 9 чел.; №... площадью 31,1 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось от 6 до 8 чел.; №... площадью 31,3 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось от 7 до 9 чел.; №... площадью 31,7 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось от 7 до 10 чел.; №... площадью 31,6 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось от 7 до 11 чел.; №... площадью 14.5 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось 3 чел.; №... площадью 39,8 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось 10 чел.; №... площадью 11 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось 2 чел.; №... площадью 14.5 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось от 2 до 4 чел.; карцер №... в период с ** ** ** по ** ** ** площадью 7,1 кв.м., содержался один; №... площадью 14.5 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось от 2 до 4 чел.; №... площадью 31,1 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось от 7 до 11 чел.; №... площадью 31,6 кв.м. в период с ** ** ** по ** ** **, где содержалось 12 чел.

При этом с ** ** ** до ** ** ** административный истец содержался в статусе обвиняемого подозреваемого, а с момента вступления приговора суда в законную силу с ** ** ** по ** ** **, в качестве осужденного

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от ** ** ** № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

С учетом установленных размеров площадей камер, в которых содержался административный истец в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, относительно количества лиц, содержащихся с ним, применительно к норме площади на одного человека, установленного требованиями ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ и ч.1 ст. 99 УИК РФ, суд приходит к выводу о том, что в отношении административного истца имелось нарушение нормы площади, что составило всего около 8 месяцев, что в свою очередь свидетельствует о несоответствии условий содержания административного при содержании в камерах ФКУ СИЗО -1.

Также установлено, что в период с ** ** ** по ** ** ** Канев А.В. содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и по отбытии наказания освобожден.

При этом в период с ** ** ** по ** ** ** административный истец содержался в карантинном отделении, которое располагается на первом этаже здания «Медсанчасти», имеет общую площадь 97,7 кв.м. и состоит из следующих помещений: спальное помещение №... площадью 10,4 кв.м. (9 спальных мест); спальное помещение №... площадью 16,3 кв.м. (8 спальных мест); спальное помещение №... площадью 12,8 кв.м. (9 спальных мест); комната приема пищи площадью 11 кв.м.; комната дневного пребывания и просмотра телепередач площадью (ПВР) 32,7 кв.м.; тамбур перед санитарным узлом площадью 5,8 кв.м.; санитарный узел (туалет) площадью 3,3 кв.м.; душевая площадью 5,4 кв.м.

Также для осужденных карантинного отделения имеется локальный участок (прогулочный двор) 6х7 метров, в котором оборудовано место для курения, доступ в прогулочный двор открыт в течение всего дня с 5.30 до 21.30 часов.

В период содержания административного истца в карантинном отделении, одновременно с ним содержалось ** ** ** – 9 чел., с ** ** ** по ** ** ** – 11 чел.

Таким образом, с учетом площади спальных помещений и комнаты воспитательной работы, относительно количества лиц, содержащихся одновременно с административным истцом в карантинном отделении, норма площади на одного осужденного соответствовала требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ, и составляла более 2 кв.м.

Установлено, что комната приема пищи имеет площадь 11 кв.м. и оборудована раковиной, обеденным столом для приема пищи, 10 табуретами и навесными шкафами для хранения посуды. При наличии в карантинном помещении осужденных, превышающих количество посадочных мест для приема пищи, прием пищи осуществляется поочередно.

Прием пищи осужденными осуществляется согласно распорядку дня. Для этого в карантинное отделение доставляется пища в специальных пищевых баках - термосах, выдаются столовые приборы (ложки, вилки, тарелки). После приема пищи, столовые принадлежности забираются для мытья в специально оборудованное для этих целей помещение, где имеется посудомоечная машина на 2000 приборов. Мыть посуду осужденным самостоятельно не надо.

В санитарном узле душевая предусмотрена на одно место, 1 унитаз и одна ножная ванна, умывальная - на 1 раковину, оборудована подводом горячей и холодной воды. Время посещения душевой, осужденными, помещенными в карантинное отделение, не ограничено, имеется свободный доступ в течение всего дня.

Санитарное состояние в карантинном отделении поддерживается в удовлетворительном состоянии. Ежедневно медицинскими работниками МСЧ-1 проводит обход всех помещений, в том числе карантинного отделения, контролируется санитарное состояние. Ежедневно, дважды в день проводится влажная уборка с применением дезсредств (раствор «Аминоцид»). Работает приточно-вытяжная вентиляция.

Таким образом, условия содержания в карантинном отделении ФКУ ИК-1 в период с ** ** ** по ** ** ** являлись надлежащими.

В период с ** ** ** по ** ** ** административный истец содержался в отряде №..., расположенном на 2 этаже общежития №..., ** ** ** года постройки, общая площадь здания составляет 719,9 кв.м.

Спальные помещения располагались в помещениях №№... общей площадью 218,9 кв.м., ( 50,9 кв.м., 84,5 кв.м., 83,5 кв.м.). Так же, на 2 этаже располагается помещение воспитательной работы площадью 51,8 кв.м., помещение для хранения личных вещей (каптерка) площадью 21,3 кв.м., санитарный узел площадью 16,2 кв.м.

Согласно журналов учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных за период с ** ** ** по ** ** ** в отряде содержалось от 83 до 103 человек.

Таким образом, с учетом площади спальных помещений и комнаты воспитательной работы, относительно количества человек, содержащихся одновременно с административным истцом в отряде №... в период с ** ** ** по ** ** **, норма площади на одного осужденного соответствовала требованиям ч.1 ст. 99 УИК РФ, и составляла более 2 кв.м.

Также установлено, что спальные помещения обеспечены мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода (имущества) в соответствии с приказом Минюста РФ от 27.07.2006 № 512, а именно: металлические кровати в отрядах расположены вдоль стены и установлены в один или два яруса с соблюдением строго равнения. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Кровати устанавливаются так чтобы, между рядами было свободное место для тумбочки, каждый осужденный обеспечен табуретом на одного человека и тумбочкой на двух человек.

Комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи располагаются в помещениях № ..., площадь 22,4 кв.м., оборудованы 5 чайниками, 2 двухкомфорочными, 1 однокомфорочной плиткой, 3 холодильниками, микроволновой печкой имеются 2 стола, табуреты на 12 мест, вдоль стен располагаются подвесные шкафчики для хранения продуктов питания, под шкафчиками стоят столы с рабочими поверхностями с закрытыми полками, в которых также хранятся продукты питания.

Согласно примечаний № 7 к пункту 32 таблицы 14.3 Свода правил 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, которым утвержден «СП (в двух частях)» (далее - Свод правил) санитарные помещения следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных, рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных.

Аналогичная норма содержалась в пункте 34 Таблицы № 13 Приказа МЮ РФ от ** ** ** №...-ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

Санитарный узел общежития №... имеет площадь 16,2 кв.м., оборудован: санитарными узлами в количестве 10 штук, ножная раковина в количестве 1 штуки, 11 раковин для мытья рук.

Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств. Посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии. К каждому общежитию подведено горячее и холодное водоснабжение, умывальники оборудованы смесителями под горячую и холодную воду, все смесители в исправном и работоспособном состоянии. Отключение воды в ночное время администрацией не проводилось.

Таким образом, количество унитазов у умывальников относительно количество человек содержащихся одновременно с административным истцом в отряде №..., соответствовало вышеуказанным требованиям.

Помещение столовой расположено в жилой зоне учреждения на 1 этаже общежития №... и состоит из следующих помещении: обеденный зал, раздевалка, мясной цех, рыбный цех, овощной цех, горячий цех, хлеборезка, крупяной склад, санитарный узел, кабинет заведующего столовой. Площадь обеденного зала столовой составляет 400,00 кв.м., который оборудован 24 обеденными столами, каждый стол оснащен двумя скамейками на 10 посадочных мест каждая, посуда в столовой пластиковая, пища выдается на раздаче в пластиковых подносах согласно норме питания. Общее количество посадочных мест - 240. Помещение столовой (раздевалка) оборудована вешалками на 180 осужденных. Прием пищи осужденными осуществляется в столовой колонии, согласно распорядку дня.

Порядок организации питания определен согласно Приказа № 696 от 02.09.2016 «Об утверждении Порядка организации питания осуждены, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» столовая для питания спецконтингента.

При этом приготовление пищи спецконтингента организовано в соответствии с нормами питания постановления правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Приём пищи производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения. На все продукты, завозимые в столовую, имеются сертификаты соответствия и удостоверения качества. Пища готовится по утвержденным меню-раскладкам отдельно по каждой норме. Обработка продуктов и приготовление пищи производится с соблюдением обязательных правил и санитарных требований.

Качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов ежедневно контролируется оперативным дежурным и медицинским работником, о чем свидетельствуют записи в книгах «Учета контроля за качеством приготовления пищи».

На все продукты, завозимые в столовую, в том числе свежие овощи имеют сертификаты соответствия и удостоверения качества. Свежие овощи для питания спецконтингента поступают в централизованном порядке с базы ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми и закладываются в спец. закрома учреждения ФКУ ИК-1.

С учетом изложенного, доводы административного истца о низком качестве пищи являются не состоятельными.

Помещение банно-прачечного комбината расположено в жилой зоне учреждения и состоит из следующих помещений: раздевалка, площадью 54,7 кв.м., оборудована 23 деревянными лавками с высокими изголовьями, на которых на достаточной высоте располагаются крючки для одежды; моечное отделение, площадью 128,1 кв.м., оснащено 9 (девятью) лейками-смесителями, 4 кранами, и 10 тазами, вдоль стен стоят бетонные скамьи для помывки; парикмахерская; прачечная (по экспликации машинный зал), площадью 47,7 кв.м., оборудована 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции (замачивания); сушилкой, площадью 24, 7 кв.м., санитарным узлом, помещение для ремонта вещевого имущества.

Согласно п. 21 Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных осуществляется поотрядно, согласно утвержденному начальником графику.

Перебои с подачей горячей воды в баню при помывке осужденных отсутствуют. В помещении бани поддерживаются необходимые параметры микроклимата: в раздевальной – +25 градусов Цельсия - + 28 градусов Цельсия, в моечном отделении не ниже +25 градусов Цельсия.

После каждой помывки осужденных производиться дезинфекция моечного отделения и раздевального помещения. Тазы выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами, находятся в удовлетворительном виде, без ржавчин и протечек. При ежедневном обходе БПК проверяется исправность оборудования и санитарное состояние помещений. Следов плесени, грибка, грязи и плиточного налета на стенах и полах не обнаружено.

Согласно пункту 6 Раздела 2 ПВР ИУ во время приема осужденных администрация ИУ проверяет наличие личных дел и устанавливает их принадлежность прибывшим осужденным. После уточнения данных, прибывшие в ИУ осужденные подвергаются личному обыску, а принадлежащие им вещи взвешиваются и досматриваются. Вещи и предметы, продукты питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать в соответствии с перечнем вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение N 1), а также вещи, предметы, продукты питания, превышающие 50 кг, изымаются в порядке, определенном в главе XI Правил. По результатам изъятия составляется соответствующий акт.

Решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника ИУ (дежурным помощником начальника колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения (больницы, тюрьмы, следственного изолятора), а вещи, сдаваемые на склад для хранения, определяются осужденными.

На осужденного заводиться карточка учета личных вещей (далее – карточка учета), соответственно осужденному выдается квитанция на личные вещи осужденного.

Личные вещи, оставляемые осужденному, вносятся под роспись осужденного в опись личных вещей осужденного (приложение N 2), которая в дальнейшем хранится в индивидуальной емкости (контейнере, сумке) с личными вещами осужденного (п. 8 ПВР ИУ).

Согласно пункту 16 раздела 3 ПВР ИУ осужденные обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ.

Согласно пункту 22 Приложения № 1 к ПВР ИУ осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать одежду, головные уборы, обувь и постельное белье (за исключением одного комплекта тапочек, спортивного костюма и спортивной обуви темных расцветок) неустановленных образцов. Однако в Примечаниях к Приложению № 1 указано на то, что спортивные костюмы и спортивная обувь хранятся в помещениях для хранения личных вещей осужденных и выдаются для ношения во время спортивно-массовых мероприятий, за исключением утренней физической зарядки (п.5).

С учетом вышеизложенных требований, изъятие гражданской одежды у административного истца по прибытию в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми является правомерным и не свидетельствует о нарушении прав последнего.

Согласно п. 4 ст. 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из части 2 ст. 99 УИК РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

Приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.

Нормой № 1 Приложения № 1 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216 установлены наименование предметов вещевого довольствия, их количество на одного человека, сроки носки для осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях.

Приложением N 6 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216 определено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды. Переход на ношение летней и зимней формы одежды устанавливается приказами руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы.

Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен Приложением № 3 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216. Согласно данному порядку выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2). При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения (пункт 4). Переходящий запас вещевого довольствия предусматривается в размере до 30 процентов годового расхода (пункт 9).

Согласно норм вещевого довольствия, для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждения, предусмотрено обеспечение: головной убор зимний - 1 шт., головной убор летний - 1 шт., куртка утепленная - 1 шт., костюм - 2 компл., сорочка верхняя - 2 шт., свитер трикотажный - 1 шт., белье нательное - 2 компл., белье нательное теплое - 2 компл., майка - 3 шт., трусы - 2 шт., носки хлопчатобумажные - 4 пары, носки полушерстяные - 2 пары, брюки утепленные - 1 шт., рукавицы утепленные - 1 пара, ботинки комбинированные - 1 пара, сапоги мужские комбинированные зимние - 1 пара, полуботинки летние - 1 пара, тапочки - 1 пара, пантолеты литьевые - 1 пара.

Согласно лицевому счету № ... по обеспечению вещевым имуществом осужденному Каневу А.В. по прибытию ** ** ** в ФКУ ИК-1 было выдано имеющиеся в учреждении положенное вещевое имущество: телогрейка – 1 шт., костюм х/б – 1 компл., белье нательное зимнее – 1 компл., шапка – 1 шт., ботинки – 1 шт., носки х/б – 2 пары, носки п/ш – 1 пара. Матрац- 1 шт., одеяло - 1 шт., подушка - 1 шт., простынь - 2 шт., наволочка - 1 шт., полотенце типа А – 2 шт., полотенце типа Б – 1 шт. ** ** ** свитер – 1 шт. ** ** ** фуражка – 1 шт.

Размер средств гигиены установлен Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», в соответствии с которым норма на одного человека в месяц составляет: туалетное мыло – 50 гр., зубная паста (порошок) – 30 гр., одноразовые бритвы – 6 шт., туалетная бумага – 25 м.

Установлено, что за период содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России административный истец обеспечивался нормой средствами гигиены в апреле, мае, июне, августе 2020 года, в июле 2020 года средства гигиены не выдавались, в связи с отсутствием на складе исправительного учреждения.

При также обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца действиями исправительного учреждения ФКУ ИК-1, что выразилось в не обеспечении истца средствами гигиены и вещевым довольствием в полном объеме, как то предусмотрено требованиями действующего законодательства.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении исправительным учреждением прав административного истца на надлежащее обеспечение вещевым довольствием и средствами гигиены.

Поскольку установленные по делу обстоятельства в силу пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» свидетельствуют о нарушении права административного истца при содержании в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на необходимую норму площади, при содержании в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми на необходимое материально-бытовое обеспечение, гарантированное действующим законодательством, то есть свидетельствуют о нарушении условий содержания административного истца в указанных исправительных учреждениях в заявленные периоды, то суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования Канева А.В., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми и в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 17 000 руб., подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.

В удовлетворении требований к Управлению ФСИН России по Республики Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми следует отказать.

Вопрос о взыскании судебных расходов суд определяет рассмотреть после вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Канева Александра Владимировича к Управлению ФСИН России по Республики Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН по Республики Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми о признании о признании условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** ** и в ФКУ ИК-1 УФСИН России по республике Коми в период с ** ** ** по ** ** ** не соответствующими ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях, удовлетворить частично.

Признать ненадлежащими условия содержания Канева Александра Владимировича в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Канева Александра Владимировича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 17 000 (семнадцать тысяч) рублей.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Канева Александра Владимировича по следующим реквизитам:

...

...

...

...

...

...

ФИО получателя: Канев Александр Владимирович, ** ** ** года рождения.

В удовлетворении требований к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2021 года.

2а-8830/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Канев Александр Владимирович
Ответчики
ФСИН России
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК
ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК
УФСИН России по РК
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми
Другие
Начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми
Андреев Ашот Александрович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.10.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
19.10.2021Передача материалов судье
20.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Рассмотрение дела начато с начала
13.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее