75RS0020-01-2023-000071-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 22 марта 2023 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сенотрусовой Т.Ю.,
при секретаре Басуевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Т.В. к МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», Комитету образования администрации МР «Тунгокоченский район», Министерству образования и науки Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Степанова Т.В. обратилась с указанным иском, мотивируя тем, что работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» учителем. При начислении заработной платы выплаты стимулирующего характера, в частности надбавки за квалификационную категорию и выслугу лет определяются из расчета ставки 18 часов, а не фактической нагрузки, установленной в учебном году. Установленный размер заработной платы нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.
Истец просит суд обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за выслугу лет 15% за период с 01.12.2021 по 01.12.2022, произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за соответствие занимаемой должности 5% за период с 01.12.2021 по 01.12.2022, произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 учебном году, взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за указанный период в сумме 14 552,50 рублей, возложить на Комитет образования администрации МР «Тунгокоченский район» обязанность произвести расчет недоначисленной и невыплаченной суммы за период отпуска в 2021-2022 году, возложить обязанность впредь производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет 15% и за наличие за соответствие занимаемой должности 5% от фактического объема учебной нагрузки до прекращения трудовых отношений, возложить на Комитет образования администрации МР «Тунгокоченский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обязанность профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» в случае их недостаточности у последнего.
В судебное заседание истец Степанова Т.В. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебное заседание администрация МР «Тунгокоченский район», привлеченная к участию в деле определением суда в качестве ответчика, своего представителя не направила, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. От представителя ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором указывает на пропуск истцом срока для обращения в суд за разрешением трудового спора, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ, так как истец обратилась в суд с заявлением в феврале 2023 года, также заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Министерство финансов Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в представленном отзыве просило в удовлетворении иска отказать, указывая, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Министерство образования и науки Забайкальского края своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще и своевременно, о причинах не явки суд не уведомил. От представителя ответчика поступило возражение, согласно которому исковые требования считает не обоснованными в полном объеме, просит в удовлетворении требований истца отказать, так как истцом в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ прощен срок на обращение в суд за период с 01.12.2021 по 26.02.2022. Кроме того, Министерство образования и науки Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет финансирование и начисление заработной платы учителям школ. Представитель ответчика также заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Комитет образования администрации МР «Тунгокоченский район» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще и своевременно, о причинах не явки суд не уведомил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Статьей 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
На основании ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда, доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В силу ч.1 ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол №11, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.
Названные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:
для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец Степанова Т.В. работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» учителем (л.д. 53-55, 56-62).
Согласно заключенному с истцом трудовому договору от 01.09.2020 истец принята на должность учителя физической культуры. Работнику устанавливается учебная нагрузка - 24 часа. Работнику устанавливается должностной оклад - 9471,25 рублей в месяц, за стаж - 10 %, за категорию 5 %, работу с детьми ОВЗ 10%, северная надбавка и районный коэффициент по 50 % (л.д. 56-62).
Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору от 01.09.2021, работнику установлен должностной оклад 7497 рублей в месяц (за 18 часов), выплаты компенсационного характера: за работу в сельской местности 25% - 1874,25 рублей, за издательскую литературу - 100 рублей, нагрузка - 24 часов (при норме 18 часов), выплаты стимулирующего характера: за заведование спортивным залом 10 % в сумме 947,13 рублей, за соответствие занимаемой должности 5 % в сумме 473,56 рублей, за обучение учащихся с ОВЗ 5 % в сумме 631,42 рублей, за стаж работу в ОУ 15 % в сумме 1420,69 рублей, за внеклассную работу 10 % в сумме 1262,83 рублей, северная надбавка и районный коэффициент по 50 % 17 363,96 рублей (л.д.63-65).
Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору от 01.09.2022, работнику установлен должностной оклад 7497 рублей в месяц, выплаты компенсационного характера: за работу в сельской местности 25% - 1874,25 рублей, за издательскую литературу - 100 рублей, нагрузка - 23,5 часов (при норме 18 часов), выплаты стимулирующего характера: за заведование спортивным залом 10 % в сумме 947,13 рублей, за соответствие занимаемой должности 5 % в сумме 473,56 рублей, за обучение учащихся с ОВЗ 10 % в сумме 1236,52 рублей, за стаж работу в ОУ 15 % в сумме 1420,69 рублей, за внеклассную работу 10 % в сумме 1236,52 рублей, северная надбавка и районный коэффициент по 50 % 17 679,66 рублей (л.д.66-68).
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», заработная плата работников организации за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает в себя базовые оклады, базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (п. 2.1.1 Положения).
Согласно п.2.3.1 Положения, стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, о также поощрения за выполненную работу. Работникам организации установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе выплата за выслугу лет, выплата за специфику работы, за интенсивность (п. 2.3.3 Положения).
Согласно п. 3.5.2.1 Положения, ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу установлена в следующих размерах: при стаже работе от 1 до 5 лет - 5%, от 5 до 10 лет - 10%, от 10 до 15 лет - 15%, от 15 лет и более - 25%.
Согласно изменениям, вводимых с 01.09.2017 в Положение, за соответствие занимаемой должности установлена выплата 5 %, первой квалификационной категории 10 %, второй квалификационной категории 15 % (л.д.90, 94).
Как видно из тарификации на 2021-2022 учебные годы истцу установлена учебная нагрузка, которая на 2021 г. тарифицирована в объеме 24 часов, на 2022 г. в объеме 23,5 часов, с выплатой должностного оклада в размере 9.471 рублей с начислением на указанную сумму доплат и стимулирующих выплат, среди которых надбавка за выслугу лет 15% и за категорию 5%.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет и квалификационную категорию начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
По существу порядок начисления надбавок за квалификационную категорию и выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет и квалификационную категорию, начисленных на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика - Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» было заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в соответствии со ст. 392 ТК РФ. Также представителем ответчика - Министерства образования и науки Забайкальского края было заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора за период с 01.12.2021 по 26.02.2022.
В соответствии со ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
В соответствии с п.3 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 г. №15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно расчетных листков за декабрь 2021 и январь 2022 выплата заработной платы истцу Степановой Т.В. за декабрь 2021 была произведена в следующем порядке: аванс 24.12.2021, окончательный расчет произведен 13.01.2022. Заработная плата за период с 01.01.2022 по 31.01.2022 начислена и выплачена истцу согласно расчетному листку 21.01.2022 (аванс), окончательный расчет произведен 07.02.2022. Таким образом, о полном размере начисленной и выплаченной заработной плате истцу стало известно в день окончательного расчета за декабрь 2021 - 13.01.2022, за январь 2022 - 07.02.2022.
Учитывая, что истец ежемесячно получал заработную плату, при выплате заработной платы ему выдавались расчетные листы с указанием размера ежемесячных начислений, поэтому о том, что истцу не были начислены стимулирующие выплаты на фактическую нагрузку, было известно ежемесячно при получении заработной платы.
Поскольку Степанова Т.В. обратилась в суд с вышеназванным иском 27.02.2023 (согласно штампа входящей корреспонденции), то срок исковой давности по требованиям о взыскании недоначисленных и невыплаченных стимулирующих выплат за период с 01.12.2021 по 31.01.2022, истек.
Судом не установлено обстоятельств, совокупность которых объективно не позволила, либо препятствовала истцу обратиться в суд в пределах установленных законом сроков, то есть уважительных причин пропуска срока обращения в суд, поэтому исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной надбавки за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с 01.12.2021 по 31.01.2022 не подлежат удовлетворению.
Согласно представленному истцом расчету, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с 01.02.2022 по 30.11.2022 составил 11 100,64 рублей (л.д.8-11).
Суд, проверив представленный расчет недоначисленной заработной платы признает его не правильным, не подтвержденным материалами дела и при самостоятельном расчете определяет следующий размер недоначисленной заработной платы по надбавке за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с 01.02.2022 по 30.11.2022, подлежащей взысканию с ответчика:
За февраль 2022 года:
12 433,71 (оклад за фактическую нагрузку, с учетом больничных) х 15 % (надбавка за выслугу лет) = 1865,05 (должно быть начислено);
1865,05 - 1 341,76 (фактически начислено) = 523,29 рублей.
12 433,71 (оклад за фактическую нагрузку, с учетом больничных) х 5 % (за соответствие занимаемой должности) = 621,68 (должно быть начислено);
621,68 - 447,25 (фактически начислено) = 174,43 рублей.
Всего за февраль 2022: 697,72 рубля (523,29 + 174,43) + 50 % районный коэффициент + 50 % северная надбавка = 1 395,44 рублей.
За март 2022 года:
13 154,51 (оклад за фактическую нагрузку) х 15 % (надбавка за выслугу лет) = 1 973,17 (должно быть начислено);
1 973,17 - 1 420,69 (фактически начислено) = 552,48 рублей.
13 154,51 (оклад за фактическую нагрузку) х 5 % (за соответствие занимаемой должности) = 657,72 (должно быть начислено);
657,72 - 473,56 (фактически начислено) = 184,16 рублей.
Всего за март 2022: 736,64 рубля (552,48 + 184,16) + 50 % районный коэффициент + 50 % северная надбавка = 1 473,28 рублей.
За апрель 2022 года:
13 154,51 (оклад за фактическую нагрузку) х 15 % (надбавка за выслугу лет) = 1 973,17 (должно быть начислено);
1 973,17 - 1 420,69 (фактически начислено) = 552,48 рублей.
13 154,51 (оклад за фактическую нагрузку) х 5 % (за соответствие занимаемой должности) = 657,72 (должно быть начислено);
657,72 - 473,56 (фактически начислено) = 184,16 рублей.
Всего за апрель 2022: 736,64 рубля (552,48 + 184,16) + 50 % районный коэффициент + 50 % северная надбавка = 1 473,28 рублей.
За май 2022 года:
13 154,51 (оклад за фактическую нагрузку) х 15 % (надбавка за выслугу лет) = 1 973,17 (должно быть начислено);
1 973,17 - 1 420,69 (фактически начислено) = 552,48 рублей.
13 154,51 (оклад за фактическую нагрузку) х 5 % (за соответствие занимаемой должности) = 657,72 (должно быть начислено);
657,72 - 473,56 (фактически начислено) = 184,16 рублей.
Всего за май 2022: 736,64 рубля (552,48 + 184,16) + 50 % районный коэффициент + 50 % северная надбавка = 1 473,28 рублей.
За июнь 2022 года (14 рабочих дней):
8 769,68 (оклад за фактическую нагрузку) х 15 % (надбавка за выслугу лет) = 1 315,45 (должно быть начислено);
1 315,45 - 947,13 (фактически начислено) = 368,32 рублей.
8 769,68 (оклад за фактическую нагрузку) х 5 % (за соответствие занимаемой должности) = 438,48 (должно быть начислено);
438,48 - 315,71 (фактически начислено) = 122,77 рублей.
Всего за июнь 2022: 491,09 рубля (368,32 + 122,77) + 50 % районный коэффициент + 50 % северная надбавка = 982,18 рублей.
За сентябрь 2022 года:
12 365,24 (оклад за фактическую нагрузку) х 15 % (надбавка за выслугу лет) = 1 854,78 (должно быть начислено);
1 854,78 - 1 420,69 (фактически начислено) = 434,09 рублей.
12 365,24 (оклад за фактическую нагрузку) х 5 % (за соответствие занимаемой должности) = 618,26 (должно быть начислено);
618,26 - 473,56 (фактически начислено) = 144,70 рублей.
Всего за сентябрь 2022: 578,79 рубля (434,09 + 144,70) + 50 % районный коэффициент + 50 % северная надбавка = 1 157,58 рублей.
За октябрь 2022 года:
12 365,24 (оклад за фактическую нагрузку) х 15 % (надбавка за выслугу лет) = 1 854,78 (должно быть начислено);
1 854,78 - 1 420,69 (фактически начислено) = 434,09 рублей.
12 365,24 (оклад за фактическую нагрузку) х 5 % (за соответствие занимаемой должности) = 618,26 (должно быть начислено);
618,26 - 473,56 (фактически начислено) = 144,70 рублей.
Всего за октябрь 2022: 578,79 рубля (434,09 + 144,70) + 50 % районный коэффициент + 50 % северная надбавка = 1 157,58 рублей.
За ноябрь 2022 года:
12 365,24 (оклад за фактическую нагрузку) х 15 % (надбавка за выслугу лет) = 1 854,78 (должно быть начислено);
1 854,78 - 1 420,69 (фактически начислено) = 434,09 рублей.
12 365,24 (оклад за фактическую нагрузку) х 5 % (за соответствие занимаемой должности) = 618,26 (должно быть начислено);
618,26 - 473,56 (фактически начислено) = 144,70 рублей.
Всего за ноябрь 2022: 578,79 рубля (434,09 + 144,70) + 50 % районный коэффициент + 50 % северная надбавка = 1 157,58 рублей.
Общая сумма недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы по надбавке за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с 01.02.2022 по 30.11.2022 составила 10 270,20 рублей.
Поскольку установлено, что начисление заработной платы Степановой Т.В. производилось в меньшем размере, соответственно, размер оплаты за период отпуска в 2021-2022 г. подлежит перерасчету.
Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что не соответствует нормам законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки.
Требования истца о возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за выслугу лет 15% и надбавке за соответствие занимаемой должности 5% за период с 01.02.2022 по 30.11.2022 суд находит излишне заявленными и не подлежащими удовлетворению, с учетом того, что требования истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности, начисленных на фактический объем учебной нагрузки за названный период подлежат удовлетворению.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11. ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно положениям ст.99 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
В объем финансового обеспечения реализации образовательной программы включаются затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников, осуществляется за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Согласно п.12.3.2. Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 №192 Министерство образования и науки Забайкальского края обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края.
Изложенное свидетельствует о том, что Министерство образования и науки Забайкальского края обязано предоставлять в местный бюджет субвенции, предусмотренные в бюджете Забайкальского края, на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, на обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в соответствии с определенными Законами Забайкальского края нормативами.
Поступившие из бюджета субъекта Российской Федерации в местный бюджет субвенции распределяются между муниципальными общеобразовательными организациями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актов органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования. Доля финансовых средств субвенции, направляемых на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что для исполнения решения суда необходимо на Министерство образования и науки Забайкальского края возложить обязанность по выделению из бюджета Забайкальского края денежных средств в виде субвенций в бюджет муниципального района «Тунгокоченский район», а на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность по финансированию МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» для выплаты невыплаченной истцу заработной платы, в случае их недостаточности у образовательного учреждения.
На основании вышеприведенной позиции, исковые требования к Министерству финансов Забайкальского края и Комитету образования администрации МР «Тунгокоченский район» о возложении обязанности по финансированию образовательного учреждения денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 410,80 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» (ОГРН 1027500783232) в пользу Степановой Т.В. (<данные изъяты>) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с 01 февраля 2022 г. по 30 ноября 2022 г. в сумме 10 270 (десять тысяч двести семьдесят) рублей 20 копеек.
Обязать «Вершино-Дарасунская НОШ» (ОГРН 1027500783232) и Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН 1027500783683) произвести Степановой Т.В. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.
Обязать «Вершино-Дарасунская НОШ» (ОГРН 1027500783232) в дальнейшем производить Степановой Т.В. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 декабря 2022 г.
Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН 1027500784134) профинансировать «Вершино-Дарасунская НОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Степановой Т.В., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края (ОГРН1087536008306) профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты ответчиком «Вершино-Дарасунская НОШ» истцу Степановой Т.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 10 270 (десять тысяч двести семьдесят) рублей 20 копеек, в случае их недостаточности у ответчика «Вершино-Дарасунская НОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с «Вершино-Дарасунская НОШ» (ОГРН 1027500783232) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 410,80 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Т.Ю. Сенотрусова