Решение по делу № 2-730/2021 от 02.04.2021

                     ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2021 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Юдакова С.А.,

при участии помощника судьи Маслянниковой С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда Тульской области гражданское дело №2-730/21 (УИД 71RS0015-01-2021-001393-26) по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Ларину Игорю Вячеславовичу, Лобачевой Елене Васильевне, Лобачеву Андрею Вячеславовичу о признании недействительными результатов межевания земельных участков,

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Ларину И.В., Лобачевой Е.В., Лобачеву А.В. в котором с учетом уточнения заявленных исковых требований просило признать недействительными результаты кадастровых работ (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный кадастровым инженером Моховым Е.Ю.) по исправлению реестровой ошибки: земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 900 кв.м., земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 900 кв.м. Истребовать из чужого незаконного владения Ларина И.В. земельный участок, площадью 300 кв.м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером , истребовать из чужого незаконного владения Лобачева А.В., земельный участок, площадью 300 кв.м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером . Исключить кадастровые сведения из Единого государственного реестра недвижимости, в том числе о площади и координатах границ: земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером Прекратить право собственности Ларина И.В. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 900 кв.м., восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах и кадастровые сведения о площади и координатах границ земельного участка (существовавшие до исправления реестровой ошибки на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером Моховым Е.Ю.) в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Прекратить право собственности Лобачева А.В. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 900 кв.м., восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах и кадастровые сведения о площади и координатах границ земельного участка (существовавшие до исправления реестровой ошибки на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером Моховым Е.Ю.) в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области указало, что Ленков И.И. и Ларин И.В. в лице Коняева Н.О. обращались в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по вопросу перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами и площадью 600 кв.м каждый, расположенных по адресу: <адрес> (заявления от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ ).

По результатам рассмотрения данных заявлений, Министерством приняты решения об отказе в перераспределении по причине того, что из испрашиваемой территории возможно сформировать самостоятельный земельный участок.

Между тем, после принятия решения об отказе в перераспределении, было установлено, что земельные участки с К и были поставлены на государственный кадастровый учет в новых границах с увеличенной площадью до 900 кв.м каждый путем исправления реестровой ошибки.

Министерством были сделаны запросы в Управление Росреестра по Тульской области о предоставлении межевых планов и документов на основании которых был произведен государственный кадастровый учет данных земельных участков.

Межевой план по исправлению реестровой ошибки земельных участков с кадастровыми номерами был подготовлен ДД.ММ.ГГГГ в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Мохововым Е.Ю.

По мнению Министерства, увеличение площади земельных участков с К и до 900 кв.м каждый путем исправления реестровой ошибки произведено с нарушением требований ст. 61 Закона № 218-ФЗ и положений действующего законодательства, предусматривающий платность использования земли и регламентированную процедуру предоставления земельного участка из государственной собственности.

Таким образом, исправление реестровой ошибки путем увеличения площади земельных участков с кадастровыми номерами с 600 кв.м до 900 кв.м. осуществлено незаконно, поскольку в результате данных действий земля, государственная собственность на которые не разграничена, необосновано включена в площади земельных участков с кадастровыми номерами , что нарушает законные интересы Министерства, так как Ленков И.И. и Ларин И.В. распорядились данной землей помимо воли Министерства, которое в силу положения п. 1 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 № 452, является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим, распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена на территории МО г. Тула.

Определением суда от 31.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены кадастровые инженеры Моховов Е.Ю., Коняев Н.О., ПАО «Сбербанк России».

Определением суда от 07.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Тулы.

Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчики Ларин И.В., Лобачева Е.В., Лобачев А.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.

Третьи лица кадастровые инженеры Моховов Е.Ю., Коняев Н.О., ПАО «Сбербанк России», администрация г. Тулы, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В целях своевременного рассмотрения дела, недопущении волокиты при рассмотрении дела, соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, необходимости соблюдения прав других участников процесса, запрета в злоупотреблении предоставленными правами, суд, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Как усматривается из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ. Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ.

В силу пункта 36 Постановления Пленума 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу положений п.2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п.2 ст. 10, п.2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Статьей 10.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно которому Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1, п.2 ст.5).

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области в связи с реорганизацией Министерства экономического развития Тульской области путем выделения из него Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 23.09.2016 года №120 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области».

В соответствии с п.1, п.5 подп.49 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 года №452 Министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.

В соответствии с ч.1 ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Таким образом, наличие права у истца на распоряжение спорным земельным участком, несмотря на отсутствие регистрации этого права, установлено законом.

Как усматривается из материалов дела Ленков И.И. и Ларин И.В. в лице Коняева Н.О. обратились в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по вопросу перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами площадью 600 кв.м каждый, расположенных по адресу: <адрес> (заявления от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ ).

По результатам рассмотрения данных заявлений, Министерством приняты решения об отказе в перераспределении по причине того, что из испрашиваемой территории возможно сформировать самостоятельный земельный участок.

После принятия решения об отказе в перераспределении, было установлено, что земельные участки с К и были поставлены на государственный кадастровый учет в новых границах с увеличенной площадью до 900 кв.м каждый путем исправления реестровой ошибки.

Министерством были сделаны запросы в Управление Росреестра по Тульской области о предоставлении межевых планов и документов на основании которых был произведен государственный кадастровый учет данных земельных участков.

Межевой план по исправлению реестровой ошибки земельных участков с кадастровыми номерами был подготовлен ДД.ММ.ГГГГ в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Мохововым Е.Ю.

С ДД.ММ.ГГГГ собственниками земельного участка с кадастровым номером являются Лобачев А.В. и Лобачева Е.В.

В соответствии с положением ч. 5, 6 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон 218-ФЗ) реестровой ошибкой является воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом 218-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления (государственный учет в связи с реестровой ошибкой), за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом 218-ФЗ.

Указанное исключение предусмотрено, в том числе ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ, согласно которой воспроизведенная в ЕГРН ошибка, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

В соответствии с пунктом 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ одним из документов, необходимым для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, является межевой план.

Воспроизведенная в ЕГРН ошибка может содержаться в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, или в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом № 218.

Таким образом, реестровая ошибка в площади и описании местоположения границ (конфигурации) земельного участка может возникнуть: вследствие ошибки, допущенной в документе-основании формирования земельного участка; ошибки, возникшей при осуществлении кадастровых работ в определении характерных точек границ земельного участка.

В случае, если исправляется реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о площади и (или) описании местоположения границ земельных участков (конфигурации), перенесенных из документов, явившихся основанием подготовки межевого плана, необходимо учитывать, что в орган регистрации прав в таком случае должны быть представлены исправленные документы (содержащие верные значения характеристик), послужившие основанием формирования таких участков и постановки их на учет. При этом соответствующее обоснование должно быть приведено в разделе «Заключение кадастрового инженера».

Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письмах от 17.10.2011 № 22781-ИМ/Д23, 14.12.2012 № 27701-ПК/Д23, «конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах. Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков».

Отсутствие в составе межевого плана документов, подтверждающих ранее допущенную ошибку при формировании участка, является основанием для принятия отрицательного решения.

В случае, если ошибка в площади и (или) описании местоположения границ (конфигурации) возникла в связи с неверным определением координат характерных точек границ земельного участка по результатам осуществления кадастровых работ, то исправить реестровую ошибку будет возможным при обосновании в разделе заключения кадастрового инженера о ранее допущенной ошибки и указании о соответствии конфигурации земельного участка, полученной после исправления реестровой ошибки конфигурации, содержащейся в схеме расположения земельного участка либо ином документе о формировании. В связи с чем, в заключении кадастрового инженера должна быть отражена информация о том, что участок после исправления соответствует документу о формировании с указанием его реквизитов (наименование, номер и дата издания).

Таким образом, если реестровая ошибка допущена в документе, на основании которого был подготовлен межевой план для постановки на кадастровый учет исходного земельного участка, то в состав приложения межевого плана на образуемый земельный участок должен быть включен документ, подготовленный тем же органом и содержащий информацию о ранее допущенной ошибки при образовании исходного участка; если реестровая ошибка допущена непосредственно в межевом плане, подготовленном для постановки на кадастровый учет исходного земельного участка, то в состав межевого плана на образованный земельный участок должны быть включены документы, подтверждающие ранее допущенную реестровую ошибку при подготовке межевого плана. Кроме того, в разделе «Заключение кадастрового инженера» подготовленных межевых планов должно быть приведено соответствующее обоснование.

Однако в указанных выше межевых планах по исправлению реестровой ошибки указанных земельных участков обозначенного обоснования не приведено, соответствующих документов не приложено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что увеличение площади земельных участков с К и до 900 кв.м каждый путем исправления реестровой ошибки произведено с нарушением требований ст. 61 Закона № 218-ФЗ и положений действующего законодательства, предусматривающий платность использования земли и регламентированную процедуру предоставления земельного участка из государственной собственности.

Таким образом, исправление реестровой ошибки путем увеличения площади земельных участков с кадастровыми номерами с 600 кв.м до 900 кв.м. осуществлено незаконно, поскольку в результате данных действий земля, государственная собственность на которые не разграничена, необоснованно включена в площади земельных участков с кадастровыми номерами , что нарушает законные интересы Министерства, так как ответчики распорядились данной землей помимо воли Министерства, которое в силу положения п. 1 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 № 452, является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим, распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена на территории МО г. Тула.

Министерством направлен запрос в Управление Росреестра по Тульской области о законности проведенного межевания и внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Письмом Управление Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Министерству сообщено, что при проведении правовой экспертизы межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор должен был принять решение о приостановлении, руководствуясь п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации).

На основании установленных обстоятельств и исследованных доказательств, оценив их в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199,233 ГПК РФ, суд

                    решил:

исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.

Признать недействительными результаты кадастровых работ (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный кадастровым инженером Моховым Е.Ю.) по исправлению реестровой ошибки: земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 900 кв.м., земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> площадью 900 кв.м.

Истребовать из чужого незаконного владения Ларина Игоря Вячеславовича земельный участок, площадью 300 кв.м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Истребовать из чужого незаконного владения Лобачева Андрея Вячеславовича и Лобачевой Елены Васильевны земельный участок, площадью 300 кв.м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Исключить кадастровые сведения из Единого государственного реестра недвижимости, в том числе о площади и координатах границ: земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером .

Прекратить право собственности Ларина Игоря Вячеславовича на земельный участок с кадастровым номером 71:14:021005:326, площадью 900 кв.м.

Всстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах и кадастровые сведения о площади и координатах границ земельного участка (существовавшие до исправления реестровой ошибки на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером Моховым Е.Ю.) в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Прекратить право собственности Лобачева Андрея Вячеславовича и Лобачевой Елены Васильевны на земельный участок с кадастровым номером , площадью 900 кв.м., восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах и кадастровые сведения о площади и координатах границ земельного участка (существовавшие до исправления реестровой ошибки на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером Моховым Е.Ю.) в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Ответчики вправе подать в Ленинский районный суд Тульской области заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2021.

Председательствующий

2-730/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Лобачева Елена Васильевна
Ленков Игорь Иванович
Лобачев Андрей Вячеславович
Ларин Игорь Вячеславович
Другие
ПАО Сбербанк
Коняев Никита Олегович
кадастровый инженер Моховов Евгений Юрьевич
Корчикова Алена Владимировна
ФГБУ " ФКП Росреестра" по Тульской области
Управление Росреестра по Тульской области
Суд
Ленинский районный суд Тульской области
Судья
Юдаков С.А
Дело на сайте суда
leninsky.tula.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2021Подготовка дела (собеседование)
19.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
04.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее