УИД 62RS0001-01-2023-000597-18
дело № 2-273/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года г.Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи С.А.Носовой,
при помощнике судьи Шакуровой Е.А.,
с участием истца Савченко Г.В.,
представителя ответчика Суслиной О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Савченко Геннадия Владимировича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о перерасчете страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Савченко Г.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о перерасчете страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что с 14.02.2019 г. Савченко Г.В. была установлена пенсия по инвалидности, в связи с актом освидетельствования гражданина, признанного инвалидом. В это время Савченко Г.В. числился сотрудником ООО «<данные изъяты>», с 17.06.2020 г. числился директором ООО «<данные изъяты>».
С 01.01.2021 г. ООО «<данные изъяты>» деятельность не велась, заработанная плата не начислялась и не выплачивалась, страховые взносы в пенсионный фонд не отчислялись, сдавались «нулевые» отчеты.
ООО «<данные изъяты>» с момента регистрации не вело хозяйственную деятельность, в налоговую инспекцию сдавались «нулевые» отчеты, заработная плата не начислялась и не выплачивалась, страховые взносы в пенсионный фонд не отчислялись.
По смыслу положений ст.26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ пенсионеру, не получающему заработную плату, и за которого не отчисляются страховые взносы в пенсионный фонд, должна быть проиндексирована пенсия.
Согласно позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенной в письме №21-1/ООГ-3848 от 26.04.2021 г., в соответствии с действующим законодательством, если самозанятый пенсионер не платит страховых взносов, он не считается работающим для целей расчета пенсии в ПФР. Все доплаты, индексации и перерасчеты положены такому пенсионеру как неработающему.
В августе 2022 года Савченко Г.В. обращался в ПФР с заявлением о перерасчете пенсии. Однако, в нарушение положений п.7 ст.21, п.4 ст.26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» его заявление было оставлено без рассмотрения в связи с непредставлением документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, в установленный срок.
В соответствии с п.7 ст.21 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Предоставить документы Савченко Г.В. не смог, потому что Пенсионный фонд России не указал, какие именно документы необходимо предоставить.
В ООО «<данные изъяты>» Савченко Г.В. перестал числиться директором с 29.07.2022 г.
Савченко Г.В. обращался в Межрайонную ИНФС России № по Рязанской области для предоставления сведения о деятельности ООО «<данные изъяты>», ответом от 29.08.2022 г. ему было сообщено, что все сведения в адрес Пенсионного фонда РФ передаются своевременно и Пенсионным фондом РФ получены.
Считает, что за период с 01.01.2021 г. по настоящее время Пенсионный фонд России обязан пересчитать пенсию с учетом инфляции, потому что заработанную плату Савченко Г.В. не получал и страховые взносы за него в Пенсионный фонд России не платились.
30.11.2023 г. ООО «<данные изъяты>» обратилось в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области с заявлением о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (форма СЗВ-КОРР), целью обращения была корректировка сведений о трудовом стаже Савченко Г.В. за 2021 год. Однако, должностное лицо ответчика не приняло данную корректировку в связи с тем, что у Савченко Г.В. в 2021 году трудовой стаж не засчитывался.
В тот же момент в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области ООО «<данные изъяты>» были поданы «Сведения о застрахованных лицах» - отменяющая форма (форма СЗВ-М) в отношении Савченко Г.В. за период начиная с января 2021 года по сентябрь 2022 года, однако должностным лицом ответчика данные формы приняты не были, за исключением форм за периоды август и сентябрь 2022 года.
С учетом уточнений просит обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области (ОСФР по Рязанской области) произвести перерасчет пенсии Савченко Г.В. с 01.01.2021 г. по 29.07.2022 г.
Определением суда от 20.06.2024 г. производство по делу по иску Савченко Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о перерасчете страховой пенсии по старости прекращено в части требований о возложении на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области обязанности проиндексировать пенсию Савченко Г.В. с 01.01.2021 г. по настоящее время.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению. С 14.02.2019 г. Савченко Г.В. является получателем страховой пенсии по инвалидности. С 11.11.2022 г. в без заявительном порядке истцу была назначена страховая пенсия по старости. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Савченко Г.В. был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 29.04.1999 г. В сведениях, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, в отношении Савченко Г.В., в п.2.7 имеются сведения о работе застрахованного лица за период с января 2021 года по сентябрь 2022 года в ООО «<данные изъяты>». ООО «<данные изъяты>» ежемесячно представляло отчетность по форме СЗВ-М, указывая Савченко Г.В. как работающего в данной организации. Доводы истца об отсутствии начислений заработной платы и страховых взносов ООО «<данные изъяты>» и отсутствии экономической деятельности в период с 01.01.2021 г. по 29.07.2022 г. не могут быть приняты во внимание, так как закон не связывает эти основания с правом на индексацию страховой пенсии. Также указал, что Савченко Г.В. произведена корректировка размера страховой пенсии по инвалидности за счет уплаченных страховых взносов, учитываемых в ИПК, 01.08.2020 г., 01.08.2021 г. в беззаявительном порядке. 01.08.2022 г., 01.08.2023 г. перерасчет страховой пенсии истцу не производился ввиду отсутствия уплаченных страховых взносов за 2021 год и 2022 год соответственно. Считает действия ОСФР по Рязанской области правомерными.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
На основании п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений о лице, признанном инвалидом, содержащихся в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Размер страховой пенсии по инвалидности определяется в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц (ч. 1).
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.3).
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (ч.6).
Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации (ч. 7).
Правительство Российской Федерации вправе принимать решение об индексации (о дополнительном увеличении) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствующем финансовом году. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации (ч. 8).
Согласно ч.1, п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится, в том числе, в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
На основании ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 3 указанной статьи пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 2, 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Савченко Г.В. застрахован в системе обязательного пенсионного страхования 29.04.1999 г.
С 14.02.2019 г. Савченко Г.В. являлся получателем страховой пенсии по инвалидности.
С 11.11.2022 г. ему в беззаявительном порядке назначена страхования пенсия по старости.
Также судом установлено, что в сведениях, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Савченко Г.В. в разделе 2.7 «Сведения о факте работы застрахованного лица» имеются сведения о его работе в ООО «<данные изъяты>», в том числе в период с января 2021 года по июль 2022 года.
Данные сведения представлены работодателем ООО «<данные изъяты>» по форме СЗВ-М.
Установлено, что в спорный период с 01.01.2021 г. по 29.07.2022 г.Савченко Г.В. занимал должность директора ООО «<данные изъяты>», что подтверждается выпиской из ЕГРН в отношении данной организации, имеющейся в материалах дела и не оспаривается сторонами.
При указанных обстоятельствах Савченко Г.В. в спорный период относился к категории пенсионеров, осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Неосуществление организацией деятельности, неначисление и невыплата Савченко Г.В. заработной платы, неуплата в отношении него взносов на обязательное пенсионное страхование в спорный период не являются основаниями для отнесения Савченко Г.В. к категории пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность.
В соответствии с действующим законодательством достаточным основанием для отнесения пенсионеров к категории, осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, является предоставлением работодателем в сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования информации о его трудоустройстве в организации, независимо от получения им заработной платы и отчисления взносов на обязательное пенсионное страхование.
Также суд не находит оснований для перерасчета назначенной истцу страховой пенсии по инвалидности на основании п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" поскольку за 2021 и 2022 год работодателем ООО «<данные изъяты>» не производилось начисление и уплата взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении Савченко В.Г., в связи с чем увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не произошло.
Факт корректировки размера страховой пенсии по инвалидности за счет уплаченных страховых взносов, учитываемых в ИПК, 01.08.2020 г. и 01.08.2021 г. пенсионным органом произведен, что истцом не оспаривается.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
При вынесении решения суд учитывает, что Савченко В.Г. с целью защиты своих интересов был не лишен возможности прекратить трудовую деятельность в ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>»; как директор указанных организаций нес ответственность за предоставление в отношении работников организаций, в том числе и себя, сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в пенсионный орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Савченко Геннадия Владимировича, паспорт №, к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области, ИНН 6228008939, об обязании произвести перерасчет пенсии Савченко Геннадия Владимировича с 01 января 2021 года по 29 июля 2022 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (27.06.2024 г.).
Мотивированное решение составлено 19 июля 2024 года.
Судья: Носова С.А.