Дело № 2а-2599/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
23 августа 2021 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Григорьевой У.С.,
при секретаре судебного заседания Луциве И.Н.,
административного истца Сысуева В.П.,
представителя заинтересованного лица Политическая партия "Справедливая Россия – патриоты – за правду" Дубовик Е.Г.,
старшего помощника прокурора Нахимовского района г. Севастополя Макарова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сысуева ФИО11 к Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района г. Севастополя, заинтересованные лица: Севастопольская городская избирательная комиссия, Политическая партия "Справедливая Россия – патриоты – за правду" об отмене решения территориальной избирательной комиссии,
установил:
Сысуев В.П. обратился с иском к территориальной избирательной комиссии Нахимовского района г. Севастополя о признании незаконным решения от ФИО11 №76/657-2 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Сысуева ФИО11 по пятимандатному избирательному округу №1» на выборах депутатов Совета ФИО11 округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии «ФИО11» в городе ФИО11. Требования мотивированы тем, что территориальная избирательная комиссия ФИО11 района города ФИО11 (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 ФИО11 округ) при принятии решения об отказе в регистрации кандидата не применила положения законодательства, предусматривающего возможность кандидата, выдвинутого избирательным объединением, не представлять копию документа о регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, в случае представления указанного документа другим кандидатом, выдвинутым этим же избирательным объединением и представившим указанный документ в избирательную комиссию первым (часть 5 статьи 40 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя № 20-ЗС). Указанное нарушение повлекло нарушение избирательных прав истца, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Административный истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель заинтересованного лица просил удовлетворить исковые требования, дополнительно пояснил, что копия свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения с иным названием, была представлена кандидатом не умышленно.
Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ввиду того, что кандидатом не предоставлены документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении (в данном случае в соответствии с часть 4 статьи 37 Закона города № 20-ЗС до 22.07.2021 года) и для регистрации кандидата.
Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии ФИО11 района г. ФИО11, а также заинтересованного лица Севастопольская городская избирательная комиссия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причин не явки суду не сообщили, представили письменные возражения.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Статьями 130, 131 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в муниципальных образованиях.
В целях формирования органа местного самоуправления проводятся выборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан быть избранными в органы местного самоуправления является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Определяя основные гарантии избирательных прав, Федеральный закон № 67-ФЗ устанавливает также порядок выдвижения и регистрации кандидатов, действия участников избирательного процесса в период избирательной кампании.
В соответствии с подпунктом 19 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательной кампанией признается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Так согласно структуре органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования города Севастополя Андреевский муниципальный округ, входящего в число образованных на территории города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 03.06.2014 №17-ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» внутригородских муниципальных образований (всего 10 внутригородских муниципальных образований), входит представительный орган муниципального образования – Совет Андреевского муниципального округа, состоящий из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах (статья 24 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя - Андреевский муниципальный округ).
Выборы депутатов Совета ФИО11 округа третьего созыва назначены Решением Совета ФИО11 округа города Севастополя от ФИО11 №ФИО11
Решение опубликовано в газете «ФИО11» выпуск от ФИО11 № ФИО11) и с этого периода начинается избирательная кампания для кандидатов и других участников избирательного процесса.
Подготовку и проведение муниципальных выборов в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организует избирательная комиссия муниципального образования в установленном Федеральным законом № 67-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации порядке.
Согласно пункта 4 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
Решением Севастопольской городской избирательной комиссии от ФИО11 № ФИО11 полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ возложены на Территориальную избирательную комиссию ФИО11 района города ФИО11.
Избирательная комиссия муниципального образования ФИО11 округ (в лице Территориальной избирательной комиссии ФИО11 района города ФИО11) в пределах своей компетенции, определенной положениями статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, как избирательная комиссия в силу подпункта 24 статьи 2 организующая выборы, осуществляет руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.
Согласно статьи 19 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» в систему избирательных комиссий по выборам депутатов в представительный орган муниципального образования, в том числе входят окружные избирательные комиссии.
Окружные избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования в пределах компетенции, предусмотренной статьей 25 Федерального закона №67-ФЗ, в том числе, осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа, регистрацию кандидатов, выдвинутых по соответствующему избирательному округу.
Из части 4 статьи 19 Закона города № 20-ЗС следует, что полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных (многомандатных) избирательных округов могут возлагаться на избирательную комиссию муниципального образования (в случае возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию – на эту территориальную избирательную комиссию).
Согласно статье 10 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя – Андреевский муниципальный округ депутаты внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой в силу части 1 статьи 13 Закона города № 20-ЗС образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа.
По выборам депутатов Совета Андреевского муниципального округа в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ образованы многомандатные избирательные округа сроком на 10 лет – пятимандатный избирательный округ № 1, пятимандатный избирательный округ № 2 (по 5 мандатов на каждый избирательный округ) (постановление Севастопольской городской избирательной комиссии от 25.06.2014 № 9/47-1 в редакции от 30.06.2014 № 10/503-1).
Решением Территориальной избирательной комиссии ФИО11 города ФИО11 (избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ) от 02.07.2021 № 60/372-2 полномочия окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов № 1, № 2 Андреевский муниципальный округ в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 67-ФЗ возложены территориальной избирательной комиссией ФИО11 района города ФИО11 с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ на территориальную избирательную комиссию Нахимовского района.
Условия и порядок выдвижения кандидатов избирательным объединением регулируются положениями статей 32, 33, 35 Федерального закона № 67-ФЗ.
Определяя условия выдвижения кандидатов, Федеральный закон № 67-ФЗ устанавливает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 указанного Федерального закона в окружную избирательную комиссию, с учетом требований пункта 1 части 4 статьи 40 Закона города № 20-ЗС, официально заверенную уполномоченным органом избирательного объединения копию свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения (пункт 14.5 статьи 35). При этом данный Федеральный закон № 67-ФЗ напрямую не оговаривает возможность представления документов, содержащих указанные сведения, после подачи в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, а лишь допускает возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также замену документов, оформленных с нарушением установленных требований.
Согласно положениям пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 48 Закона города № 20-ЗС кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, а также в иные документы в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Заменить представленный документ кандидат вправе только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При отсутствии копии какого-либо документа, предусмотренного пунктом 2.2. статьи 33 указанного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 48 Закона города Севастополя № 20-ЗС, установлено, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судом установлено, что Сысуев ФИО11 уведомил окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа № ФИО11 о своем выдвижении ФИО11 (подтверждение от 20.07.2021 в 09 часов 37 минут).
Из представленных документов следует, что Сысуев В.П. выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «ФИО11» в городе ФИО11. При этом представлена заверенная копия свидетельства о государственной регистрации Регионального отделения политической партии «ФИО11».
Документы для регистрации кандидата представлены им ФИО11 (подтверждение приема документов от 04.08.2021 в 09 часов 13 минут).
ФИО11 года на заседании Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, были выявлены недостатки. Кандидату направлено соответствующее извещение (решение ТИК от 09.08.2021 72/596-2).
Сысуев В.П. воспользовался своим правом и в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ представил в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа № 1 Андреевский муниципальный округ уточнения в документы, представленные им ранее, а также копию свидетельства о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии «ФИО11» в городе ФИО11.
13.08.2021 года территориальной избирательной комиссией ФИО11 района с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 ФИО11 округ принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета ФИО11 округа третьего созыва Сысуева ФИО11 по пятимандатному избирательному округу № 1 в связи с отсутствием необходимых для регистрации документов.
Таким образом, принимая оспариваемое решение, территориальная избирательная комиссия ФИО11 района города ФИО11 с полномочиями окружной избирательной комиссии по пятимандатному избирательному округу № 1 ФИО11 округ правомерно исходила из того, что кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении (в данном случае в соответствии с часть 4 статьи 37 Закона города № 20-ЗС до 22.07.2021 года) и для регистрации кандидата, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Соответствующий подход в отношении понимания и применения приведенных законоположений нашел свое подтверждение, в частности, в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 № 235/1486-6).
Аналогичное по своему содержанию толкование приведенных норм закона приведены в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2013 № 460АПГ13-11, от 27.08.2013 № 8-АПГ13-8, от 01.02.2012 № 33-Г12-2 и др.).
Данная правовая позиция также соответствует конституционному принципу равенства, оказывающему регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования прав, приобретаемых на основании закона и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2006 № 7-П, 05.04.2007 № 5-П, 26.02.2010 № 4-П и др.).
Сысуевым В.П. не приведены какие-либо доводы о возможном наличии тех или иных исключительных по своему характеру обстоятельств, которые могли бы объективно препятствовать кандидату представить в окружную избирательную комиссию соответствующий документ в установленный срок, то есть одновременно с заявлением о согласии баллотироваться.
Доводы административного истца, сводящиеся к наличию у него права не представлять указанный документ со ссылкой на часть 5 статьи 40 Закона города Севастополя № 20-ЗС, в связи с тем, что Грошев В.Е., выдвинутый тем же избирательным объединением, но по многомандатному избирательному округу, образованному в другом внутригородском муниципальном образования города Севастополя (Нахимовский муниципальный округ) для проведения выборов представительного органа этого муниципального образования, не влияет на законность принятого окружной избирательной комиссией пятимандатного избирательного округа № 1 Андреевский муниципальный округ решения об отказе в регистрации кандидата Сысуева В.П., учитывая также то, что в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округ № 1 Андреевский муниципальный округ Грошев В.Е., как и в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа № 2 Андреевский муниципальный округ, заявление о согласии баллотироваться не подавал. Приведенные доводы административного истца противоречат порядку уведомления о выдвижении кандидата, установленного статьями 33 и 35 Федерального закона № 67-ФЗ, а также нарушают провозглашенный частью 1 статьи 39 названного Федерального закона принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, при соблюдении которого каждый кандидат лично обязан представить в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, необходимые для регистрации документы. Неисполнение такой обязанности влечет установленные законом негативные последствия в виде отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Учитывая, что Сысуев В.П. принял решение баллотироваться в депутаты Совета ФИО11 округа третьего созыва, подал заявление о согласии баллотироваться в депутаты в территориальную избирательную комиссию ФИО11 района города ФИО11 (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя ФИО11 округ, а также с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 ФИО11 округ) и решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета ФИО11 округа третьего созыва по пятимандатному избирательному округу №1 принимала территориальная избирательная комиссию Нахимовского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 ФИО11 округ), то, приведенные доводы административного истца с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации и практики их применения, исходя из системного толкования положений Федерального закона № 67-ФЗ (подпункты 9, 10, 19, 41, 49 статьи 2, статьи 18, 20, 24, 25, 32, пункты 2.2, 5 статьи 33, пункты 14.4, 14.6 статьи 35, пункт 1.1 статьи 38, статья 39) не могут рассматриваться как нарушающие избирательные права кандидата.
Руководствуясь статьями 175 – 179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Сысуева ФИО11 к Территориальной избирательной комиссии ФИО11 района г. ФИО11, заинтересованные лица: Севастопольская городская избирательная комиссия, Политическая партия "ФИО11" об отмене решения территориальной избирательной комиссии - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение пяти дней со дня его вынесения в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение принято в окончательной форме 24.08.2021.
Председательствующий У.С. Григорьева