Дело 12-90/2015
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Большая Соснова 24 декабря 2015 года
Судья Большесосновского районного суда Пермского края Бахарева Е.Б., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, индивидуального предпринимателя Пермякова <данные изъяты>., рассмотрев в с. Большая Соснова жалобу индивидуального предпринимателя Пермякова <данные изъяты> на постановление о назначении административного наказания от 14 октября 2015 года, вынесенное старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Камрад В.В.,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении № 371 от 14.10.2015 г., вынесенным старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Камрад В.В., индивидуальный предприниматель Пермяков <данные изъяты> признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей за то, что, являясь владельцем санкционированной свалки бытовых и промышленных отходов на 3м километре автодороги Большая Соснова-Оханск, допускает сжигание на свалке отходов, не проводит мероприятия по обустройству объекта размещения отходов (охрана, обваловка, ограждение, создание защитного экрана), не осуществляет мониторинг состояния окружающей среды, осуществляет размещение отходов на объекте, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, в результате чего нарушены требования законодательства в области размещения и иного обращения с отходами производства и потребления.
Не согласившись с постановлением, ИП Пермяков <данные изъяты> обратился с жалобой на постановление, в которой просит суд постановление должностного лица отменить. В обоснование доводов жалобы ИП Пермяков <данные изъяты> указал, что каких-либо доказательств, подтверждающих сжигание отходов на свалке, в материалах дела не содержится, возгорание отходов на свалке произошло вследствие высокой температуры атмосферного воздуха; он не является собственником свалки, на содержание свалки с ним заключен муниципальный контракт № 119 от 18.12.2013 г. и все предусмотренные контрактом работы им выполняются; обязанность по внесению объектов размещения отходов в государственный реестр лежит на органах местного самоуправления в силу требований закона.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, индивидуальный предприниматель Пермяков <данные изъяты> доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения жалобы извещено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно муниципальному контракту № 119 от 18 декабря 2013 года, заключенному между Муниципальным казенным учреждением «Отдел капитального строительства» Большесосновского муниципального района и индивидуальным предпринимателем Пермяковым <данные изъяты> подрядчик (ИП Пермяков <данные изъяты> принял на себя обязательства выполнить работы по содержанию и благоустройству санкционированной свалки бытовых и промышленных отходов в с. Большая Соснова в соответствии с Техническим заданием.
Согласно Техническому заданию, являющемуся приложением к муниципальному контракту № 119 подрядчик (ИП Пермяков <данные изъяты> в период с 01.01.2014 г. до 31 декабря 2016 года на санкционированной свалке бытовых и промышленных отходов на 3м километре автодороги Большая Соснова-Оханск осуществляет следующие виды работ: осуществление въездного режима на свалку с проведением учета и последующим размещением отходов по их видам; приведение территории свалки и подъездных путей в ее границах в нормальное состояние для дальнейшей эксплуатации; планировка механизированным способом для размещения и распределения отходов на свалке с последующим уплотнением и захоронением; ремонт ограждения свалки; очистка от снега в зимне время.
Согласно муниципальному контракту № 119 индивидуальному предпринимателю Пермякову <данные изъяты>. в 2014 году на содержание свалки выделено 330.000 рублей; в 2015 году - 335.000 рублей; в 2016 году - 335.000 рублей, - всего 1.000.000 рублей, что подтверждается помесячной разбивкой средств по содержанию и благоустройству свалки, являющейся приложением № 2 к муниципальному контракту № 119.
Таким образом, законным владельцем санкционированной свалки бытовых и промышленных отходов в с. Большая Соснова является индивидуальный предприниматель Пермяков <данные изъяты>,
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В соответствии с требованиями Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение, ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м., в ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (п. 4.4); на территории полигона не допускается сжигание ТБО и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (п. 5.7); для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая, в том числе, контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв (п. 6.4); система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона (п. 6.6).
В соответствии с требованиями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Министерством строительства РФ 02.11.1996 г. по периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение, ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м., в ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум (пункт 1.25); в период сухой, жаркой погоды полигоны должны быть обеспечены средствами для увлажнения ТБО; на территории полигона категорически запрещается сжигание ТБО.
Должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, правильно установлено, что индивидуальным предпринимателем Пермяковым <данные изъяты> вышеприведенные требования законодательства при эксплуатации санкционированной свалки бытовых и промышленных отходов в с. Большая Соснова нарушены: индивидуальный предприниматель Пермяков Н.А. осуществляет размещение отходов на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов; 30 мая 2015 года и 15 июня 2015 года владельцем свалки было допущено возгорание отходов; владелец свалки не осуществляет мониторинг состояния окружающей среды; территория свалки владельцем свалки не охраняется.
Данные обстоятельства подтверждены: информацией Единой диспетчерской службы Большесосновского муниципального района от 20.07.2015 г., направленной в ГУ МЧС России по Пермскому краю и в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края о возгорании мусора на свалке бытовых отходов 30 мая 2015 года и 15 июня 2015 года; письменными объяснениями индивидуального предпринимателя Пермякова <данные изъяты> данными в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края 04.08.2015 г.; муниципальным контрактом № 119 от 18.12.2013 г. и приложениями к нему; копиями актов приемки выполненных работ за 2015 год, согласно которым на свалке в рамках исполнения муниципального контракта индивидуальным предпринимателем Пермяковым <данные изъяты> выполняется лишь разработка грунта с перемещением до 10 метров бульдозерами; протоколом об административном правонарушении от 09.09.2015 г. № 9915ЕС.
Доводы индивидуального предпринимателя о том, что он не является собственником объекта размещения отходов и не обязан выполнять на указанном объекте работы, не предусмотренные муниципальным контрактом, судом отвергаются, поскольку обязанность соблюдать требования законодательства не зависит от объема прав и обязанностей, предусмотренных положениями заключенных гражданско-правовых договоров.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. На момент заключения муниципального контракта № 119 на содержание и обустройство санкционированной свалки индивидуальный предприниматель Пермяков <данные изъяты> должен был удостовериться, что указанный объект внесен в государственный реестр объектов размещения отходов и должен был осознавать, что к эксплуатации указанного объекта размещения отходов законодательством предъявляются особые, повышенные требования.
При таких обстоятельствах должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, пришло к правильному и обоснованному выводу о квалификации действий индивидуального предпринимателя Пермякова <данные изъяты> по ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает назначение наказания для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 30.000 до 50.000 рублей.
Наказание индивидуальному предпринимателю Пермякову <данные изъяты>. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Пермякова <данные изъяты> должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, допущено не было.
С учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень опасности конкретного деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении следует вынести решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление о назначении административного наказания от 14 октября 2015 года, вынесенное старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Камрад В.В. в отношении индивидуального предпринимателя Пермякова <данные изъяты> оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Пермякова <данные изъяты> на указанное постановление - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения копии решения.
Судья: Бахарева Е.Б.