УИД 29RS0028-01-2022-000741-31
Судья Агеев Д.А. | Дело № 2-27/2023 | стр.129г, г/п 00 руб. |
Докладчик Радюк Е.В. | Дело № 33-5851/2023 | 15 сентября 2023 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
судей Костылевой Е.С., Радюка Е.В.,
при секретаре Кузьминой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-27/2023 по иску Процышина В. Н. к администрации Мирного, муниципальному учреждению «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» о признании незаконным отказа в оформлении и выдаче обязательства о сдаче жилого помещения с апелляционной жалобой администрации Мирного на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 18 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Радюка Е.В., судебная коллегия
установила:
Процышин В.Н. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа администрации Мирного в оформлении и выдаче обязательства о сдаче жилого помещения.
Требования были обоснованы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» истец имеет право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, с формой обеспечения в виде жилищной субсидии. Решением начальника территориального отдела «Мирный» ФГАУ «Росжилкомплекс» истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что в период прохождения военной службы он был обеспечен жильем, которое впоследствии приватизировал и продал. В 2009 году истец приобрел жилое помещение по адресу <адрес>. 04 марта 2022 года истец обратился в администрацию Мирного с заявлением об оформлении и выдаче обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения. В удовлетворении его заявления ответчиком было отказано, так как жилое помещение не числится в реестре муниципального имущества, правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года № 76, обязательство о сдаче жилого помещения, находящегося в частной собственности, не предусмотрено. С отказом администрации Мирного в оформлении и выдаче обязательства истец не согласился. Просил признать незаконным отказ, оформленный письмом от 15 марта 2022 года, возложить на ответчика обязанность оформить и выдать Процышину В.Н. обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность занимаемого жилого помещения в соответствии с формой, предусмотренной Приложением № 6 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Истец, третьи лица Процышина Н.Н., Процышина В.В. в судебное заседание не явились.
Представитель истца Хохлов А.Э. в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Мирного Ермушина О.П. в судебном заседании иск не признала, считая действия ответчика законными и обоснованными.
Ответчик МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного», третье лицо ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд первой инстанции с учетом определения от 15 февраля 2023 года об исправлении описки принял решение, которым постановлено:
«Иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Мирного, оформленный письмом от 15 марта 2022 года, в оформлении и выдаче обязательства о сдаче жилого помещения.
Обязать администрацию Мирного оформить и выдать Процышину В. Н. обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения: <адрес> в соответствии с формой, предусмотренной Приложением №6 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.».
16 июня 2023 года судом было принято дополнительное решение, которым постановлено:
«отказать Процышину В. Н. в удовлетворении иска к муниципальному учреждению «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» о признании незаконным отказа администрации Мирного, оформленного письмом от 15 марта 2022 года, в оформлении и выдаче обязательства о сдаче жилого помещения, возложении обязанности на муниципальное учреждение «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» оформить и выдать Процышину В. Н. обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения: <адрес> в соответствии с формой, предусмотренной Приложением №6 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.».
С решением не согласился ответчик администрация Мирного, в поданной апелляционной жалобе представитель ответчика Ермушина О.П. просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения в соответствии с формой, предусмотренной Приложением №6 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011 - 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, является приложением к заявлению о выдаче государственного жилищного сертификата, но не жилищной субсидии. Поскольку истец на дату обращения за оформлением обязательства на учете в уполномоченном органе в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и не состоит, то он не относится к категории лиц – участников жилищной программы, в рамках которой предусмотрено оформление обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения. Отмечает, что форма обязательств не содержит условий об отчуждении занимаемого жилого помещения в собственность муниципального образования, не предусмотрена и обязанность органов местного самоуправления принять у граждан жилое помещение, находящееся в их собственности и оформить соответствующее обязательство. В связи с указанными обстоятельствами полагает, что оснований для оформления и выдачи обязательства у администрации Мирного не имелось. Более того, заключение подобного обязательства, по мнению подателя жалобы, может привести к нарушению прав муниципального образования.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Процышин В.Н. 11 января 2022 года обратился в отделение (территориальное г. Мирный) Филиал Северный ФГКУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии его на учет для обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства <адрес> составом семьи из четырех человек - жены Процышиной Н.Н., дочерей ФИО16 и Процышиной В.В., с формой обеспечения - жилищная субсидия.
Решением начальника ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации филиала «Северный» территориального отделения в г. Мирном от 10 февраля 2022 года Процышину В.Н. отказано в принятии на учет в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
24 декабря 2003 года на основании договора социального найма Процышину В.Н. на период прохождения военной службы было предоставлено в г. Мирном в качестве служебного жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 30,5 кв. м. (л.д. 15-16).
На основании договора № от 18 апреля 2006 года указанное жилое помещение было передано в собственность Процышина В.Н. и Процышиной В.В. (л.д. 17).
16 декабря 2009 года названное жилое помещение было продано истцом (л.д.23-24).
В соответствии с договором купли-продажи жилого помещения от 03 декабря 2009 года Процышиным В.Н. приобретена квартира по адресу: <адрес> (л.д.20-21)
Согласно справке о регистрации Процышина В.В., Процышина Н.Н., ФИО16 и Процышин В.Н. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.27).
При обращении для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Процышин В.Н. указал, что дает обязательство сдать находящееся в собственности членов семьи занимаемое в г. Мирном жилое помещение, с данным обязательством согласились и совершеннолетние члены его семьи.
04 марта 2022 года Процышин В.Н. обратился в администрацию Мирного с заявлением об оформлении обязательства о безвозмездной передаче в муниципальную собственность занимаемого жилого помещения в связи с получением жилищной субсидии на состав семьи из четырех человек (л.д. 8).
В письме от 15 марта 2022 года глава администрации Мирного отказал в удовлетворении заявления, так как жилое помещение не числится в реестре муниципального имущества, правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года № 76, обязательство о сдаче жилого помещения, находящегося в частной собственности, не предусмотрено (л.д.9).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Процышиным В.Н. и членами его семьи принято решение о безвозмездной передаче в муниципальную собственность занимаемого жилого помещения, о чем указано в заявлении, поданном в администрацию Мирного. В связи с этим отказ органа местного самоуправления оформить и выдать истцу соответствующее обязательство о безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилого помещения является неправомерным, поскольку препятствует реализации права, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении и толковании норм материального права, установленных по делу фактических обстоятельствах и исследованных судом доказательствах.
Как следует из положений п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пп. «ж» п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (далее – Правила № 153), для получения сертификата гражданин-участник основного мероприятия представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), пунктах 16(3) и 16(4) настоящих Правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
В силу п. 45 Правил № 153 обязательство, указанное в подпункте «ж» пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Таким образом, одним из условий реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является безвозмездная передача в государственную или муниципальную собственность имеющегося у него и (или) у членов его семьи жилого помещения по месту прохождения службы.
Порядок такой передачи установлен в вышеуказанном нормативном акте и предполагает оформление обязательства, форма которого определена в приложении № 6 к нему.
Поскольку действующим законодательством для военнослужащих, реализующих право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, не предусмотрен специальный порядок передачи военнослужащими и (или) членами их семей принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в муниципальную собственность, может быть применен тот, который установлен в Правилах № 153.
Как следует из материалов дела, Процышиным В.Н. и членами его семьи принято решение о безвозмездной передаче в муниципальную собственность занимаемого жилого помещения, о чем указано в заявлении о постановке на учет от 11 января 2022 года, а также в заявлении, поданном в администрацию Мирного.
Поскольку без сдачи имеющегося в собственности у членов семьи истца жилого помещения он не сможет реализовать свое право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, отказ администрации Мирного в оформлении обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № 6 к Правилам № 153 не может быть признан правомерным, так как нарушает права истца и членов его семьи.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на то, что поскольку отсутствует норма, регулирующая отношения безвозмездной передачи жилого помещения в муниципальную собственность при предоставлении военнослужащим жилого помещения с формой обеспечения в виде жилищной субсидии и оформлении соответствующего обязательства, то в данном случае подлежат применению по аналогии положения п.п. 44, 45 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, регулирующие сходные правоотношения.
Ссылки подателя жалобы на то, что суд неверно применил положения закона об аналогии права, не могут быть приняты во внимание, так как на положениях закона эти утверждения не основаны.
С учетом этого подлежат отклонению доводы подателя жалобы о том, что обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения в соответствии с формой, предусмотренной Приложением №6 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011 - 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, является приложением к заявлению о выдаче государственного жилищного сертификата, а не жилищной субсидии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что форма обязательства, содержащаяся в приложении № 6 к Правилам № 153, не содержит условий отчуждения жилого помещения в муниципальную собственность, не могут быть признаны обоснованными, поскольку названное обстоятельство не является препятствием для его оформления и на законность оспариваемого решения не влияет.
Суждение подателя жалобы о неверном применении при разрешении спора норм права, регулирующих положение военнослужащих, является ошибочным. Положения законодательства, которыми руководствовался суд первой инстанции, предоставляют военнослужащему право сдать имеющееся в собственности у него или у членов его семьи жилое помещение, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления принять его в муниципальную собственность. При этом Правилами № 153 установлена форма обязательства о безвозмездной передаче военнослужащим жилого помещения в муниципальную собственность, которое заполняется военнослужащим и членами его семьи и должно быть принято органом местного самоуправления с указанием даты принятия, оттиском печати и подписью должностного лица.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Правоотношения сторон и обстоятельства дела судом установлены правильно, материальный закон применен верно, процессуальных нарушений не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 18 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мирного – без удовлетворения.
Председательствующий | Н.С. Моисеенко |
Судьи | Е.С. Костылева |
Е.В. Радюк |