ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД: 91RS0003-01-2021-000063-78 Председательствующий судья первой инстанции Кундикова Ю.В. 2-877/2021 |
Дело № 33-5463/21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Притуленко Е.В.,
судей Любобратцевой Н.И.,
Синани А.М.,
при секретаре Калиниченко В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Крым (третье лицо – Министерство здравоохранения Российской Федерации) о возложении обязанности обеспечения лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Притуленко Е.В., объяснения представителя истца – ЛДА, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
У С Т А Н О В И Л А:
В январе 2021 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым, в котором просила суд обязать ответчика обеспечить ее необходимым лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), производимого компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ врачебной подкомиссии по ЭВН Поликлиники 1 филиала ФГБУ ФНКЦ ФМБА в Крыму.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что ей установлен диагноз: спинальная мышечная атрофия 2 типа, является инвалидом первой группы с детства. В соответствии с протоколом врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ заседания врачебной подкомиссии по ЭВН Поликлиники 1 филиала ФГБУ ФНКЦ ФНБА в Крыму ей назначен препарат Нусинерсен (Спинраза). Указанный препарат не входит в стандарт оказания медицинской помощи. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство здравоохранения Республики Крым для оказания помощи по обеспечению ее лекарственным препаратом. Указала, что согласно клиническим рекомендациям Министерства здравоохранения Российской Федерации, размещенным на сайте Минздрава РФ ДД.ММ.ГГГГ, применение препарата СМА 5q с двумя и более копиями гена SMN2 в качестве основы патогенетической терапии заболевания без ограничения по возрасту и типам. Согласно молекулярно-генетическому исследованию у ФИО1 2 копии гена SMN2.
Указывает, что при наличии решения врачебной комиссии лекарственный препарат Нусинерсен (Спинраза) должен быть предоставлен вне зависимости от наличия данного лекарственного препарата в каких-либо перечнях. Считает, что должна быть обеспечена лекарственным препаратом за счет средств Республики Крым. Просит обратить решение к немедленному исполнению.
Протокольным определением Центрального районного суда города Симферополя от 10 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации (л.д.47 оборот).
В заседании суда первой инстанции представитель Министерства здравоохранения Республики Крым иск ФИО1 не признал.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО1 удовлетворен в полном объеме. Суд обязал Министерство здравоохранения Республики Крым по медицинским показаниям обеспечить ФИО1 лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), производимый компанией «Биоген Айдек Лимитед» (Великобритания) в соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ врачебной подкомиссии по ЭВН Поликлиники 1 филиала ФГБУ ФНКЦ ФМБА в Крыму.
Решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе, поданной в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, Министерством здравоохранения Республики Крым поставлен вопрос об отмене принятого по делу судебного решения, как незаконного и необоснованного, с принятием нового решения – об отказе в иске.
Заявитель жалобы указывает на то, что лекарственный препарат «Спинраза» (Нусинерсен) не может быть приобретен в составе набора социальных услуг, поскольку его нет в наличии в аптечных складах Республики Крым и он не входит в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (приложение № Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи»), а заболевание ФИО1 не входит в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403 (ред.от 05.06.2020).
Полагает, что при принятии решения судом не приняты во внимание особенности введения указанного лекарственного препарата, его стоимость первого года лечения, которая составляет 35 миллионов рублей, а также возможность его приобретения за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, территориальный орган которого к участию в деле не привлечен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в том числе путем размещения информации о времени и месте рассмотрения указанной апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.
В заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1 не явилась; направила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Министерство здравоохранения Республики Крым и третье лицо- Министерство здравоохранения Российской Федерации явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, так как их неявка не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 – ЛДА возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства (группа первая «А», нетрудоспособна, нуждается в постоянном постороннем уходе) с диагнозом: спинальная мышечная атрофия 2 типа.
Согласно протоколу ВК № от ДД.ММ.ГГГГ заседания врачебной подкомиссии по ЭВН Поликлиники 1 филиала ФГБУ ФНКЦ ФНБА в Крыму ФИО1 признана нуждающейся в паллиативной помощи, в патогенетической медикаментозной терапии единственным зарегистрированным в Российской Федерации лекарственным препаратом нусинерсен.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство здравоохранения Республики Крым с заявлением об обеспечении препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), назначенным ей по жизненным показаниям, приложив к заявлению копию протокола ВК № от ДД.ММ.ГГГГ заседания врачебной подкомиссии по ЭВН Поликлиники 1 филиала ФГБУ ФНКЦ ФНБА в Крыму, копию результата ДНК-анализа лаборатории ООО «Миррамед» от ДД.ММ.ГГГГ, копию справки об инвалидности серии КР-11 №, копию инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата.
Из ответа Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 следует, что признавая право истца, как инвалида, на обеспечение лекарственными препаратами на льготных условиях в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и постановлением Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", ответчик в тоже время не удовлетворил её заявление, ограничившись отпиской со ссылкой на то, что вопрос об обеспечении истца лекарственным препаратом, организации закупки необходимого препарата будет разрешаться после принятия положительного решения судом.
Удовлетворяя заявленный ФИО1 иск на основании положений ч.15 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 81, 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 года № 1506, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 относится к категории лиц, подлежащих бесплатному обеспечению лекарственными средствами, а нуждаемость истца по жизненным показаниям в лечении данным препаратом и его назначение по решению врачебной комиссии подтверждены документально.
Поскольку Министерство здравоохранения Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативноправовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Крым, контролю в сфере охраны здоровья, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья и управления государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым, то именно на нем лежит обязанность по обеспечению ФИО1 лекарственным препаратом нусинерсен («Спинраза»), который распоряжением Правительства РФ № 3073-р от 23.11.2020 внесен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым такой вывод суда находит обоснованным и не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.
Согласно статье 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В период спорных отношений по вопросу обеспечения ФИО1 необходимым лекарственным препаратом действуют положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", определяющие правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан (к числу которых отнесены и инвалиды, инвалиды детства – ст. 6.1), а также утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 (ред. от 12.04.2019) Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Согласно данной Программы паллиативная медицинская помощь осуществляется бесплатно, а болезни нервной системы (куда входит и заболевание, которым страдает ФИО1) указаны в перечне заболеваний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно.
Несмотря на невключение имеющегося у ФИО1 заболевания в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 403), именно в связи с этим заболеванием ей установлена инвалидность (инвалид с детства). Вследствие этого ФИО1, как инвалид, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Более того, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных.
Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 816-О-О).
С учетом того, что назначение ФИО1 препарата Нусинерсен (Спинраза) по жизненным показаниям единственно возможный вариант ее лечения, отказ Министерства здравоохранения Республики Крым в обеспечении ее этим препаратом нарушает право истца на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, на что правильно указал суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования.
Ввиду изложенного нельзя признать признать состоятельными доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Крым.
При этом судебная коллегия считает необходимым также отметить, что положения части 1 статьи 81 данного Федерального закона предписывают в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2020 N904 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
В рамках этой Территориальной программы госгарантий предусмотрено бесплатное предоставление паллиативной медицинской помощи, в том числе паллиативной первичной медицинской помощи, включая доврачебную и врачебную, и паллиативной специализированной медицинской помощи (п.2.1). А финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи предусмотрено за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым (пункт 5.4).
С учетом указанного Министерство здравоохранения Республики Крым обязано было принять меры по организации обеспечения ФИО1, лекарственным препаратом в дозе, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией.
Отсутствие средств на приобретение необходимого истцу лекарственного препарата не может умалять право ФИО1, как инвалида, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ей по жизненным показаниям.
С учетом приведенного судебная коллегия считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Нарушений норм материального либо процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: