РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
17 октября 2024 года <адрес>
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи - Новак А.Ю.,
при секретаре судебного заседания – Журавлевой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Местной религиозной организации «ФИО3 - баптистов «Благая Весть» <адрес> к администрации городского округа Тольятти о признании права собственности на здание,
установил:
Местная религиозная организация «ФИО3 - баптистов «Благая Весть» <адрес> обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации г.о. Тольятти, в котором просила признать право собственности истца на здание молитвенного дома, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что со дня регистрации в качестве юридического лица - ДД.ММ.ГГГГ истец владеет молитвенным зданием по адресу <адрес>, которое, по мнению истца, является муниципальной собственностью городского округа Тольятти и права на которое возникли до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Первоначально здание было передано государством по договору от ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное бессрочное пользование ссудополучателю - религиозному обществу, действовавшему на основании Постановления ВЦИК СПК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О религиозных объединениях». После введения в действие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» община зарегистрировала юридическое лицо, в связи с чем истец приобрел владение молитвенным зданием. Здание было передано в безвозмездное пользование религиозному обществу и другой договор с религиозной организацией не был заключен не по ее вине, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в уполномоченный орган - Администрацию г.о. Тольятти в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом с заявлением №-вх/5.2 (с приложениями согласно реестру) о передаче молитвенного здания в собственность истца. В ответ письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.2 Департамент сообщил, что не может удовлетворить заявление в связи с отсутствием молитвенного здания в реестре муниципальной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Тольятти. Департамент предложил оформить технический план для дальнейшей постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности. Однако впоследствии устно сообщил, что зарегистрировать право муниципальной собственности по тех. плану от ДД.ММ.ГГГГ не удалось из-за правовой коллизии и предложил обратиться в суд. Данные обстоятельства исключают для истца возможность получить здание в собственность во внесудебном порядке.
Представитель истца ФИО9 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования не признал в полном объеме.
Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором указал, что в реестре имущества <адрес> вышеуказанный объект недвижимого имущества по состоянию па ДД.ММ.ГГГГ не числится. Отсутствие сведений об объекте в реестре имущества <адрес> не может рассматриваться как отсутствие самого права собственности <адрес> и правопритязаний на данный объект, а также не является подтверждением наличия установленных действующим законодательством оснований возникновения прав третьих лиц на объект.
Представители третьих лиц - Управления Росреестра по <адрес>, Территориальное управление Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица - АО «ОРЭС - Тольятти», привлеченный к участию в деле протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором просил принять решение на усмотрение суда в соответствии нормами действующего законодательства.
Представитель третьего лица - АО ПО КХ г.о. Тольятти, привлеченный к участию в деле протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 213 ГК РФ установлено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Согласно пунктам 1, 2 статьи 123.26 ГК РФ религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях.
В пункте 1 статьи 128.23 ГК РФ предусмотрено, что религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 213 ГК РФ общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.
В рамках настоящего спора истец просит признать право собственности на используемое им в своей религиозной деятельности здание молитвенного дома, 1984 года постройки.
Статьей 26 Закона № 267-1 «О свободе вероисповеданий», утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ), было установлено, что в собственности религиозных объединений могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для их деятельности. Религиозные объединения имеют право собственности на имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, завещанное гражданами, организациями или переданное государством, а также приобретенное на других законных основаниях.
В пункте 3 статьи 21 действующего в настоящее время Закона № 125-ФЗ также предусмотрено, что религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 21 Закона № 125-ФЗ передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.
Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определен Законом № 327-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 327-ФЗ имущество религиозного назначения – недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения, в том числе материального и иного, таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монастырская деятельность, благотворительная деятельность, социальное обслуживание, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей.
В статье 3 названного Закона определены принципы передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения, в статье 4 – формы передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения: 1) собственность; 2) безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок.
Основания, порядок и сроки рассмотрения уполномоченным органом вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения установлены в статьях 6, 7 Закона № 327-ФЗ.
Судом установлено, что согласно справке Уполномоченного ФИО10 по делам религии при ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в 1979 г. зарегистрировано религиозное общество (группа) верующих евангельских христиан-баптистов в <адрес>. Священнослужителем (пресвитером) религиозного общества был зарегистрирован ФИО6, о чем также суду представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ.
По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ религиозное общество евангельских христиан – баптистов в лице представителя по доверенности ФИО6 приняло в дар целый жилой одноэтажный деревянный дом, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>.
В соответствии с п. 12 Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», п. 2 Постановления Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 г. «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» никакие церковные и религиозные общества не имели прав юридического лица.
Согласно п. 3 Постановления ВЦИК, СПК РСФСР от 08.04.1929 г. «О религиозных объединениях» религиозные общества, в числе прочего, имели право строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке.
При этом имущество, необходимое для отправления культа, включая вновь приобретенное верующими или пожертвованное им для нужд культа, являлось национализированным и должно было быть поставлено на учет в исполнительном комитете районного, городского Совета депутатов трудящихся (ст. 25 Постановления «О религиозных объединениях»). Из буквального содержания данной нормы следовало, что имущество являлось национализированным в силу закона.
Также согласно п.п. 3, 4 Декрета ВЦИК, СНК РСФСР от 30.11.1925 г. «О порядке распределения национализированных и муниципализированных строений и о порядке пользования таковыми» все остальные (не указанные в п.п. 1, 2 Декрета) строения, составляющие собственность государства, признаются муниципализированными и находятся в ведении местных исполнительных комитетов.
Решениями Тольяттинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № религиозному обществу было разрешено проектирование помещения для культовых нужд по указанному адресу и был отведен земельный участок площадью 500 кв.м. для строительства молитвенного дома.
ДД.ММ.ГГГГ религиозному обществу выдан государственный акт № № на право бессрочного пользования земельным участком площадью 0,055 га для строительства дома культовых нужд.
ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение № на строительство.
Как следует из представленных в материалы дела документов религиозным обществом был построен молитвенный дом.
Культовые здания не входили в перечень объектов, подлежащих приемке в эксплуатацию, в связи с чем обязанности по организации приемки молитвенного дома в эксплуатацию и получения акта приемки у религиозного общества не было.
Однако, на основании ст. 27 Постановления «О религиозных объединениях» Исполнительный комитет <адрес> ФИО2 депутатов <адрес> по договору от ДД.ММ.ГГГГ № передал здание в бесплатное бессрочное пользование 22 членов религиозного общества, включая руководителя ФИО6 и члена ФИО3 ФИО7
Согласно п. 1 договора № Исполнительный комитет передает согласно решения Тольяттинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления ФИО10 по делам религии при ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ культовое здание построенное в соответствии с разработанной технической документацией проектно-конструкторской мастерской № «Облжилкоммунпроекга», а граждане принимают в бесплатное бессрочное пользование кирпичное здание, обнесенное оградой, расположенное в <адрес>у, <адрес>. Согласно примечанию к договору молитвенный дом построен на средства верующих Религиозного общества ФИО3-баптистов.
Условия договора № полностью соответствовали упомянутым требованиям ст. 29 Постановления «О религиозных объединениях».
Таким образом, уполномоченный орган государственной власти подтвердил окончание строительства здания и его соответствие существовавшим требованиям, однако во исполнение Постановления «О религиозных объединениях» право собственности на него у религиозного общества или у его членов не возникло. Здание являлось национализированным, т.е. стало государственной собственностью, и должно было находится в ведении местного исполнительного комитета ФИО2 депутатов.
В соответствии с п. «а» § 1 Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 83, в целях учета принадлежности строений бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных ФИО10 депутатов трудящихся вели по установленным формам реестры и, в числе прочего, производили регистрацию строений на праве государственной собственности, находящихся в ведении местных ФИО10.
Однако исполнительный комитет <адрес> ФИО2 депутатов не принял мер по учету молитвенного здания и не зарегистрировал в бюро технической инвентаризации право государственной собственности.
Согласно письму МП г.о. Тольятти «Инвентаризатор» от ДД.ММ.ГГГГ по данным реестра тех. документации ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного договора дарения за религиозным обществом зарегистрировано право на жилой дом. Право собственности на молитвенный дом не регистрировалось.
Согласно уведомлению Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на здание в ЕГРН также не зарегистрировано.
В реестрах муниципального имущества, государственного имущества <адрес> федерального имущества здания по данному адресу нет, что подтверждается письмами Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем в связи с принятием Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» в соответствии с Приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривалось отнесение к муниципальной собственности жилого и нежилого фонда, находящегося в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, и других объектов, находящихся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей и является обязательной при государственной регистрации перехода таких прав.
Таким образом, до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на молитвенное здание возникло право муниципальной собственности, однако из-за отсутствия инвентарного учета право не было зарегистрировано и впоследствии объект не был включен в реестр муниципального имущества г.о. Тольятти.
ДД.ММ.ГГГГ отделом юстиции Самарского облисполкома принято решение о создании ФИО3 баптистов <адрес> по тому же адресу: <адрес>. Руководителем также зарегистрирован ФИО6
С момента своего создания в 1993 г. и до настоящего времени религиозная организация владеет муниципальным зданием и использует его в богослужебной деятельности. Здание возведено на предоставленном для этих целей земельном участке.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок по адресу <адрес> с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации молитвенного дома.
Других владельцев молитвенного здания нет и не было, что подтверждается справкой - согласием от ДД.ММ.ГГГГ Централизованной религиозной организации «Объединение Церквей Евангельских Христиан-баптистов по Самарской и Ульяновской областям, в которую истец входит согласно п. 1.1 Устава от ДД.ММ.ГГГГ Этим же документом дано согласие на приобретение истцом здания в свою собственность.
Согласно уведомлению Управления ГО ОКН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ молитвенное здание объектом культурного наследия либо выявленным объектом культурного наследия не является.
Согласно прилагаемому Заключению ООО «Центральная строительная лаборатория» I (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) строительные конструкции здания молитвенного дома (литер АА1А2), возведены в соответствии с требованиями нормативной документации, 1 действующей на территории РФ, отвечают требованиям прочности, надежности и механической безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Молитвенный дом соответствует требованиям пожарной безопасности. Здание молитвенного дома в соответствии с Приложением № к Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти расположено на земельном участке Ц-6, отведенном для культовых объектов. Требования градостроительного регламента не нарушены.
Также письмом Отдела ГПН г.о. Тольятти и МР Ставропольский УГПН ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирована декларация пожарной безопасности на здание. Согласно ч. ч. 1,6 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 4 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, а также, в частности, следующего условия о том, что результаты исследований, расчетов и (или) испытаний по оценке пожарного риска подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты. При этом расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности.
Как следует из технического плана здания, составленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО8, площадь здания составляет 394,8 кв.м.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ФБУ Мордовская лаборатория судебной экспертизы Минюста России.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведенного исследования установлено, что исследуемое нежилое здание - молитвенное здание по адресу: <адрес>, <адрес>. расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по объемно-планировочному и конструктивному исполнению, состоянию строительных конструкций, уровню эксплуатационной и противопожарной безопасности. санитарно - эпидемиологическим условиям (освещенность, микроклимат) соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам, санитарным и противопожарным требованиям и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в виду соблюдения требований ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» и ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Следует отметить, что отвечающих требованиям главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Данное заключение судебной экспертизы судом исследовано и оценено на основании ст. 67 ГПК РФ, учтено, что оно выполнено квалифицированным экспертом, имеющим высшее образование, соответствующую квалификацию и стаж работы по экспертной специальности, который предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. При проведении экспертизы судебным экспертом сделано описание и анализ проведенного исследования, использованы нормативные акты и специальная литература. Выводы соответствуют вопросам, поставленным перед экспертом, являются полными и обоснованными.
Как следует из отзыва, АО «ОРЭС-Тольятти» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрической сети.
В процессе реализации хозяйственной деятельности Общество осуществляет эксплуатацию электросетевых объектов, поддерживая их в надлежащем (согласно требованиям действующего законодательства) состоянии.
Рядом с молитвенным зданием истца расположены воздушные линии электропередачи №.
Указанные воздушные линии находится во владении АО «ОРЭС-Тольятти» на основании договора аренды имущества, собственником которого является Акционерное общество «Производственное объединение коммунального хозяйства городского округа Тольятти».
В соответствии с положениями Правил установления охранных зон объекта электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. № (далее - Правила №), вдоль воздушных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 2 м - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов.
Установление охранных зон линий электропередач обеспечивает сетевой организации доступ к объектам электросетевого хозяйства, находящимся на частных землях.
Требования к проведению мероприятий в охранной зоне линий электропередач четко определены Правилами №.
Согласно п. 2 Правил № в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В силу п. 8 Правил № в охранных зонах запрещено осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Также, согласно п. 10 Правил № до ДД.ММ.ГГГГ было запрещено строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений в пределах охранных зон линий электропередач без письменного решения о согласовании сетевых организаций.
До вступления в силу Правил № вопросы установления охранных зон объектов электроэнергетики и вопросы ограничений в их пределах прав юридических и физических лиц на землю регулировались, в частности, Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт (утверждены Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №), которые также предусматривали необходимость получить согласие организации, эксплуатирующей линии электропередачи, на производство строительных и иных работ в пределах охранных зон.
Согласно информации, указанной в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в пределах земельного участка с кадастровым номером №, отведенного для эксплуатации молитвенного дома, находится охранная зона ЛЭП (условный номер части №). Охранная зона установлена с ДД.ММ.ГГГГ, документ основание от ДД.ММ.ГГГГ То есть охранная зона установлена уже после строительства спорного объекта.
Доказательств того, что здание молитвенного дома мешает работе ЛЭП или ограничивает доступ к ЛЭП, суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.11.2010 №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон №327) основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. Если на дату подачи заявления религиозной организации соответствующее имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному или муниципальному унитарному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению либо на ином праве третьим лицам, копия заявления религиозной организации направляется ею в адрес указанных лиц.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 327 в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 названного Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 названного Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества. Срок передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать два года со дня принятия решения о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, за исключением передачи имущества, указанного в части 3 названной статьи.
Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 № 490, определен порядок передачи религиозным организациям в собственность либо пользование находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества религиозного назначения (зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырских и иных культовых комплексов, построенных для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования) и движимого имущества религиозного назначения (предметов внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметов, предназначенных для богослужебных и иных религиозных целей). Указанное имущество передается религиозным организациям безвозмездно для использования его в функциональных целях.
Таким образом, все национализированное в 1918 году имущество церкви до настоящего времени находится в государственной (муниципальной) собственности, за исключением объектов, переданных религиозным организациям в собственность в установленном порядке.
Муниципальные здания религиозного назначения и относящиеся к ним земельные участки безвозмездно отчуждается из муниципальной собственности в собственность религиозных организаций. Религиозная организация, которой муниципальное имущество религиозного назначения передано в безвозмездное пользование, вправе получить его в собственность, за исключением имущества, указанного в п. 1 и 3 ч. 2 статьи 4 указанного Закона, в установленном данным Законом порядке при представлении в уполномоченный орган документов, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 г. № 325 (ч. 2 ст. 3, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», ст. 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Учитывая, что ранее здание было передано в безвозмездное пользование религиозному обществу и другой договор с религиозной организацией не был заключен не по ее вине, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в уполномоченный орган - Администрацию г.о. Тольятти в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом с заявлением №-вх/5.2 о передаче молитвенного здания в собственность истца.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ №.2 Департамента по управлению муниципальным имуществом сообщил, что не может удовлетворить заявление в связи с отсутствием молитвенного здания в реестре муниципальной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Тольятти.
Таким образом, передача истцу спорного объекта во внесудебном порядке, предусмотренном Законом № 327-ФЗ, фактически не может быть реализована. Порядок передачи религиозным организациям имущества, которое не учтено в реестрах федерального имущества, государственной собственности субъекта, муниципальной собственности, Законом № 327-ФЗ не регламентирован.
Однако сам по себе факт отсутствия сведений о спорном объекте в реестрах публичной собственности и, как следствие, отсутствие правовых оснований для передачи объекта в установленном Законом № 327-ФЗ порядке в собственность религиозной организации не могут служить причиной для отказа по формальным основаниям в признании права собственности религиозной организации на здание, которое фактически находится в ее владении.
Исходя из совокупного анализа положений пункта 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ и пункта 1 статьи 2 Закона N 327-ФЗ под недвижимым имуществом религиозного назначения следует понимать помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенные для осуществления ряда видов деятельности религиозных организаций, направленной на совместное исповедание и распространение веры, а именно: совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монастырская деятельность, благотворительная деятельность, социальное обслуживание, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников.
Принимая во внимание буквальное толкование данной нормы, для отнесения спорного недвижимого имущества к имуществу религиозного назначения необходимо учитывать цели, для которых осуществлялось его строительство, а не функциональное назначение и вид использования этого имущества в настоящее время. Изменение назначения имущества в процессе его эксплуатации нерелигиозной организацией и использование его в иных целях не влияет на определение имущества как недвижимого имущества религиозного назначения, если судом установлено, что объект построен для осуществления одного из видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона N 327-ФЗ.
Истцом представлено в материалы дела свидетельство о государственной регистрации религиозной организации, место нахождения постоянно действующего органа: <адрес>, <адрес>, принадлежность к централизованной религиозной организации: Объединение Церквей Евангельских Христиан – баптистов по Самарской, Ульяновской и Оренбургской областям. Доказательств того, что спорное здание используется не для целей совершения богослужений суду не представлено.
Ввиду того, что ранее исполнительный комитет Центрального районного Совета народных депутатов не принял мер по учету молитвенного здания и не зарегистрировал в бюро технической инвентаризации право государственной собственности, в настоящее время муниципальный орган не имеет возможности передать в собственность истца предмет спора.
Вместе с тем, оснований, предусмотренных статьей 8 Закона N 327-ФЗ, не допускающих передачу имущества в собственность религиозной организации, не имеется. Доказательств и доводов относительно того, что имущество не находится в собственности публично-правового образования, к которому обратилась религиозная организация, а также что имеется спор о праве на испрашиваемые объекты, не представлено.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей и является обязательной при государственной регистрации перехода таких прав.
Таким образом, поскольку право муниципальной собственности на спорное здание возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», принятие уполномоченным органом решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения возможна и в отсутствие в реестре сведений о регистрации права собственности за этим публично-правовым образованием. Право публичной собственности и последующий его переход к религиозной организации могут быть впоследствии зарегистрированы в порядке, установленном законодательством о регистрации недвижимости.
Как указывает истец Департамент предложил оформить технический план для дальнейшей постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности, однако впоследствии устно сообщил, что зарегистрировать право муниципальной собственности по тех. плану от ДД.ММ.ГГГГ не удалось из – за правовой коллизии и предложил обратиться в суд.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание права является одним из способов судебной защиты гражданских прав.
Согласно пункту 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление №), если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Основания приобретения права собственности определены в главе 14 названного Кодекса.
Одним из оснований приобретения права собственности, согласно статье 234 ГК РФ, является приобретательная давность.
В силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены названной статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 15 Постановления №, при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
В силу пункта16 Постановления № по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В пункте 19 Постановления № указано, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
Согласно пунктам 20, 21 Постановления № по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности. Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
В данном случае из материалов дела следует, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ до настоящего времени адрес молитвенного здания является адресом истца по месту его нахождения. С момента своего создания в 1993 г. по настоящее время истец заключал договоры и оплачивал расходы по оказанию услуг содержания молитвенного здания, представлял декларацию пожарной безопасности на здание.
С момента своего создания в 1993 г. на протяжении 30 лет истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет зданием и использует его в богослужебной деятельности. При этом здание было возведено на предоставленном для этих целей земельном участке.
Сведений о наличии правопритязаний иных лиц на здание молитвенного дома в деле не имеется. Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается факт открытого, непрерывного и добросовестного владения и пользования зданием молитвенного дома с 1993 года, то есть более 30 лет, суд приходит к выводу о доказанности истцом совокупности условий, для признания права собственности на указанный объект.
При указанных обстоятельствах и в целях правовой определенности в правах на недвижимое имущество суд, учитывая также отсутствие у истца возможности получения спорного имущества в собственность в порядке, предусмотренном Законом № 327-ФЗ, тем самым находит исковые требования о признании права собственности на здание молитвенного дома обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление Местной религиозной организации «Церковь Евангельских Христиан - баптистов «Благая Весть» <адрес> – удовлетворить.
Признать за Местной религиозной организацией «Церковь Евангельских Христиан - баптистов «Благая Весть» <адрес>, ИНН №, ОГРН № право собственности на здание молитвенного дома, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.Ю. Новак
Решение в окончательной форме изготовлено 29 октября 2024 года
Председательствующий А.Ю. Новак