Решение по делу № 7У-8578/2024 [77-4624/2024] от 14.10.2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                     дело № 77 - 4624/2024

КАССАЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово                                           28 ноября 2024 года

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Мусохранов Е.П.,

с участием прокурора Чуриновой И.С.,

осужденного <данные изъяты>.,

адвоката Шрамко И.Г.,

при секретаре Кондаковой К.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Алтайского края Патлаева Д.Е. на приговор Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28.05.2024 и апелляционное постановление Алтайского краевого суда от 15.08.2024.

Приговором Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28.05.2024

<данные изъяты>, гражданин РФ, судимый:

- 03.03.2021 Индустриальным районным судом г. Барнаула Алтайского края по ст. 264.1 УК РФ к 180 часам обязательных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года,

осужден по ч. 2 ст. 264.1 УК РФ к 1 году лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 3 года.

На основании ч. 2 ст. 53.1 УК РФ назначенное наказание в виде 1 года лишения свободы заменено принудительными работами на срок 1 год с удержанием 15 % из заработной платы в доход государства.

Срок основного наказания постановлено исчислять со дня прибытия осужденного в исправительный центр, срок дополнительного наказания - с момента отбытия основного наказания в виде принудительных работ.

В приговоре разрешен вопрос о судьбе вещественных доказательств.

Апелляционным постановлением Алтайского краевого суда от 15.08.2024 приговор суда изменен.

Исключены из резолютивной части приговора указания о назначении дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, к лишению свободы, а также об исчислении срока дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, в соответствии с ч. 4 ст. 47 УК РФ с момента отбытия основного наказания в виде принудительных работ.

В остальной части приговор оставлен без изменения.

Заслушав выступление прокурора, поддержавшей доводы кассационного представления, мнение осужденного и адвоката, полагавших необходимым судебные решения оставить без изменения, суд кассационной инстанции

УСТАНОВИЛ:

приговором суда <данные изъяты> признан виновным и осужден за управление автомобилем в состоянии опьянения, будучи судимым за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ.

Преступление совершено 27.01.2024 в г. Барнауле Алтайского края при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В кассационном представлении заместитель прокурора Алтайского края Патлаев Д.Е. ставит вопрос об отмене судебных решений и направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение ввиду существенного нарушения уголовного закона при назначении судом основного и дополнительного наказаний. Ссылаясь на материалы уголовного дела, считает, что наличие в действиях <данные изъяты> активного способствования раскрытию и расследованию преступления не нашло своего подтверждения, в связи с чем суд необоснованно признал данное обстоятельство смягчающим наказание в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ и применил положения ч. 1 ст. 62 УК РФ, а также назначил чрезмерно мягкое наказание. Кроме того, указывает, что суд, заменив на основании ч. 2 ст. 53.1 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы принудительными работами, не разрешил вопрос о назначении дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 264.1 УК РФ в качестве обязательного к принудительным работам.

Проверив материалы уголовного дела, изучив доводы кассационного представления и выслушав мнение сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

По настоящему делу такие нарушения были допущены.

Согласно ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым, постановленным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основанным на правильном применении уголовного закона.

Однако, указанные положения закона судом первой инстанций не соблюдены.

В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, одним из обстоятельств, смягчающим наказание виновного лица, является активное способствование раскрытию и расследованию преступления.

Согласно разъяснениям, данным в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" активное способствование раскрытию и расследованию преступления следует учитывать в качестве смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, если лицо о совершенном с его участием преступлении либо о своей роли в преступлении представило органам дознания или следствия информацию, имеющую значение для раскрытия и расследования преступления.

Как следует из приговора, суд при назначении наказания <данные изъяты> признал обстоятельством, смягчающим наказание - активное способствование раскрытию и расследованию преступления, выразившееся в участии в следственных действиях.

Между тем, как усматривается из материалов уголовного дела, факт совершения <данные изъяты> преступных действий выявлен сотрудниками полиции после остановки транспортного средства. От прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения, как и от дачи показаний в качестве подозреваемого, <данные изъяты> отказался. При проведении осмотра видеозаписей с его участием, какой-либо значимой информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступления, не сообщил (т.1 л.д. 6, 9, 44-46, 50-52).

При таких обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях <данные изъяты> активного способствования раскрытию и расследованию преступления является необоснованным, поскольку не подтверждается материалами дела, в связи с чем оснований для признания данного обстоятельства, смягчающим наказание, в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ и применения положений ч. 1 ст. 62 УК РФ у суда не имелось.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 53.1 УК РФ, если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

Санкцией ч. 2 ст. 264.1 УК РФ наряду с основными наказаниями в виде принудительных работ и лишения свободы предусмотрено и дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применение которого является обязательным.

Согласно разъяснениям, данным в п. 22.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" при замене лишения свободы принудительными работами дополнительное наказание, предусмотренное к лишению свободы, в том числе и в качестве обязательного, не назначается. Суд, заменив лишение свободы принудительными работами, должен решить вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ к принудительным работам.

Однако, при назначении наказания указанные положения закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд не учел, заменив <данные изъяты> назначенное наказание в виде лишения свободы принудительными работами, вопрос о назначении ему обязательного дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не разрешил.

Допущенные судом первой инстанции нарушения уголовного закона, как об этом обоснованно указано в кассационном представлении, являются существенными, поскольку могли повлиять на справедливость назначенного <данные изъяты> наказания.

По указанным основаниям, учитывая при этом, что установленный ст. 401.6 УПК РФ срок поворота к худшему при пересмотре судебных решений не истек, суд кассационной инстанции считает необходимым приговор и апелляционное постановление отменить, а уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции иным составом суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

приговор Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28.05.2024 и апелляционное постановление Алтайского краевого суда от 15.08.2024 в отношении <данные изъяты> отменить, уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение в тот же суд первой инстанции иным составом суда.

Кассационное представление заместителя прокурора Алтайского края Патлаева Д.Е. удовлетворить.

Судья                                                                          Е.П. Мусохранов

7У-8578/2024 [77-4624/2024]

Категория:
Уголовные
Истцы
Заместитель прокурора края Д.Е. Патлаев
Филатова О.В.
Другие
Шрамко Иван Геннадьевич
Колаев Руслан Григорьевич
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
28.11.2024Судебное заседание
28.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее