Решение по делу № 2-12140/2016 от 12.07.2016

Дело № 2-12140/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 октября 2016 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Никитенковой Е.В.,

при секретаре Грасс Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старцевой Н.Е. к ГБУ Республики Коми «Территориальный центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации расходов, связанных с оплатой услуг по освещению жилого помещения, исходя из норматива потребления, обязании произвести доплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг по освещению жилого помещения исходя из фактического потребления,

УСТАНОВИЛ:

Старцева Н.Е. обратилась в суд с иском к ГБУ Республики Коми «Территориальный центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН») о признании незаконными действий ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации оплаты услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, просила обязать произвести выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с ** ** ** года по ** ** ** года.

В судебном заседании истец Старцева Н.Е. не присутствовала, заявила о рассмотрении дела без ее участия, в ходе производства по делу иск поддержала.

Представитель ответчика ГБУ Республики Коми «Территориальный центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» ... О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала.

Третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило возражения на иск, в которых поддержало позицию ответчика.

Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Старцева Н.Е. зарегистрирована и проживает в ..., с ** ** **

Истец работает с ** ** ** ... МОУ «...» г. Сыктывкара. Ранее истец с ** ** ** по ** ** ** также работала в МОУ «...» г. Сыктывкара ..., была уволена по собственному желанию.

Старцева Н.Е. является получателем мер социальной поддержки в соответствии со ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

Являясь ..., Старцева Н.Е. получает меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа. Указанные меры социальной поддержки распространяются как на работающих педагогов, так и на лиц, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в государственных образовательных организациях Республики Коми и муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа

ГБУ РК «ЦСЗН» производит начисление и выплату денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуг по освещению.

Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан, включая социальное обеспечение, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу в п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится социальная поддержка и социальное обслуживание граждан.

На основании ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ (в редакции Закона РК от 24.06.2013 № 54-РЗ) «О социальной поддержке населения в Республике Коми» педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки: в том числе оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.

Ранее действовавшая редакция п. 3 ч. 1(1) ст. 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» закрепляла право педагогических работников на получение мер социальной поддержки в отношении жилого помещения по 100 процентной оплате электроснабжения.

Как предусмотрено п. 15.1 Постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми» (в редакции Постановления Правительства РК от 07.10.2013 № 383), сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) ст. 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется:

1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;

2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

В связи с введенными в действие изменениями в законодательство Республики Коми ответчик производил педагогическим работникам, работающим в сельской местности, расчет компенсации платы за освещение в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение, которые установлены Приказом Службы по тарифам от 25.03.2015 №16/12 (ранее от 23.08.2012 № 62/21).

Такой порядок расчета компенсации не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривающим ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации.

Так, ранее правоотношения по предоставлению педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения были регламентированы ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», которая предусматривала, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Изменяя правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других значимых обстоятельств.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Из системного анализа приведенного законодательства следует, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.

Действующее законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки, при условии сохранения объема законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.

Эта правовая позиция нашла свое подтверждение в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 № 20-П, от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 23.04.2004 № 9-П, от 04.12.2003 № 415-О, от 15.02.2005 № 17-О, от 01.12.2005 № 521-О, от 02.04.2009 № 553-О-П).

Доводы ответчика о том, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение» и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства. Снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.

Наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.

Таким образом, действия ГБУ РК «ЦСЗН» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Старцевой Н.Е. исходя из норматива потребления электрической энергии, за спорный период подлежат признанию незаконными.

То обстоятельство, что такой расчет был предусмотрен действующим в спорный период времени на территории Республики Коми Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115, которым утверждены Правила и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить основанием для отказа в иске, так как согласно ст. 11 ГПК Российской Федерации, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Предметом данного спора являлось оспаривание истцом объема предоставляемых мер социальной поддержки, следовательно, разрешение данного вопроса без анализа нормативно-правовой базы, регулирующей спорные правоотношения, не представляется возможным.

Из справки, представленной ответчиком, следует, что за спорный период Старцевой Н.Е. выплачена компенсация в размере ...., а начислено к оплате ...., в связи с чем взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма в размере ...

При этом судом не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что вместе с истцом в жилом помещении зарегистрирована ... ... Е.В., которая не является членом семьи истца и, следовательно, на нее не распространяются меры социальной поддержки.

Согласно положениям Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» педагогическим работникам предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере ... процентов отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплаты за освещение.

Из норм Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а равно и Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» не следует, что указанные меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам без учета членов их семьи или граждан, проживающих с ними в качестве членов семьи.

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Поскольку Ермолаева Е.В. зарегистрирована в квартире истца как член ее семьи, отсутствуют основания для выплаты суммы компенсации расходов по освещению жилого помещения без учета Ермолаевой Е.В.

На основании ст. 98 ГПК Российской Федерации с ГБУ Республики Коми «Территориальный центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» надлежит взыскать в пользу Старцевой Н.Е. расходы на оплату государственной пошлины в сумме ... руб.

Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия ГБУ Республики Коми «Территориальный центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» по расчету и выплате Старцевой Н.Е. компенсации расходов, связанных с оплатой услуг по освещению жилого помещения, исходя из норматива потребления.

Обязать ГБУ Республики Коми «Территориальный центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» произвести доплату Старцевой Н.Е. компенсации расходов, связанных с оплатой услуг по освещению жилого помещения, за период с ** ** ** года по ** ** ** года исходя из фактического потребления в сумме ... руб. 72 коп.

Взыскать с ГБУ Республики Коми «Территориальный центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» в пользу Старцевой Н.Е. расходы на оплату государственной пошлины в сумме ... руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья                               Е.В. Никитенкова

2-12140/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Старцева Н.Е.
Ответчики
ГБУ РК ЦСЗН по г. Сыктывкару
Другие
Министерство труда и социальной защиты РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
12.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2016Передача материалов судье
15.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.08.2016Предварительное судебное заседание
03.10.2016Судебное заседание
03.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее