Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года <адрес>
Моршанский районный суд <адрес> в составе:
федерального судьи: Чепраковой О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя административного истца <адрес> государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Моршанская центральная районная больница» Л.Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплом ДВС 0132763, представителя административных ответчиков <адрес>, Прокуратуры <адрес> Б.Е.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Моршанская центральная районная больница» к заместителю прокурора <адрес> ФИО4, прокуратуре <адрес> о признании недействительным представления заместителя прокурора <адрес> К.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Моршанская центральная районная больница» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным представления заместителя прокурора <адрес> К.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и отменить его. В обоснование иска указали, что прокуратурой <адрес> в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. По результатам проведенной проверки заместителем прокурора города советником юстиции B.B. Картушевым было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от ДД.ММ.ГГГГ N 02-01-28-2022 из которого следует, что защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) является противорадиационным укрытием (далее - ПРУ), расположенном по адресу: <адрес>. Статус указанного ЗС ГО как объекта гражданской обороны подтверждается наличием паспорта ПРУ ЗС ГО.
Согласно пп. 1.7-1.8, п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации ЗС) возложена на организации, на учете которых находятся ЗС ГО.
Проверка показала, что в ЗС ГО ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» по вышеуказанному адресу не были соблюдены требования действующего в обозначенной сфере законодательства.
Полагают, что оспариваемое представление. является недействительным, нарушает права и законные интересы истца, а именно:
Представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона.
Невыполнение в срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (ст. 17.7 КоАП РФ).
Следовательно, представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
Согласно оспариваемому представлению, выданному истцу, должностное лицо прокуратуры требует: принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях.
В качестве нарушения истцу вменяется то, что:
Отсутствовали в ЗС ГО следующие документы: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтро-вентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию дизельных электростанций; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила проведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы дизельных электростанций; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов (раздел З.6 Правил);
Не обеспечиваются: постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени ( п.1 ст.96 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон №28-ФЗ), п.1З постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее- Постановление N 1309), пп.2-15 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (далее - Порядок);
Не имеются в организации: паспорт ЗС ГО (при наличии ЗС ГО) не находятся в ЗС ГО (укрытии), в которых указаны: основные технические характеристики ЗС ГО; перечень оборудования систем жизнеобеспечения; копии поэтажных планов и экспликаций помещений с обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам ГО И ЧС (п.1 ст. 9 Закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение о ГО в РФ), п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях), п. 2.2 Правил);
Не выполняются организацией при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности: требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим ЗС; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания чрезвычайных ситуациях мирного времени (п.l ст.9 Закона №28-ФЗ, п. 10 Положения о ГО в РФ, п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пп.3.2.1, 3.2.1 Правил);
Не обеспечено организацией содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению: входов в ЗС ГО; защитных устройств и помещений для укрываемых (п.1 ст.9 Закона №28-ФЗ, п.10 Положения о ГО в РФ, п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пп.3.2.1- ДД.ММ.ГГГГ Правил);
Не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п.1 СТ.9 Закона N 28-ФЗ, п.10 Положения о ГО в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях,пп.3.2.1- ДД.ММ.ГГГГ Правил);
Не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ЗС ГО (ежегодные, специальные (внеочередные) осмотры, комплексные оценки технического состояния и инвентаризации (п.1 ст.9 Закона. N 28-ФЗ, п.10 Положения о ГО в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пп.4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 4.2.6,4.3.1-ДД.ММ.ГГГГ,4.4.1-4.4.5,4.5.1-4.5.5 Правил);
Не производится техническое обслуживание технических систем ЗС ГО в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения (п.1 ст.9 Закона №28-ФЗ, п.10 Положения о ГО в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пп.5.1.1 - 5.1.7,5.2.1 - 5.2.4,5.3.1 - 5.3.4 Правил);
Не производится планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем; планово -предупредительный ремонт строительных конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения (п.l ст.9 Закона №28-ФЗ, п.10 Положения о ГО в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пп.5.1.1 - 5.1.7, 5.2.1 5.2.4,5.3.1- 5.3.4 Правил);
Не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение ЗС ГО; маршрутов движения укрываемых к ЗС ГО; порядок заполнения ЗС ГО укрываемыми (п.1 ст.9 Закона N 28-ФЗ, п.10 Положения о ГО в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, ПП.6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил);
Не созданы звенья для обслуживания ЗС ГО в мирное время (п.l ст.9 Закона №28-ФЗ, п.10 Положения о ГО в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п. 1.4, схема «А» приложения № Правил);
Не созданы группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых (п.1 ст.9 Закона N 28-ФЗ, п.10 Положения о ГО в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п. 1.4, схема «А», «Б», «В», «Г» приложения № Правил, п.4 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне);
Основные помещения ЗС ГО используются под складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при отсутствии автоматической системы пожаротушения (п.l ст.9 Закона № 28-ФЗ, П.I0 Положения о ГО в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пп.3.1.2, 3.1.3 Правил, п. 12 Порядка);
Не обеспечено наличия решения руководителя (руководителя ГО) объекта экономики или органа местного самоуправления по согласованию (заключению) с органом управления по делам ГО и ЧС использование для нужд организации при режиме повседневной деятельности ЗС ГО (п.1 ст.9 Закона № 28-ФЗ, п.10 Положения о ГО в РФ, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пп.3.1.1, 3.1.3 Правил);
Не соблюдаются организацией противопожарные требования при эксплуатации ЗС ГО в зависимости от назначения помещений в мироне время (пп. 3.5.1,3.5.5 Правил);
Не заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами (п.15 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ППР), п.3.5.1 Правил, п.10 Порядка);
Не размещены на объекте защиты знаки пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено» (п.11 ППР, п.3.5.1 Правил, п.10 Порядка);
Не обозначены на входных дверях помещений (пожарных отсеков)
производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д) с наружной стороны и на наружных установках в зоне их обслуживания на видном месте категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зон определенные в соответствии с ТРоТПБ (п.12 ППР, п.3.5.1 Правил, п.10 Порядка);
Не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы (п.36 ППР, п.3.5.1 Правил, п.10 Порядка);
Не обеспечено ЗС ГО требуемым количеством первичных средств пожаротушения (согласно разделу XIX и приложениям № и 2 ППР, п.3.5.1 Правил, п.10 Порядка);
Не исключена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (п.35 ППР, п.3.5.1 Правил, п.10 Порядка);
Не исключено использование розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями ( п.35 ППР, п.3.5.1 Правил,п.10 Порядка);
Не соблюдается на объекте защиты требования защиты зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматической пожарной сигнализацией (п.4, пп. 9 таблицы 1, пп. 38 таблицы 3 НПБ 110-03, п. 3.5.1 Правил, п. 10 Порядка);
Не соблюдается на объекте защиты требования по оснащению зданий, сооружений системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (пп.11***, 15 таблицы 2 НПБ 104-03, п. 3.5.1 Правил, п. 10 Порядка);
Не исключена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42 IПIP, п.з.5.1 Правил, П.10 Порядка);
Не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских помещениях (п.6 ППР, п.3.5.1 Правил, П.10 Порядка);
Не исключено использование подвальных помещений для организации для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, если это не предусмотрено проектной документацией (п.16 ППР, п.3.5.1 Правил, П.10 Порядка).
Причинами и условиями, выявленных прокуратурой города нарушений законодательства, явилось ненадлежащее отношение к исполнению должностных обязанностей со стороны работников ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ», ответственных за данный участок работы, отсутствие должного контроля за их работой со стороны руководства учреждения здравоохранения.
ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» считает, что вывод должностного лица прокуратуры о нарушении истцом законодательства, противоречит требованиям действующего законодательства.
ТОГБУЗ «Моршанская центральная районная больница» с 2012 года является областным государственным бюджетным учреждением, и всё недвижимое имущество находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации - <адрес>. До 2012 года больница являлась муниципальным учреждением, а именно Муниципальным учреждением здравоохранения «Моршанская центральная районная больница». Так как, на основании п. 1.2. приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО, приложением № к приказу утверждена форма паспорта. В примечании к приложению отмечено, что паспорт составляется в трех экземплярах: 1 экз. находится в ЗС ГО (укрытии), 2 экз. - в службе ЗС ГО объекта, 3 экз. - в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района). В ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» администрацией <адрес> не предоставлялись экземпляры паспорта ЗС ГО. Между администрацией города и учреждением не заключался договор ответственного хранения о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также не проводилось финансирование выполнения мероприятий гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 учет ЗС ГО должен вестись и в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО.
Согласно Передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ о передаче имущества больницы из муниципальной собственности в государственную, а также в соответствии с приложением к Приказу Комитета по управлению имуществом <адрес> от 03.06. 2013 г. N 383 «О закреплении на праве оперативного управления за ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» недвижимого имущества, являющегося государственной собственностью <адрес>» в перечне, передаваемых объектов в оперативное управление, нет объекта гражданской обороны (противорадиационное укрытие), расположенного по адресу: <адрес>, а значится четырехэтажное нежилое здание с подвалом.
В целях идентификации сооружения как защитного для целей гражданской обороны (пункт 2.2. приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583), такое имущество помимо паспорта, должно определяться копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. В техническом паспорте на четырехэтажное нежилое здание по адресу: <адрес> инвентарный №/А/188, реестровый № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значится подвал, площадью 1451,7 м.кв., а не защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие.
Таким образом, на балансе ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» не находилось и не находится защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие. <адрес> не проводилось финансирование выполнения мероприятий гражданской обороны, а именно содержание ЗС ГО ПРУ. Вывод должностного лица прокуратуры <адрес> о нарушении истцом положений законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, противоречит требованиям действующего законодательства РФ.
Просят признать недействительным представление заместителя прокурора <адрес> К.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и отменить его.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Л.Н.В. доводы иска поддержала, просила требования удолветворить.
Административный ответчик – заместитель прокурора <адрес> ФИО4 в суд не явился. Его интересы и интересы органов прокуратуры на основании доверенности представляет старший помощник прокурора <адрес> Б.Е.М., которая административный иск не признала, указав, что представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и обоснованным. Пояснила, что в рамках исполнения задания N 07-34-2022 от ДД.ММ.ГГГГ об организации проверки исполнения территориальными подразделениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом и подведомственными ему организациями законодательства при управлении и распоряжении федеральным имуществом, прокуратурой города была запрошена в администрации <адрес> информация, в том числе и о защитных сооружениях гражданской обороны расположенных на территории муниципального образования. Из информации администрации города от ДД.ММ.ГГГГ N 02-28/488 усматривается, что по адресу: <адрес> находится ПРУ, балансодержатель ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ», номер ЗС ГО, присвоенный в МЧС России по результатам проведенной в 2014-2018 годах инвентаризации -62194. Согласно ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации руководителями некоммерческих организаций, к которым в рассматриваемой ситуации относится ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ». ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут прокуратурой города в соответствии поступившим заданием N 07-34-2022 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании ЗС ГО и вынесенным в этот же день решением, с которым под роспись был ознакомлен начальник штаба гражданской обороны административно-хозяйственной части ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» Л.Е.Н., по адресу: <адрес> с привлечением специалиста ТОНД и ПР по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка по вопросу соблюдения учреждением здравоохранения, описанным выше, законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании ЗС ГО, по результатам которой были выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО», приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время », которые были отражены в справке. По результатам проверки, прокуратура города пришла к выводу о том, что в ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» должностным лицом, уполномоченным устранить нарушения законодательства, описанные выше, является руководитель - главный врач ФИО7 в адрес которого ДД.ММ.ГГГГ за N 02-01-28-2022 внесено в установленном порядке законное, обоснованное и мотивированное представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, просит в иске отказать.
Специалист начальник штаба гражданской обороны административно-хозяйственной части ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» Л.Е.Н. в судебном заседании пояснила, что в здании ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» ПРУ не входит.
Специалист начальник отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации <адрес> Д.А.А. пояснил, что инвентаризация объектов гражданской обороны проходит 1 раз в 4 года. Комиссия создается на уровне субъекта. защитное сооружение ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» расположено в подвальном помещении, числится как противорадиционное укрытие, инвентарный №.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьям 1, 2, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28 ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно пункта 2 которого, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие, специализированные складские помещения (место хранения), санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В пункте 3 указанного Порядка противорадиационные укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.
В силу п.10 указанного Порядка организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время
Пунктом 2 предусмотрено, что содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В силу пунктов 1.2, 2.1 и 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583, статус защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 учет ЗС ГО должен вестись и в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО.
Как установлено в судебном заседании, в рамках исполнения задания прокуратуры <адрес> N 07-34-2022/68-22-20680001 от ДД.ММ.ГГГГ об организации проверки исполнения территориальными подразделениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом и подведомственными ему организациями законодательства при управлении и распоряжении федеральным имуществом, прокуратурой <адрес> было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки в ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» о соблюдении требований законодательства о гражданской обороне. В ходе проведения проверки была запрошена в администрации <адрес> информация, в том числе и о защитных сооружениях гражданской обороны расположенных на территории муниципального образования.
Из информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 02-28/488 усматривается, что по адресу: <адрес> находится ПРУ, балансодержатель ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ», номер ЗС ГО, присвоенный в МЧС России по результатам проведенной в 2014-2018 годах инвентаризации -62194.
Согласно ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации руководителями некоммерческих организаций, к которым относится ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ».
ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут прокуратурой города в соответствии с поступившим заданием N 07-34-2022 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании ЗС ГО и вынесенным в этот же день решением, с которым был ознакомлен начальник штаба гражданской обороны административно-хозяйственной части ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» Л.Е.Н., по адресу: <адрес>, д.l, с привлечением специалиста ТОНД и ПР по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка по вопросу соблюдения учреждением здравоохранения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании ЗС ГО, по результатам которой были выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО», приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время », которые заключаются в следующем: На момент проверки ЗС ГО находилось на ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ». Статус указанного ЗС ГО как объекта гражданской обороны подтверждается наличием паспорта противорадиционного укрытия ЗС ГО. По итогам проверки установлено, что в ЗС ГО ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» не были соблюдены требования действующего в обозначенной сфере законодательства:
Отсутствовали в ЗС ГО следующие документы: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтро-вентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию дизельных электростанций; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила проведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы дизельных электростанций; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов ;
Не обеспечиваются: постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
Не имеются в организации: паспорт ЗС ГО (при наличии ЗС ГО) не находятся в ЗС ГО (укрытии), в которых указаны: основные технические характеристики ЗС ГО; перечень оборудования систем жизнеобеспечения; копии поэтажных планов и экспликаций помещений с обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам ГО И ЧС;
Не выполняются организацией при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности: требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим ЗС; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания чрезвычайных ситуациях мирного времени;
Не обеспечено организацией содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению: входов в ЗС ГО; защитных устройств и помещений для укрываемых;
Не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;
Не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ЗС ГО (ежегодные, специальные (внеочередные) осмотры, комплексные оценки технического состояния и инвентаризации) ;
Не производится техническое обслуживание технических систем ЗС ГО в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения;
Не производится планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем; планово- предупредительный ремонт строительных конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения;
Не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение ЗС ГО; маршрутов движения укрываемых к ЗС ГО; порядок заполнения ЗС ГО укрываемыми;
Не созданы звенья для обслуживания ЗС ГО в мирное время;
Не созданы группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых;
Основные помещения ЗС ГО используются под складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при отсутствии автоматической системы пожаротушения;
Не обеспечено наличия решения руководителя (руководителя ГО) объекта экономики или органа местного самоуправления по согласованию (заключению) с органом управления по делам ГО и ЧС использование для нужд организации при режиме повседневной деятельности ЗС ГО;
Не соблюдаются организацией противопожарные требования при эксплуатации ЗС ГО в зависимости от назначения помещений в мирное время ;
Не заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами;
Не размещены на объекте защиты знаки пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено»;
Не обозначены на входных дверях помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д) с наружной стороны и на наружных установках в зоне их обслуживания на видном месте категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зон определенные в соответствии с ТРоТПБ;
Не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы;
Не обеспечено ЗС ГО требуемым количеством первичных средств пожаротушения;
Не исключена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией;
Не исключено использование розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями ;
Не соблюдается на объекте защиты требования защиты зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматической пожарной сигнализацией;
Не соблюдается на объекте защиты требования по оснащению зданий, сооружений системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях;
Не исключена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
Не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских помещениях;
Не исключено использование подвальных помещений для организации для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, если это не предусмотрено проектной документацией.
Таким образом, проверяемый объект гражданской обороны Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Моршанская центральная районная больница» в настоящее время не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нарушения требований законодательства носят существенный характер и ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне4 проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Рассматривая доводы представителя истца о том, что в их владении ЗС ГО имеется, суд учитывает, что не смотря на отсутствие сведений о защитном сооружении гражданской обороны в правоустанавливающих документах в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес> материалах дела имеется ответ из Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ИВ-143-4-8, согласно которого по учетным данным Главного Управления МЧС России по <адрес> в подвальном помещении ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» расположенного по адресу: <адрес>зарегистрировано защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, инвентарный №, не готовое к приему укрываемых. К ответу на запрос прилагается выписка из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны <адрес> инвентарный №сбр, где указана ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» с площадью объекта <данные изъяты>., основных помещений <данные изъяты> инвентарный №, тип класс ЗСГО П-4, год ввода в эксплуатацию объекта 1996 <адрес> инвентаризации в отношении спорного ЗС ГО (ПРУ) подтверждается актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО ПРУ инв. № от ДД.ММ.ГГГГ. Сооружение гражданской обороны (ПРУ) поставлено на соответствующий учет, сведений о снятии его с учета, как защитного сооружения гражданской обороны, в материалы дела не предоставлено. Доказательств того, что подвальное помещение ошибочно отнесено к ЗС ГО (ПРУ). без законных на то оснований, также отсутствуют.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О сформулированы правовые позиции, согласно которым само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путём специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Таким образом, обжалуемое представление прокурора не противоречит действующему законодательству, и оснований для удовлетворения административных исковых требований <адрес> государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Моршанская центральная районная больница» о признании недействительным представления заместителя прокурора <адрес> К.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Моршанская центральная районная больница» к заместителю прокурора <адрес> ФИО4, прокуратуре <адрес> о признании недействительным представления заместителя прокурора <адрес> К.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ № –отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья О.В. Чепракова
Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья О.В. Чепракова