УИД 36RS0010-01-2021-002167-08
Дело № 2а-116/2022 (2а-1441/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 21 января 2022 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Строковой О.А.
при секретаре Стрельченко О.В.,
с участием:
административного истца Жаркова Я.В.,
третьего лица Военкома военкомата города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Румынина Э.А.,
представителя третьих лиц военкома Воронежской области и военкомата Воронежской области Авдеева В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Жаркова Ярослава Владимировича к призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, военному комиссариату города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, главе администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии города Борисоглебска, Борисоглебского и Терновского районов Воронежской области, возложении обязанности на призывную комиссию о направлении на прохождение дополнительного медицинского обследования,
у с т а н о в и л:
Жарков Я.В. обратился в суд с административным иском, пояснив, что состоит на воинском учёте в военном комиссариате г. Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области.
При прохождении мероприятий, связанных с осенним призывом на военную службу 2021 года, решением призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области он был призван в Вооружённые силы Российской Федерации для прохождения военной службы по призыву. Истец утверждает, что ему была вручена повестка серия <данные изъяты> на прохождение медицинского освидетельствования, но уточнили, что это повестка для отправки к месту прохождения военной службы на 04:00 18.12.2021.
Истец считает, что в отношении него было принято решение о призыве на военную службу. Доказательством принятия оспариваемого решения, по мнению административного истца, служит повестка для отправки к месту прохождения военной службы на 18 декабря 2021 г. Истец подал заявление о получении копии решения призывной комиссии, однако решение ему до сих пор выдано не было.
С решением призывной комиссии он не согласен, считает его незаконным, так как оспариваемое решение нарушает его право на надлежащее медицинское освидетельствование, право на охрану здоровья и право на освобождение от военной службы. При принятии решения, нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами. Данные обстоятельства препятствуют установлению основания для использования им права на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Истец пояснил, что 14 октября 2021 г. он явился в военный комиссариат, где прошел медицинское освидетельствование, на котором ему было выдано одно дополнительное обследование к кардиологу, он его прошел, но результаты получились некорректные, и по его мнению необходимо было пройти дополнительное обследования (СМАД). Кроме того, только после медицинского освидетельствования ему выдали направление на обязательные диагностические исследования. 16 декабря 2021 была призывная комиссия, на которой ему выдали повестку на 18 декабря 2021 г. к 04:00 для отправки к месту прохождения военной службы.
Решение призывной комиссии истец считает незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Специалистами медицинской комиссии не были учтены его жалобы на состояние здоровья, что является нарушением норм действующего законодательства.
У него имеются следующие жалобы на состояние здоровья:
- Длительное время беспокоит стабильное повышение давления на уровне <данные изъяты> Он наблюдается у терапевта и кардиолога с диагнозом: <данные изъяты>, состоит на диспансерном учете, принимает антигипергензивную терапию с положительным эффектом.
- При дообследовании по линии военкомата выявлено повышение уровня креатинина крови до <данные изъяты> что, с учетом диагноза <данные изъяты> требует направления на дообследование в нефрологическом отделении.
По утверждению истца, имеется заключение невролога от 01.06.21 с диагнозом: <данные изъяты>
Данные жалобы, по мнению истца, могут свидетельствовать о наличии у него заболеваний, предусмотренных пунктом «В» статьи 43, а также статьи 71 Расписания болезней, приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, в соответствии с которыми ему должна быть определена категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе», и в соответствии с п.п. «а» п.1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», он должен быть освобожден от призыва на военную службу.
Истец обращает внимание, что призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, которая указывается в решении (п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663).
По мнению истца, ввиду имеющихся патологий, в настоящее время, достоверно установить его диагноз не представляется возможным, в то время как в соответствии с п. 4 ст. 5.1. Федерального закона от 28.03.1998 N 53-Ф3 (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Однако, вышеуказанные обстоятельства и положения закона, по утверждению истца, были проигнорированы - направление на дополнительное обследование выданы не были.
Как утверждает истец, врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся жалобам на состояние здоровья, вследствие чего произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, что повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Медицинское освидетельствование проводилось без результатов обязательных диагностических исследований.
Административный истец просит признать незаконным решение призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области о призыве его на военную службу и обязать призывную комиссию устранить допущеные нарушения: направить его на прохождение дополнительного медицинского обследования.
В судебном заседании Жирков Я.В. поддержал свои требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, также привлеченный в качестве административного ответчика Глава администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц: администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, военного комиссариата г. Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, призывной комиссии Воронежской области, Губернатора Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От представителя заинтересованного лица администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области Ликк Е.С., действующей по доверенности от 28.12.2021 № 33-11/12839, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Заинтересованное лицо военный комиссар военного комиссариата города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Румынин Э.А. против административного иска возражает, считая административный иск необоснованным, а действия призывной комиссии законными.
Представитель заинтересованных лиц военного комиссара Воронежской области и военного комиссариата Воронежской области Авдеев В.Ф., действующих на основании доверенности от 16.11.2021 № 3848, против административного иска возражает, представив письменные возражения на административный иск.
Выслушав мнения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона № 53-Ф3 призыву на военную службу подлежат, в том числе, граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с ч. 3 данной статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с ч. 5.1 указанной статьи наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
В соответствии с положениями ст. 29 указанного закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в том числе, организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, а также рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
На основании п. 13 раздела II Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно п. 16 данного Положения персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В соответствии с положениями ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно- врачебная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574.
Независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами).
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории его годности к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 установлено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
На призывную комиссию субъекта Российской Федерации возложена обязанность организации медицинского осмотра и контрольных мероприятий профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Как установлено судом и следует из материалов дела, Жарков Я.В. поставлен на воинский учет в военном комиссариате города Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области 14 октября 2021 года. Со слов Истца, ранее он состоял на воинском учете в г. Ярославле. В связи с тем, что Жарков Я.В. является гражданином призывного возраста, не пребывающем в запасе, он был направлен для осмотра врачами-специалистами военно-врачебной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, которая работала в этот день на призывном пункте военного комиссариата, с целью предварительного определения состояния здоровья призывника.
Учитывая жалобы Жаркова Я.В. на состояние здоровья, он установленным порядком был направлен на медицинское обследование в БУЗ ВО «Борисоглебская РБ».
В результате обследования оснований для освобождения Жаркова Я.В. от призыва на военную службу выявлено не было.
16 декабря 2021 года военно-врачебной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области было проведено медицинское освидетельствование Жаркова Я.В. на предмет определения категории годности к военной службе. С учетом анамнеза, результатов проведенных медицинских обследований Жаркову Я.В. была установлена категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, а на основании этого призывной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области было принято решение о призыве Жаркова Я.В. на военную службу.
На заседании призывной комиссии Жарков Я.В. заявил, что не согласен с установленной ему категорией годности к военной службе и с вынесенным призывной комиссией решением.
С учетом изложенного Жаркову Я.В. здесь же была вручена повестка для прохождения контрольного медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией Воронежской области 18 декабря 2021 года с целью уточнения его категории годности к военной службе. В то же время Жаркову Я.В. было разъяснено, что в случае оставления в силе военно-врачебной комиссией Воронежской области категории годности к военной службе, установленной ему военно-врачебной комиссией Борисоглебского городского округа, ему будет вручена соответствующая повестка и он будет направлен для прохождения военной службы установленным порядком.
Как пояснил представитель заинтересованных лиц Авдеев В.Ф., 17 декабря 2021 года Жарков Я.В. по собственной инициативе должен был представить в военный комиссариат дополнительные материалы медицинского обследования (лечения) для прохождения контрольного медицинского освидетельствования, но вместо этого в конце рабочего дня представил в военный комиссариат копию своего административного искового заявления в суд, а также заявление о том, что уклоняясь от явки в военный комиссариат по повестке он, реализует свое право на обжалование решения призывной комиссии.
18 декабря 2021 года Жарков Я.В. не прибыл в военный комиссариат для отправки в г. Воронеж на контрольное медицинское освидетельствование.
Таким образом, Жарков Я.В., заявляя суду о том, что военно-врачебная комиссия не реагирует на его жалобы, а призывная комиссия не принимает должных мер для установления ему категории годности к военной службе, которую он считает единственно верной, на самом деле искажает факты, так как сам уклонился от прохождения контрольного медицинского освидетельствования, где он мог бы предоставить врачам возможность выслушать все его жалобы, а также заявить все требования и претензии.
Истец не отрицает тот факт, что с жалобой на указанное выше заключение военно- врачебной экспертизы Жарков Я.В. в призывную комиссию Воронежской области не обращался. Также он не обращался и в независимую военно-врачебную экспертизу для установления категории годности к военной службе.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Жаркова Я.В.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Жаркова Ярослава Владимировича к призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, военному комиссариату города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, главе администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии города Борисоглебска, Борисоглебского и Терновского районов Воронежской области, возложении обязанности на призывную комиссию о направлении на прохождение дополнительного медицинского обследования отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – п/п
УИД 36RS0010-01-2021-002167-08
Дело № 2а-116/2022 (2а-1441/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 21 января 2022 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Строковой О.А.
при секретаре Стрельченко О.В.,
с участием:
административного истца Жаркова Я.В.,
третьего лица Военкома военкомата города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Румынина Э.А.,
представителя третьих лиц военкома Воронежской области и военкомата Воронежской области Авдеева В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Жаркова Ярослава Владимировича к призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, военному комиссариату города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, главе администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии города Борисоглебска, Борисоглебского и Терновского районов Воронежской области, возложении обязанности на призывную комиссию о направлении на прохождение дополнительного медицинского обследования,
у с т а н о в и л:
Жарков Я.В. обратился в суд с административным иском, пояснив, что состоит на воинском учёте в военном комиссариате г. Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области.
При прохождении мероприятий, связанных с осенним призывом на военную службу 2021 года, решением призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области он был призван в Вооружённые силы Российской Федерации для прохождения военной службы по призыву. Истец утверждает, что ему была вручена повестка серия <данные изъяты> на прохождение медицинского освидетельствования, но уточнили, что это повестка для отправки к месту прохождения военной службы на 04:00 18.12.2021.
Истец считает, что в отношении него было принято решение о призыве на военную службу. Доказательством принятия оспариваемого решения, по мнению административного истца, служит повестка для отправки к месту прохождения военной службы на 18 декабря 2021 г. Истец подал заявление о получении копии решения призывной комиссии, однако решение ему до сих пор выдано не было.
С решением призывной комиссии он не согласен, считает его незаконным, так как оспариваемое решение нарушает его право на надлежащее медицинское освидетельствование, право на охрану здоровья и право на освобождение от военной службы. При принятии решения, нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами. Данные обстоятельства препятствуют установлению основания для использования им права на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Истец пояснил, что 14 октября 2021 г. он явился в военный комиссариат, где прошел медицинское освидетельствование, на котором ему было выдано одно дополнительное обследование к кардиологу, он его прошел, но результаты получились некорректные, и по его мнению необходимо было пройти дополнительное обследования (СМАД). Кроме того, только после медицинского освидетельствования ему выдали направление на обязательные диагностические исследования. 16 декабря 2021 была призывная комиссия, на которой ему выдали повестку на 18 декабря 2021 г. к 04:00 для отправки к месту прохождения военной службы.
Решение призывной комиссии истец считает незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Специалистами медицинской комиссии не были учтены его жалобы на состояние здоровья, что является нарушением норм действующего законодательства.
У него имеются следующие жалобы на состояние здоровья:
- Длительное время беспокоит стабильное повышение давления на уровне <данные изъяты> Он наблюдается у терапевта и кардиолога с диагнозом: <данные изъяты>, состоит на диспансерном учете, принимает антигипергензивную терапию с положительным эффектом.
- При дообследовании по линии военкомата выявлено повышение уровня креатинина крови до <данные изъяты> что, с учетом диагноза <данные изъяты> требует направления на дообследование в нефрологическом отделении.
По утверждению истца, имеется заключение невролога от 01.06.21 с диагнозом: <данные изъяты>
Данные жалобы, по мнению истца, могут свидетельствовать о наличии у него заболеваний, предусмотренных пунктом «В» статьи 43, а также статьи 71 Расписания болезней, приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, в соответствии с которыми ему должна быть определена категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе», и в соответствии с п.п. «а» п.1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», он должен быть освобожден от призыва на военную службу.
Истец обращает внимание, что призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, которая указывается в решении (п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663).
По мнению истца, ввиду имеющихся патологий, в настоящее время, достоверно установить его диагноз не представляется возможным, в то время как в соответствии с п. 4 ст. 5.1. Федерального закона от 28.03.1998 N 53-Ф3 (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Однако, вышеуказанные обстоятельства и положения закона, по утверждению истца, были проигнорированы - направление на дополнительное обследование выданы не были.
Как утверждает истец, врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся жалобам на состояние здоровья, вследствие чего произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, что повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Медицинское освидетельствование проводилось без результатов обязательных диагностических исследований.
Административный истец просит признать незаконным решение призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области о призыве его на военную службу и обязать призывную комиссию устранить допущеные нарушения: направить его на прохождение дополнительного медицинского обследования.
В судебном заседании Жирков Я.В. поддержал свои требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, также привлеченный в качестве административного ответчика Глава администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц: администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, военного комиссариата г. Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, призывной комиссии Воронежской области, Губернатора Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От представителя заинтересованного лица администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области Ликк Е.С., действующей по доверенности от 28.12.2021 № 33-11/12839, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Заинтересованное лицо военный комиссар военного комиссариата города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Румынин Э.А. против административного иска возражает, считая административный иск необоснованным, а действия призывной комиссии законными.
Представитель заинтересованных лиц военного комиссара Воронежской области и военного комиссариата Воронежской области Авдеев В.Ф., действующих на основании доверенности от 16.11.2021 № 3848, против административного иска возражает, представив письменные возражения на административный иск.
Выслушав мнения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона № 53-Ф3 призыву на военную службу подлежат, в том числе, граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с ч. 3 данной статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с ч. 5.1 указанной статьи наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
В соответствии с положениями ст. 29 указанного закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в том числе, организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, а также рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
На основании п. 13 раздела II Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно п. 16 данного Положения персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В соответствии с положениями ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно- врачебная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574.
Независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами).
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории его годности к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 установлено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
На призывную комиссию субъекта Российской Федерации возложена обязанность организации медицинского осмотра и контрольных мероприятий профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Как установлено судом и следует из материалов дела, Жарков Я.В. поставлен на воинский учет в военном комиссариате города Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области 14 октября 2021 года. Со слов Истца, ранее он состоял на воинском учете в г. Ярославле. В связи с тем, что Жарков Я.В. является гражданином призывного возраста, не пребывающем в запасе, он был направлен для осмотра врачами-специалистами военно-врачебной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, которая работала в этот день на призывном пункте военного комиссариата, с целью предварительного определения состояния здоровья призывника.
Учитывая жалобы Жаркова Я.В. на состояние здоровья, он установленным порядком был направлен на медицинское обследование в БУЗ ВО «Борисоглебская РБ».
В результате обследования оснований для освобождения Жаркова Я.В. от призыва на военную службу выявлено не было.
16 декабря 2021 года военно-врачебной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области было проведено медицинское освидетельствование Жаркова Я.В. на предмет определения категории годности к военной службе. С учетом анамнеза, результатов проведенных медицинских обследований Жаркову Я.В. была установлена категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, а на основании этого призывной комиссией Борисоглебского городского округа Воронежской области было принято решение о призыве Жаркова Я.В. на военную службу.
На заседании призывной комиссии Жарков Я.В. заявил, что не согласен с установленной ему категорией годности к военной службе и с вынесенным призывной комиссией решением.
С учетом изложенного Жаркову Я.В. здесь же была вручена повестка для прохождения контрольного медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией Воронежской области 18 декабря 2021 года с целью уточнения его категории годности к военной службе. В то же время Жаркову Я.В. было разъяснено, что в случае оставления в силе военно-врачебной комиссией Воронежской области категории годности к военной службе, установленной ему военно-врачебной комиссией Борисоглебского городского округа, ему будет вручена соответствующая повестка и он будет направлен для прохождения военной службы установленным порядком.
Как пояснил представитель заинтересованных лиц Авдеев В.Ф., 17 декабря 2021 года Жарков Я.В. по собственной инициативе должен был представить в военный комиссариат дополнительные материалы медицинского обследования (лечения) для прохождения контрольного медицинского освидетельствования, но вместо этого в конце рабочего дня представил в военный комиссариат копию своего административного искового заявления в суд, а также заявление о том, что уклоняясь от явки в военный комиссариат по повестке он, реализует свое право на обжалование решения призывной комиссии.
18 декабря 2021 года Жарков Я.В. не прибыл в военный комиссариат для отправки в г. Воронеж на контрольное медицинское освидетельствование.
Таким образом, Жарков Я.В., заявляя суду о том, что военно-врачебная комиссия не реагирует на его жалобы, а призывная комиссия не принимает должных мер для установления ему категории годности к военной службе, которую он считает единственно верной, на самом деле искажает факты, так как сам уклонился от прохождения контрольного медицинского освидетельствования, где он мог бы предоставить врачам возможность выслушать все его жалобы, а также заявить все требования и претензии.
Истец не отрицает тот факт, что с жалобой на указанное выше заключение военно- врачебной экспертизы Жарков Я.В. в призывную комиссию Воронежской области не обращался. Также он не обращался и в независимую военно-врачебную экспертизу для установления категории годности к военной службе.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Жаркова Я.В.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Жаркова Ярослава Владимировича к призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, военному комиссариату города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, главе администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии города Борисоглебска, Борисоглебского и Терновского районов Воронежской области, возложении обязанности на призывную комиссию о направлении на прохождение дополнительного медицинского обследования отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – п/п