Дело 2а-4262/2020
74RS0028-01-2020-007493-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Цивилевой Е.С.,
при секретаре Гореловой И.В.,
с участием прокурора Мальковской Ю.А., представителя административного истца Швецова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения исправительная колония № 1 ГУФСИН России по Челябинской области к Кадочникову В.В. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 1 ГУФСИН России по Челябинской области (далее по тексту - ФКУ ИК-1) обратилось в суд с административным иском к Кадочникову В.В. об установлении административного надзора. В обоснование заявленных требований указано, что 30 января 2014 года Кадочников В.В. осужден Миасским городским судом Челябинской области по ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока отбывания наказания 30 января 2014 года, конец срока - 16 июля 2021 года, зачет срока 17 июля 2013 года по 29 января 2014 года. Кадочников В.В. прибыл в ФКУ ИК-1 15 мая 2014 года из ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области. За период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, имеет 98 взысканий, поощрений не имеет. 26 сентября 2018 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия отбывания наказания, в связи с чем просит установить осужденному Кадочникову В.В. после освобождения из мест лишения свободы административный надзор сроком на 3 года со следующими административными ограничениями: запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением выхода на работу; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет выезда за пределы муниципального района (городского округа), на территории которых будет проживать (л.д. 4).
Представитель административного истца ФКУ ИК-1 Швецов И.С. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Кадочников В.В. в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 21, 22).
Заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Мальковской Ю.А., полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление ФКУ ИК-1, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пп. 1, 2 и 4) ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Установление ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в силу положений Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является обязательным.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В судебном заседании установлено, что 30 января 2014 года Кадочников В.В. осужден Миасским городским судом Челябинской области по ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 14 апреля 2014 года (л.д. 5-8, 9).
За время отбывания наказания в исправительной колонии Кадочников В.В. имеет 98 взысканий, поощрений не имеет, что подтверждается соответствующей справкой (л.д. 13).
Из характеристики на Кадочникова В.В. следует, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы административный ответчик характеризуется отрицательно (л.д.12).
20 сентября 2018 года в 14 часов 33 минуты Кадочников В.В. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно: вышел без разрешения администрации из жилой зоны № 2 в производственную зону, был задержан в дежурной части учреждения, в связи с чем 26 сентября 2018 года постановлениями начальника ФКУ ИК-1 С.С.А. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия содержания (л.д. 10, 11).
Преступление, совершенное Кадочниковым В.В., предусмотренное ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения преступления), наказывалось лишением свободы на срок до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Следовательно, с учетом положений ч. 5 ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации данное преступление относится к категории особо тяжких преступлений.
В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, поскольку Кадочников В.В. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбытия наказания, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, следует установить в отношении Кадочникова В.В. административный надзор на срок 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Установленный срок административного надзора учитывает характер и степень общественной опасности совершенных административным ответчиком особо тяжкого преступления и другие указанные выше обстоятельств дела, отрицательно характеризующие личность, поведение ответчика в период отбывания наказания в местах лишения свободы и свидетельствующие о необходимости установления максимального срока административного надзора.
В пункте 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что в отношении поднадзорного лица может устанавливаться запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Принимая во внимание личность осужденного, тяжесть и характер преступления, а также обстоятельства его совершения, суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении Кадочникова В.В. административного ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток без каких-либо исключений.
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пп. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами, которые могут быть связаны, в том числе, и с решением вопросов трудоустройства.
Таким образом, с учетом данных о личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания, суд приходит к выводу об установлении в отношении Кадочникова В.В. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток - в ночное время, то есть с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня. При этом оснований указывать «за исключением выхода на работу» не имеется.
В силу абз. 10 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16.05.2017 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Учитывая, что до осуждения Кадочников В.В. проживал и планирует проживать на территории Челябинской области, следует назначить ему административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы Челябинской области.
Для предупреждения совершения Кадочниковым В.В. преступлений и других правонарушений, в целях защиты общественных интересов и интересов граждан, в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок 3 года, со следующими административными ограничениями: запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрет пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток, то есть с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за пределы Челябинской области.
Указанные меры соответствуют целям и задачам административного надзора - недопущения совершения Кадочниковым В.В. новых правонарушений, оказания помощи в возвращении, приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права. Кроме того, указанные меры соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного ст. 4 Закона об административном надзоре.
Установленные в отношении Кадочникова В.В. ограничения являются временными ограничениями прав и свобод лица, освобождаемого из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие ст. 55 Конституции Российской Федерации, международным договорам о правах человека, поскольку установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.
Кроме того, Кадочников В.В. не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства поставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 273, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения исправительная колония № 1 ГУФСИН России по Челябинской области к Кадочникову В.В. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Кадочникова В.В., ДАТА года рождения, МЕСТО РОЖДЕНИЯ, на срок 3 (три) года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Установить в отношении Кадочникова В.В. административные ограничения:
- запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрет пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток, то есть с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
- обязательная явка 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет выезда за пределы Челябинской области.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 1 ГУФСИН России по Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Копейский городской суд Челябинской области в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий: