Дело № 2-89/2021
УИД: 37RS0017-01-2021-000085-38
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 апреля 2021 года город Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.С.
при секретаре Шапакиной Е.В.,
с участием помощника прокурора Родниковского района Ивановской области ФИО12, истца ФИО3, истца ФИО8, представителя истца ФИО5 - ФИО17, представителя ответчика - администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области, ФИО13, представителя третьего лица - Департамента строительства и архитектуры Ивановской области и Правительства Ивановской области, ФИО14,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Родниковского района Ивановской области, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Родниковского района Ивановской области, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 (далее - прокурор Родниковского района Ивановской области) обратился в суд с иском (с учетом заявления об изменении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ) к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области об обязании устранить выявленные нарушения федерального законодательства, а именно: организовать работы по строительству автомобильных дорог по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ; об обязании администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ включить в перечень дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>», утвержденный постановлением муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, дороги по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Протокольными определениями Родниковского районного суда Ивановской области, суд, руководствуясь ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Правительство Ивановской области.
Определениями Родниковского районного суда Ивановской области производство по иску прокурора Родниковского района Ивановской области в интересах ФИО17, ФИО18, ФИО11, судом на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ, прекращено в связи с отказом прокурора Родниковского района, истцов ФИО17, ФИО18, ФИО11 от иска.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Родниковского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и о дорожной деятельности в Российской Федерации. В ходе проверки установлено следующее. Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы права принят Закон Ивановской области от 31.12.2002 г. № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации», устанавливающий порядок предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Ивановской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельных участков, находящихся в собственности Ивановской области, в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрена разработка комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. В соответствии п. 17 «Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 г. № 372, при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена. В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: транспортная доступность; удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующая обеспеченность земельных участков объекта инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Coгласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что муниципальным образованием во исполнение требований земельного законодательства предоставлены земельные участки семьям имеющих трех и более детей, а именно: ФИО1 по адресу: <адрес> (№); ФИО2 по адресу: <адрес> (№); ФИО3 по адресу: <адрес> (№); ФИО4 по адресу: <адрес> (№); ФИО5 по адресу: <адрес> (№); ФИО6 по адресу: <адрес> (№); ФИО7 по адресу: <адрес> (№); ФИО8 по адресу: <адрес> (№); ФИО9 по адресу: <адрес> (№). При обследовании земельных участков установлено, что подъездные пути, какая-либо дорога, улица, имеющая твердое покрытие, отсутствует. Кроме того, в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Родниковское городское поселение Ивановской области», утвержденный постановлением администрации МО «Родниковское городское поселение Ивановской области» от 10.10.2012 г. № 165, улицы: <данные изъяты> не включены. В нарушение требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, градостроительного законодательства МО «Родниковский муниципальный район» обязанности по осуществлению обустройства автомобильной дороги на земельных участках, выделенных гражданам, имеющим трех и более детей, и оснащению объектами инженерной инфраструктуры не исполнена. Выявленные нарушения федерального и регионального законодательства свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления, нарушающим права семей, имеющих трех и более детей, которые не имеют возможности использовать предоставленный земельный участок для строительства жилого дома. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области в срок до 01.10.2022 г. организовать работы по строительству автомобильных дорог по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области в срок не позднее 01.11.2022 г. включить в перечень дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области», утвержденный постановлением муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, дороги по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Родниковского района ФИО12 исковые требования, с учетом заявления об изменении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержал.
Истцы ФИО3, ФИО8, представитель истца ФИО5 - ФИО17, в судебном заседании пояснили, что исковые требования прокурора поддерживают.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области ФИО13 в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что бюджет Родниковского муниципального района находится в крайне трудном финансовом положении и не имеет возможности принять новые расходные обязательства и выделить средства на реализацию заявленных мероприятий. Родниковский муниципальный район мог бы реализовать мероприятия по организации транспортной инфраструктуры земельных участков истцов путем участия в государственной программе <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения <адрес>», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>, бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и плановый период 2022-2023 годов на указанные мероприятия в бюджете <адрес> не предусмотрено.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, Правительства Ивановской области - ФИО14, полагала заявленные прокурором требования обоснованными. Суду пояснила, что обязанность по обеспечению земельных участков истцов транспортной инфраструктурой является исключительной обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае - администрации Родниковского муниципального района Ивановской области, в силу, в том числе и Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д. 236-237 т. 1).
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания в порядке гл. 10 ГПК РФ извещены.
При имеющихся обстоятельствах, с учетом ч.ч. 3, 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, истцов ФИО3, ФИО8, представителя истца ФИО5 - ФИО17, представителя ответчика - администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области ФИО13, представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, Правительства Ивановской области - ФИО15, исследовав и оценив материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600) обозначена задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.
В силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая Приказом от 09.09.2013 г. № 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность, на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В Ивановской области указанные вопросы регламентированы Законом Ивановской области от 31.12.2002 г. № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации».
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 1 Закона Ивановской области от 31.12.2002 г. № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации» (далее - Закон Ивановской области от 31.12.2002 г. № 111-ОЗ), установлены следующие случаи бесплатного предоставления в собственность гражданам … земельных участков, находящихся … в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: гражданам …, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, … на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.
Статья 1.2 Закона Ивановской области от 31.12.2002 г. № 111-ОЗ устанавливает порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в определенных настоящим Законом случаях:
- предоставление уполномоченными органами земельных участков гражданам в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности на основании данных учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в определенных в части 1 статьи 1 настоящего Закона случаях, из земельных участков, поставленных на кадастровый учет и включенных в Перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность (далее - Перечень) (п. 1);
- уполномоченные органы осуществляют в порядке, установленном земельным законодательством, образование земельных участков в целях последующего включения в Перечни (п. 2);
- органы, осуществляющие формирование и утверждение Перечней: … орган местного самоуправления муниципального района Ивановской области на основании перечней, сформированных и утвержденных уполномоченными органами муниципального района, сельских, городских поселений в границах муниципального района Ивановской области, формирует и утверждает Перечень и внесение в него изменений в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью их предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, проживающим на территории муниципального района Ивановской области (п. 3);
- перечни должны содержать характеристики земельных участков, включая их местоположение, адресную часть, кадастровые номера, площадь и вид разрешенного использования земельного участка, а также указание на контактных лиц, уполномоченных ознакомить заявителей с расположением земельных участков на местности, номера телефонов для связи с контактными лицами (п. 4).
С учетом вышеприведенных норм законодательства, предусмотренный п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, без соблюдения условия их обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой.
Во исполнение требований п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ и Закона Ивановской области от 31.12.2002 г. № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации», администрацией Родниковского муниципального района формируется и утверждается перечень земельных участков, предназначенных для последующего бесплатного предоставления многодетным семьям из свободных земельных участков на территории Родниковского городского поселения и сельских поселений Родниковского муниципального района, в качестве меры социальной поддержки (далее - Перечень), на основании перечней, сформированных и утвержденных уполномоченными органами муниципального района, сельских, городских поселений в границах муниципального района Ивановской области.
В связи с указанной необходимостью администрацией Родниковского муниципального района имело место:
- формирование (образование, межевание, постановка на кадастровый учет) ряда земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на территории Родниковского городского поселения Родниковского муниципального района Ивановской области;
- формирование и утверждение перечня земельных участков, предназначенных для последующего бесплатного предоставления многодетным семьям из свободных земельных участков на территории Родниковского городского поселения Родниковского муниципального района Ивановской области.
На основании вышеприведенных норм законодательства, заявлений истцов о принятии на учет и бесплатном предоставлении земельного участка в собственность имело место предоставление земельных участков:
- постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области отДД.ММ.ГГГГ №«О предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства», с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки, истцу ФИО1 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером№, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом в ЕГРН(л.д. 8, 89-90 т. 2);
- постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области отДД.ММ.ГГГГ №«О предоставлении ФИО2 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства», с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки, истцу ФИО2 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером№, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом в ЕГРН (л.д. 9, 26, 82-88 т. 2);
- постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области отДД.ММ.ГГГГ №«О предоставлении ФИО3 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства», с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки, истцу ФИО3 предоставлен бесплатно в собственность земельный участка с кадастровым номером№, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом(л.д. 10, 107, 148-149, 150-156 т. 2);
- постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области отДД.ММ.ГГГГ №«О предоставлении ФИО4 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства», с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки, истцу ФИО4 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером№, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом в ЕГРН(л.д. 11, 91-92 т. 2);
- постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области отДД.ММ.ГГГГ №«О предоставлении ФИО5 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства», с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки, истцу ФИО5 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером№, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом в ЕГРН(л.д. 12, 93-94 т. 2);
- постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области отДД.ММ.ГГГГ №«О предоставлении ФИО6 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства», с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки, истцу ФИО6 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером№, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом в ЕГРН(л.д. 13, 95-96 т. 2);
- постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области отДД.ММ.ГГГГ №«О предоставлении ФИО7 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства», с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки, истцу ФИО7 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером№, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом в ЕГРН (л.д. 16, 99-100 т. 2);
- постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области отДД.ММ.ГГГГ №«О предоставлении ФИО8 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства», с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки, истцу ФИО8 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером№, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом в ЕГРН(л.д. 17, 101-102 т. 2);
- постановлением администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области отДД.ММ.ГГГГ №«О предоставлении ФИО9 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства», с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки, истцу ФИО9 предоставлен бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером№, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом в ЕГРН(л.д. 18, 103-104 т. 2).
Однако, на данный момент у истцов отсутствует возможность строительства жилья на предоставленных им земельных участках, поскольку последние не обеспечены, в том числе транспортной инфраструктурой.
В силу п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Положениями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, установлены технические требования к организации их покрытия.
Представитель администрации Родниковского муниципального района ФИО13 в судебном заседании не отрицал факт отсутствия транспортной инфраструктуры к земельным участкам истцов.
Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу, что земельные участки истцов, как на момент предоставления, так и на данный момент, не обеспечены транспортной инфраструктурой, что препятствует их использованию по целевому назначению.
Неисполнение обязанности по обеспечению земельных участков истцов транспортной инфраструктурой нарушает права и законные интересы истцов, имеющих в собственности предоставленные в качестве меры социальной поддержки земельные участки и, как следствие, несущих бремя их содержания, но не имеющих возможности использовать их для строительства жилых домов.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (ст. 130, ч. 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (ст. 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 132 ч. 2 Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ), устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).
В силу п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся: … организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 14); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14).
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.
Аналогичные полномочия Родниковского городского поселения и Родниковского муниципального района отражены в их Уставах.
В связи с упразднением администрации Родниковского городского поселения Родниковского муниципального района Ивановской области, согласно ст. 29.1 Устава Родниковского муниципального района, администрация муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» (л.д. 206-230 т. 1).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», содержащая приложение № 6 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства». Согласно последним субсидии могут быть направлены на следующие цели: подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях реализации проектов по развитию территорий (п. в); строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий (п. д); строительство (реконструкция) объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в том числе магистральных сетей, в целях реализации проектов по развитию территорий (п. е). Срок реализации программы - с 2018 г. по 2025 г.
На территории Ивановской области Постановлением Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», предусматривающая подпрограмму № 5 «Стимулирование развития жилищного строительства», целью которой является, в том числе и обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми. Срок реализации подпрограммы - с 2019 г. по 2024 г. Администратором, ответственным исполнителем подпрограммы и основных мероприятий является Департамент строительства и архитектуры Ивановской области. Указанная подпрограмма предусматривает мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми. Доля расходов областного бюджета в финансовом обеспечении соответствующих расходных обязательств не должна превышать 95 %, а для высокодотационных муниципальных образований - 99 %.
Однако, бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и плановый период 2022-2023 годов на указанные мероприятия в бюджете Ивановской области не предусмотрено.
В соответствии с государственной программой Ивановской области Постановлением администрации Родниковского муниципального района от 26.11.2013 г. № 1538 утверждена муниципальная программа Родниковского муниципального района «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Родниковского муниципального района», предусматривающая подпрограмму № 5 «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми, в Родниковском районе Ивановской области», целью которой является создание условий для строительства благоустроенного жилья на земельных участках, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми. Подпрограмма предусматривает предоставление субсидий из областного бюджета бюджету Родниковского муниципального района на обеспечение различной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления (предоставленных) семьям с тремя и более детьми. Реализация подпрограммы предусматривает привлечение средств федерального, областного бюджетов и софинансирование в части бюджета Родниковского муниципального района. Софинансирование должно быть обеспечено в следующей пропорции: не более 95 % за счет средств областного бюджета и не менее 5 % за счет средств бюджета муниципального образования.
Однако, на плановый период 2021, 2022 и 2023 годов предоставление субсидии не планируется.
Вместе с тем, отсутствие финансирования государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», не влияет на обязанность администрации Родниковского муниципального района организовывать и финансировать мероприятия, связанные с обеспечением земельных участков, расположенных на территории Родниковского муниципального района, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки, семьям, имеющим трех и более детей, транспортной инфраструктурой, поскольку указанные вопросы в силу положений вышеуказанных нормативных актов, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся к ведению органа местного самоуправления, в данном случае - администрации Родниковского муниципального района.
В связи с указанным, доводы ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на него обязанности по обеспечению земельных участков истцов транспортной инфраструктурой является необоснованными.
Таким образом, у суда имеются основания для возложения на администрацию Родниковского муниципального района, обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить земельные участки истцов по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, транспортной инфраструктурой.
Испрашиваемый истцом срок для исполнения возложенных обязанностей, признается судом разумным и достаточным.
Учет автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Учет проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Указанный учет необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, у суда имеются основания для возложения на администрацию Родниковского муниципального района, обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ включить в перечень дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>», утвержденный постановлением муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, дороги по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Испрашиваемый истцом срок для исполнения возложенных обязанностей, признается судом разумным и достаточным.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, администрация муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> освобождена от уплаты государственной пошлины, не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требованияпрокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> о понуждении совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по строительству автомобильных дорог по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ включить в перечень дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области», утвержденный постановлением муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, дороги по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Капустина
Решение в окончательной форме изготовлено 22.04.2021 Н.С. Капустина